Презентация Анализ лирического стихотворения
Читательская интерпретация (анализ)лирического произведенияГБОУ Школа 1995 г МосквыАвтор: учитель русского языка и литературы Калуга Лариса Васильевна
Что важно для образования XXI века?ПРОДУКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИУСПЕШНЫЙ УЧЕНИК (КАК УСПЕШНЫЙ БИЗНЕСМЕН)ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИУСТАНОВКА НА МАТЕРИАЛЬНЫЙ УСПЕХ И КАРЬЕРНЫЙ РОСТ Вывод: рыночная экономика утверждает приоритет материальных ценностей, однако игнорирует иные ценности: ИДЕЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА, СВОБОДУ МЫСЛИ, ЛЮБОВЬ, САМОПОЗНАНИЕ И САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ, т.е. всё, что воспевает литература любого народа. А чем это грозит обществу?.. И что важно для вас?..
В чём значение литературы? Итальянский филолог, культуролог и публицист Умберто Эко в книге «Шесть прогулок в литературных лесах» писал: «…читать литературное произведение – значит принимать участие в игре, позволяющей нам придать ОСМЫСЛЕННОСТЬ бесконечному РАЗНООБРАЗИЮ ВЕЩЕЙ, которые произошли, происходят или произойдут в настоящем мире». Читающий человек расширяет границы своего существования в пространстве, культуре и истории, он получает возможность прожить в виртуальном мире искусства судьбы литературных персонажей, перенестись в далёкие времена и страны, стать свидетелем исторических и человеческих драм и трагедий.
Литература — это искусство слова, которое отражает окружающий нас мир в художественных образах.
Нужна ли человеку поэзия?«Шестое чувство» Николай ГумилевПрекрасно в нас влюбленное виноИ добрый хлеб, что в печь для нас садится,И женщина, которою дано,Сперва измучившись, нам насладиться.Но что нам делать с розовой зарейНад холодеющими небесами,Где тишина и неземной покой,Что делать нам с бессмертными стихами?Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.Мгновение бежит неудержимо,И мы ломаем руки, но опятьОсуждены идти всё мимо, мимо… Вывод: Поэзия помогает услышать диалог эпох, поколений и народов в рамках культурной традиции, которая представлена в текстах культуры. А вы готовы к путешествию?
«Лес, точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряный,Весёлой, пёстрою стенойСтоит над светлою поляной».И.А. Бунин
«За окном ветерок веселится:То подпрыгнет, то притаится.И листочки бегут по дорожке,Словно жёлтые мышки от кошки». В. Орлов
Что такое лирика? Лирика (от греческого lyra — музыкальный инструмент, под звуки которого исполнялись стихи и песни) — род литературы, изображающий отдельные состояния героя в отдельные моменты его жизни.ЧУВСТВА, ПЕРЕЖИВАНИЯ, ВПЕЧАТЛЕНИЯОБРАЗ-ПЕРЕЖИВАНИЕЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙСТИХОТВОРНАЯ ФОРМА
Проза и поэзия: сходство и различие{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ПРОЗАПОЭЗИЯХудожественный мирПОТОК ЖИЗНИПОТОК СОЗНАНИЯПредмет, содержаниеПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ: события, характеры, детали - сюжетНа первом плане - ПЕРЕЖИВАНИЯСюжетСОБЫТИЯ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИСюжет практически ОТСУТСТВУЕТКомпозицияПРОЛОГ- ЭКСПОЗИЦИЯ – РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ- КУЛЬМИНАЦИЯ - РАЗВЯЗКА-ЭПИЛОГЧУВСТВА ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯХарактерыХарактер проявляется в поступках, деталях, в общении. Это ОБРАЗ-ХАРАКТЕРХарактер проявляется в отдельных проявлениях и переживаниях. Это ОБРАЗ-ПЕРЕЖИВАНИЕ
Жанры эпоса Роман — большая форма эпического жанра, многопроблемное произведение, изображающее человека в процессе его становления и развития. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Жанры эпоса Рассказ — малая эпическая прозаическая форма, небольшое произведение с ограниченным числом персонажей, в котором, как правило, решается одна проблема и описывается одно событие. А.П. Чехов «Хамелеон»
Жанры лирики: Лирическое стихотворение — малая жанровая форма лирики, написанная или от лица автора, или от лица вымышленного лирического героя. А.С. Пушкин «Я вас любил»
Жанры лирики: Баллада — средняя лиро–эпическая форма, произведение с напряжённым, необычным сюжетом. В.А. Жуковский «Светлана»
Ученикам вместо напутствия Вам предстоит написать выпускное сочинение. Все вокруг говорят о том, как это трудно. Вы боитесь, переживаете, что не справитесь с этим непростым испытанием. Но пора перестать бояться и поверить в свои силы. Вам помогут три чудесных правила, придуманных древними греками:Ничего слишком!Я не нуждаюсь во многом и не хочу большего.Не боги горшки обжигают… Итак, трезво оцените свои знания, спокойно двигайтесь вперёд, к своей цели, станьте победителем, вопреки прогнозам скептиков и тех, кто думает списать сочинение в Интернете!
