Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста
Доклад на вступительном общесадовом родительском собрании
в сентябре 2015-16 учебного года
(контингент: младший дошкольный возраст)
Учитель-логопед Сусленко Татьяна Ивановна
Особенности речевого развития детей
младшего дошкольного возраста
Без детей нельзя было бы ТАК любить человечество.
Ф.М. Достоевский
Я хотела бы начать свое выступление со слов великого всемирно признанного классика русской литературы, философа Федора Михайловича Достоевского: «Без детей нельзя было бы ТАК любить человечество».
Вы обращали внимание на то, что Ваш ребенок понимает гораздо больше слов, чем произносит? Так происходит в силу возраста малыша. Объем понимаемых ребенком слов называется «пассивный словарь». Именно он определяет уровень сформированности мышления ребенка и понимательной стороны речи людей. Обратите, пожалуйста, внимание как много понимает Ваш маленький человек!
Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивается.
Становление речи – сложный и длительный процесс, в ходе которого ребенок, общаясь со взрослыми и сверстниками, с одной стороны, учится понимать обращенную к нему речь, а с другой – с помощью управления своими речевыми органами самостоятельно воспроизводить нужные звуки, затем объединять их в слоги и слова, добиваясь понимания своей речи со стороны окружающих.
После 3-х лет у ребенка происходит заметный интеллектуальный скачок за счет стремительного речевого развития. Иногда до этого возраста дети разговаривают мало, лишь отдельными словами. Но в возрасте трех лет все дети обычно становятся очень словоохотливыми. Кроме того, они уже хорошо понимают обращенную к ним речь взрослых.
К концу четвертого года жизни словарный запас крохи увеличивается до 2000 слов. Речь ребенка все чаще украшена наречиями (холодно, красиво), он начинает употреблять разные местоимения, правильно сопоставляя их с предметами (твой, мое, его).
У малыша еще не сформирована грамотность, поэтому пока вы можете слышать из его уст ошибочное согласование слов в предложении или другие ошибки («Дай красную карандаш!»). Также крохе пока сложно разобраться с ударениями в словах.
Общение ребенка в этом возрасте ситуативное, чаще инициируется взрослым, оно неустойчивое и кратковременное. Тем не менее, возникает новая форма общения со взрослым – общение на познавательные темы, которое сначала включено в совместную с взрослым познавательную деятельность.
В этот период наступает время «почемучек». Дети просто изводят взрослых разными вопросами, которые никак нельзя оставлять без ответов. Постарайтесь найти доступное объяснение всему, что интересует малыша.
Уникальность речевого развития детей в этом возрасте состоит в том, что в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. Овладение родным языком характеризуется использованием основных грамматических категорий, хотя отдельные ошибки допускаются. Напомню, что все еще сохраняется неправильное звукопроизношение.
Темпы владения речью у детей разные. Одни малыши начинают говорить рано, другие, хорошо понимая речь окружающих – молчат.
Хочу обратить Ваше внимание на термин, с которым многие из вас уже столкнулись.
Задержка речевого развития – это состояние, которое характеризуется отставанием речи от возрастных норм. У детей с задержкой речевого развития позже появляются первые слова, словарный запас растет очень медленно, позднее начинают использовать фразы.
Также в речевом развитии ребенка до 4-х лет часто наблюдаются проблемы с произношением. Речевой аппарат малыша в этом возрасте недостаточно развит, чтобы справляться со сложными звуками, например, свистяшими (С,З), шипящими (Ш, Ж, Ч, Щ), сонорными (Р, Л). Дети 3-4-х лет путают звуки, заменяют их похожими, а также довольно часто переставляют или заменяют слоги в словах. Все эти недочеты считаются особенностями развития речи ребенка и зачастую требуют специальной коррекции. На серьезные нарушения указывают и другие признаки, например, когда ребенок путает названия частей тела или не может составлять даже самые простые предложения. Наличие ослабленной общей, мимической мускулатуры, анатомические особенности, дискоординация и неорганичность движений артикуляционного аппарата лишь усугубляют тормозящие процессы в речевом развитии ребенка.
В осуществление процесса формирования речи включены центральная нервная система, слуховые и речевые органы. На него оказывают влияние множество факторов, из-за чего правильное произношение не всегда формируется у ребенка самостоятельно. В этом случае требуется систематическая квалифицированная логопедическая помощь, а в некоторых случаях и медицинское участие.
Объем учебной нагрузки в течение недели определен в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ.
Основные задачи коррекционного обучения
в младшей дошкольной группе.
Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза.
- развитие просодической стороны речи,
- коррекция произносительной стороны речи;
- работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов;
- совершенствование фонематического восприятия.
2. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников.
3. Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
4. Развитие и совершенствование имеющейся у детей связной речи.
5. Развитие коммуникативности, инициативности, желания и, как следствие, успешности в общении.
6. Развитие мелкой моторики. Известный философ, историк И. Кант сказал: «Рука – это вышедший наружу мозг человека». Систематические упражнения на развитие мелкой моторики в этом возрасте подготовят пальчики ребенка к таким сложным видам умственно-продуктивной деятельности, как рисование, аппликация, написание и чтение, где необходим зрительный, тактильный и двигательный контроль со стороны самого ребенка. Эти умения особенно важны для будущих школьников!
Осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками детского сада.
Организационно-методические формы проведения
коррекционной работы.
Учебный год в логопедической группе для детей с ОНР начинается первого сентября, условно делится на три периода:
1период—сентябрь, октябрь, ноябрь
2период—декабрь, январь, февраль
3период— март, апрель, май
Как правило, первые четыре недели сентября отводятся всеми специалистами для углубленной диагностики развития детей, сбора анамнеза, индивидуальной работы с детьми, совместной деятельности с детьми в режимные моменты. В июне проводится только итоговая и индивидуальная работа.
С результатами диагностики и перспективами Вас познакомят сегодня учителя-логопеды в группах.
Фронтальные занятия проводятся 2 раза в неделю: 1 занятие по развитию лексико-грамматических средств языка; 1 занятие по развитию связной речи. Длительность занятий – 15 минут.
Длительность индивидуальных и подгрупповых занятий: 10-15 минут в зависимости от неврологичского статуса ребенка и поставленных задач.
Подгрупповые занятия для детей в группе с ОНР приоритетно ориентированы на формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи, формированию произношения.
Индивидуальные занятия направлены на осуществление коррекции индивидуальных речевых нeдocтатков:
- подготовку к формированию артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию
- развитие фонематического слуха и восприятия,
- уточнение и расширение словарного запаса,
- отработку лексико-грамматических категорий.
Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка. И у каждого ребенка они разные!
В среду логопед проводит только индивидуальную работу с детьми во второй половине дня, и консультирование родителей.
Все остальное время в сетке работы учителя-логопеда занимает индивидуальная и подгрупповая работа с детьми, как целенаправленная, так и внесенная в режимные моменты.
Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна.
ВО-ПЕРВЫХ, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка.
ВО-ВТОРЫХ, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.
Чтобы развивалась правильная, грамотная и красивая речь, оставайтесь другом для своего ребенка и будьте в союзе с педагогами.
Свое выступление я хотела бы закончить словами известного писателя, врача, психолога Владимир Леви:
«Каждый день с ребенком начинайте с радостью и заканчивайте миром».
Желаю Вам здоровья, мудрости, терпения и ежедневных успехов на радость Вам и Вашим детям.
Благодарю за внимание!