Что разрешают правила написания сочинения?Сочинение – дело личное. Пиши не то, что положено, что и так всем известно, а только то, что сам чувствуешь и думаешь.Сочинение – дело направленное. Пиши сочинение, обращаясь к кому-либо (даже если этот адресат – ты сам).Сочинение – дело выполнимое. Даже если ты много не читал, всё равно есть что-то, что ты читал, знаешь, помнишь, и на это можно опереться.
Что запрещают правила написания сочинения?Нельзя имитировать чувства и бездумно повторять чужие мысли. Постарайся понять лирического героя, его переживания.Нельзя писать о том, чего не знаешь; рассуждать о том, чего не понимаешь; уходить от темы, расширяя или сужая её.Свои мысли подкрепляй текстом, объясняй роль художественных средств (тропов и фигур речи).
Анализ стихотворения…Чем нам поможет Шерлок Холмс? Метод Шерлока Холмса наблюдение и дедукцияУметь подмечать всё до мельчайших подробностей, видеть и запоминать деталиУметь достроить смысл, угадать целое, восстановить недостающие детали
Анализируем стихотворение А. Ахматовой.Так беспомощно грудь холодела,Но шаги мои были легки.Я на правую руку наделаПерчатку с левой руки.Показалось, что много ступеней,А я знала — их только три!Между кленов шепот осеннийПопросил: «Со мною умри!Я обманут моей унылойПеременчивой, злой судьбой».Я ответила: «Милый, милый —И я тоже. Умру с тобой!»Это песня последней встречи.Я взглянула на темный дом.Только в спальне горели свечиРавнодушно-желтым огнем.
Заключение Шерлока ХолмсаПеред нами – подробности любовной драмы, присутствие которой угадывается в деталях: похолодевшей груди, лёгкой, без твёрдой опоры походке, в перемене перчатки, в изменении времени и пространства, в комнате, которую покинула героиня, в равнодушном огне свечи….
Достраивание новых смыслов для создания целой картины.Все любовные драмы расставания сопровождаются переживаниями, рассеянностью, печалью и тоской.Лирическая героиня рассеянна, подавлена, не замечает ничего вокруг, ей кажется, что природа созвучна ею настроению – грусть тополя.Следовательно, она переживает любовную драму и, прощаясь, уходит навсегда из уютного дома. ВАЖНО: у Шерлока Холмса может быть один ответ, а у вас – множество, если дать волю своему воображению и подключить фантазию.Каково моё впечатление?Что я могу и хочу сказать по этому поводу?
В чём же искусство анализа лирического стихотворения? Искусство анализа - в проникновении в идею стихотворения через словесную ткань, в сопереживании лирическому герою.Способы:Точные и выразительные эпитеты нарисуют картину и откроют красоту мироздания;Антитеза поможет почувствовать мысль автора, сложность и противоречие окружающей жизни;Образ-переживание станет понятен через игру слов и виртуозный язык писателя.Сопереживание лирическому герою поможет понять глубинный смысл стихотворения.
ПрактикумАнализ лирического стихотворения А.С. Пушкина «Воспоминание»Когда для смертного умолкнет шумный деньИ на немые стогны градаПолупрозрачная наляжет ночи теньИ сон, дневных трудов награда,В то время для меня влачатся в тишинеЧасы томительного бденья:В бездействии ночном живей горят во мнеЗмеи сердечной угрызенья;Мечты кипят; в уме, подавленном тоской,Теснится тяжких дум избыток;Воспоминание безмолвно предо мнойСвой длинный развивает свиток;И с отвращением читая жизнь мою,Я трепещу и проклинаю,И горько жалуюсь, и горько слезы лью,Но строк печальных не смываю.
ПрактикумВопросы для анализа:1. Какая КАРТИНА предстаёт перед вами после прочтения стихотворения?2. Каково общее НАСТРОЕНИЕ стихотворения? (Грустное, печальное, задумчивое).3. О каком ВРЕМЕНИ СУТОК говорит автор?4. Какие признаки этого времени указывает автор?5. Чем является НОЧЬ для лирического героя?6. Какие МЫСЛИ терзают лирического героя? Выпишите из текста выражения, характеризующие СОСТОЯНИЕ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ.7. С помощью словаря определите ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ стогны, бденье, свиток. Какой ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ рисуется с их помощью?8. ПОНЯТНО ЛИ ВАМ состояние лирического героя? Чем оно вызвано? Было ли В ВАШЕЙ ЖИЗНИ такое состояние?9. Какую роль В НАШЕЙ ЖИЗНИ играют ВОСПОМИНАНИЯ?ВАЖНО: Анализ стихотворения начинаем с самого вопроса так, чтобы первая часть предложения повторяла часть вопроса.ОБРАЗЕЦ: После прочтения стихотворения передо мной предстаёт такая картина: ночь, спящий город, поэт сидит у окна, вспоминает прошедшее и думает…
ПрактикумАнализ стихотворения М. Цветаевой «Бабушке»Продолговатый и твердый овал,Черного платья раструбы...Юная бабушка! - Кто целовалВаши надменные губы?Руки, которые в залах дворцаВальсы Шопена играли...По сторонам ледяного лица -Локоны в виде спирали.Темный, прямой и взыскательный взгляд,Взгляд, к обороне готовый.Юные женщины так не глядят.Юная бабушка, кто вы?Сколько возможностей вы унесли,И невозможностей - сколько? -В ненасытимую прорву земли,Двадцатилетняя полька!День был невинен, и ветер был свеж,Темные звезды погасли.- Бабушка! - Этот жестокий мятежВ сердце моем - не от вас ли?..
Практикум1. Кому посвящено стихотворение?2. Бабушка М. Цветаевой умерла в молодом возрасте, и Марина могла видеть лишь её портрет. Какие строки в стихотворении говорят об этом?3. Что Марина Цветаева видит на портрете и как описывает увиденное в стихотворении?4 С кем беседует автор, рассматривая портрет?Как автор описывает внешние черты юной бабушки и как пытается увидеть за ними проявление характера? Какой видится нам молодая, рано умершая женщина?6. С какими словами обращается героиня к бабушке? Какие вопросы она задаёт?7. Что общего видит лирическая героиня между собой и бабушкой?8. Как Цветаева описывает день, когда не стало бабушки?Что имеет в виду автор, говоря о «возможностях» и «невозможностях»? Что означает слово мятеж в последней строфе?Чувствуете ли вы, также, как и М. Цветаева, связь между собой и своими предками? Посмотрите на старинные семейные фотографии, помечтайте. Возможно, вам захочется поговорить с близкими о своих предках или записать свои ощущения. Сделайте это!ВАЖНО: АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ НАЧАНАЙТЕ С САМОГО ВОПРОСА - ОН БУДЕТ ПЕРВОЙ ЧАСТЬЮ ВАШЕГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ.Образец: Стихотворение Цветаевой посвящено рано умершей бабушке по материнской линии. Об этом говорят строки… Вероятно, Марина увидела её фотографию и задумалась о том, какова траектория её судьбы. Какой мы её видим?
План анализа лирического стихотворенияМесто стихотворения в творчестве поэта (историко-биографический комментарий: датировка и место написания).Жанровые особенности и их роль(ода, послание, баллада, элегия и т.д.).Тематика, отражение в стихотворении основных мотивов творчества поэта, роль эпиграфа, посвящения, подзаголовков. Композиция (сколько частей и как они взаимосвязаны).Образный ряд стихотворения (ключевые образы, образы символы).Настроение, преобладающее в стихотворении, изменения в настроении лирического героя.Лексический строй текста (какие части речи преобладают и какова их роль).Синтаксический строй текста (обращения, восклицания и риторические вопросы и их роль в выражении позиции лирического героя).Роль изобразительных средств (тропы и фигуры речи и их роль).Звукопись, стихотворный размер, рифмовка и их роль в содержании.Смысл названия, пространство и время в стихотворении, литературные и культурные ассоциации, переклички эпох.
О чём нужно помнить? Анализировать стихотворение можно под разными, вполне закономерными углами зрения:Место стихотворения в творческой эволюции поэта;В истории и жанре литературного направления;В связи с биографией поэта и его идейной позицией; в истории русского литературного языка;В литературно-общественном движении эпохи.(литературовед В.Е. Холшевникова)
О чём нужно помнить? Каждое настоящее художественное произведение – это и открытый всему, и в то же время замкнутый в себе поэтический мир, который мы имеем право и воспринимать, и анализировать как некое сложное целое, как систему заключённых в нём образов, смыслов и понятий.(литературовед В.Е. Холшевникова)
Стихи подобны разноцветным стекламЦерковных окон. Заглянув снаружи,Мы ничего там не увидим толком.“Сплошная муть, а может быть, и хуже!”Так скажет обыватель. Он сердит,Когда он ничего не разглядит!И пусть его. А вы – вступайте смелоВ СВЯЩЕННЫЕ ПОЭЗИИ ПРЕДЕЛЫ!Как хорошо! Как ясно и светлоСияет многоцветное стекло!Да, НОВЫЙ СВЕТ откроется для вас,Все ВОЗВЫШАЕТ ДУХ, пленяет глаз,И ежели В ВАС ЕСТЬ ДУША, то вамОн по душе придется, ЭТОТ ХРАМ!Иоганн Гете«Стихи подобны разноцветным стеклам»
…Что делать нам с бессмертными стихами?Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.Мгновение бежит неудержимо,И мы ломаем руки, но опятьОсуждены идти всё мимо, мимо…Надеюсь, что теперь Вы не пройдёте мимо…Всем спасибо за внимание! Удачи)))
Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны источник шаблона: учитель информатики Курбанова Ирина Борисовна, ГБОУ школа № 594, Санкт-Петербург, сайт: http://pedsovet.su/ Шрифт Romantica script: http://fonts.by/pages/podrobno.php?table=handwritten&id=352 При оформлении презентации использованы графические клипарты:Бумага для фона: http://i014.radikal.ru/0801/bf/a1af9eaa1ac8.pnghttp://img-fotki.yandex.ru/get/9172/981986.3b/0_865d8_446e9b65_origПистолет http://img-fotki.yandex.ru/get/5624/981986.b/0_80a18_a44fb704_origКниги: http://img-fotki.yandex.ru/get/9091/981986.38/0_85bfa_6f9832dc_orighttp://s48.radikal.ru/i122/0905/f3/834f21980129.png Чернильница: http://www.rastut-goda.ru/photographic/school-framework/item/1301-school-photo-frame-i-and-my-class-.html Подсвечник: http://i076.radikal.ru/1209/cc/de92e7d2453c.png Свеча: http://i068.radikal.ru/1208/10/d8c83cf1db70.pngРоза: http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/r/roza/kras/roza302.png