Урок литературы.Стихотворение С Есенина О красном вечере задумалась дорога… .Анализ лирического текста.
Стихотворение С Есенина "О красном вечере задумалась дорога..." (восприятие, истолкование, оценка).Анализ лирического текста.
Цель урока:
Показать « секрет» обаяния стихов С. Есенина на примере одного из его произведений и на основе углубленного анализа прийти к осмыслению всей поэтической системы поэта.
Обогатить понятие о поэтических средствах художественной выразительности.
Конспект урока.
Стихотворение Есенина – прекрасный лирический пейзаж.
Какую картину представляете, читая стихотворение?1 О каком времени года и времени суток идёт речь? В чем фантастичность описания? Докажите близость поэта к народной культуре?
В стихотворении "О красном вечере задумалась дорога..."раскрывается внутренний мир, душевные переживания самого поэта, созерцающего тихую красоту осеннего вечера. Дорога приводит нас в деревню к старой избе. И здесь мы попадаем в сказочный, фантастический мир, где изба—беззубая старуха, холод «крадется», дорога «задумалась», солома «ахает». Необычны и цвета, которые использует автор для описания избушки: здесь печь—розовая, а зола в ней—зеленая. И на фоне сказочной картины перед нами предстает образ «желтоволосого отрока», погруженного в наблюдения за природой. И, увиденный его глазами, перед нами раскрывается мир в постепенно угасающем свете заката.
Перед нами удивительная картина осеннего вечера. В этом стихотворений изображена картина тихого осеннего деревенского вечера с его дремным спокойствием, приглушенными звуками на крестьянском дворе. Вечер назван «красным» - это закатное солнце сделало его таким. Близость поэзии к народной культуре доказывает использование устаревших слов «хмарь», «отрок», а также диалектизма «поветь». Мир красочный, многозвучный, где всё живет, движется, дышит.
Этот вечер наполнен звуками. Какими? 1 Назовите слова, которые обозначают не только действие, но и звук, сопровождающий его. Определите часть речи этих слов.
- Глаголы жует, шепчет, охает. Существительное вздох. А глагол крадется обозначает действие не только неспешное, но и еле слышное.
В стихотворении есть слова, которые не являются звукообозначениями, но за счет звукового сходства участвуют в создании "акустического" образа осеннего вечера. Приведите примеры аллитерации.
Изба-старуха челестью порога Жует пахучий мякиш тишины; Кого-то нет, и тонкогубый ветер О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.
- Зачем автор использует этот прием?
Эта картина наполнена образами, звуками, запахами, красками: Эти строки удивительны, они рождают множество ощущений. Изба «очеловечена», отождествлена с деревенской старухой, медленно жующей беззубой челюстью хлебный мякиш. Это олицетворение создаёт конкретную зрительную картину. Эпитет «пахучий» наполняет зарисовку ароматами деревенских сумерек. Законченность образа достигается за счет звукового фона: с помощью звукописи, использования свистящих и шипящих согласных поэт создает изумительную по инструментовке картину сельского вечера с приглушенными шелестами и шорохами, отчетливо слышимыми в спустившейся на землю тишине: ст-х-ч-ж-п-ш. В тексте много слов, содержащих шипящие звуки. Это звуки увядающей природы. Осенний вечер наполнен звуками приглушенными, тихими, и лишь один тонкий звук - как звук натянутой струны. Найдите и прочитайте эти строчки.
- Тягучий вздох, ныряя звоном тощим, Целует клюв нахохленной совы.
Существительное звон обозначает звонкий звук, он может быть и громким. Сохраняется ли это значение в тексте? Какой метафорический эпитет использован к слову звон?
Тощий звон. Наверное, это звук вовсе не яркий, не громкий, очень тонкий, который можно услышать только в тишине осеннего вечера.
Каков ритмический рисунок стихотворения?
Я5АбАб
Охарактеризуйте рифму. Можно ли наблюдать смысл рифмующихся слов? О чем нам говорит достаточно большая длина стиха? Почему поэт выбрал данный метр (размер) стихотворения?
Все в этом вечере вызывает у поэта душевный отклик. Посмотрите, в 5 строфе: И нежно охает ячменная солома есть непоэтичные слова: солома, ячменный, в этой же строфе слово хлев, в третьей строфе труба, печь - слова, обозначающие бытовые реалии. Но поэту дорого всё, он поэтизирует крестьянский быт, милую сердцу родину. появляется наречие нежно, которое создает очень важную характеристику действия. Подтвердите наблюдения другими примерами из текста.
В словосочетании ласково крадется наречие ласково тоже выражает авторскую оценку.
-Обратите внимание на то, что сочетание слов не совсем обычно. Составьте словосочетание с глаголом крадется и словосочетания с наречием ласково по схеме гл. + нар.
_ Крадется тихо, крадется неслышно, ласково сказать, ласково посмотреть, ласково погладить.
-Движение ( а глагол красться - глагол движения, перемещения) может быть не только тихим, неслышным, но и ласковым. Не только в звуках, но и в движениях осеннего вечера разлиты нежность и легкая грусть.
Перед нами удивительная картина осеннего вечера. В какие цвета окрашен вечер? Выпишите цветовые эпитеты в в той последовательности, в какой они появляются у Есенина.
Красный, синь, зеленый, розовый, золото, белый.
Есенин любит восходы и закаты за нежность и яркость красок. Благодаря какому приёму выделен красный цвет - цвет тревоги, сомнений, беспокойства?
В первой строке благодаря инверсии вынесено цветовое определение красный. Красный цвет - яркий, тревожный. Именно им открывается цветовая палитра осеннего вечера. Что предшествовало красному вечеру? Возможно, беспокойный, шумный, ветреный день. Прочитайте слова-цветообозначения в той последовательности, в какой они появляются в тексте.
Каким эпитетом цветовая гамма заканчивается? Можем ли мы говорить о движении души лирического героя?
- Можно, наблюдая движение от красного к белому, говорить о движении в душе лирического героя. (красный - цвет беспокойства, тревоги, сомнений; белый - цвет умиротворения, успокоения). Чем объяснить антитезу, создаваемую цветовыми прилагательными? Попытаемся ответить на этот вопрос, продолжив наблюдения над языком стихотворения.
Обратим внимание на глагол лучит. Глагол лучить не является общеупотребительным. Но прежде чем обратиться за подсказкой к словарю, подумаем сами. Разберите глагол по составу. Подберите однокоренные слова к этому глаголу.9 лучина, лучик, лучистый). Какое общее значение имеют все слова с корнем -луч-
- Эти слова имеют общее значение "излучать свет". В авторском тексте - лучит глаза, значит смотрит, возможно, чуть прищурившись, по детски тепло, с интересом.
- Между тем у глагола имеется и совершенно точное, закрепленное словарем значение.
Лучить (Спец.) - охотиться на кого-нибудь ночью при специальном освещении. Лучить рыбу ( бить с лодки острогой) (С. Ожегов).
Это слово имеет помету специальное, те употребляется в языке рыболовов, охотников. А есть еще глагол лучиться. он ближе к тому, о чем мы говорим.Лучит глаза на галочью игру. какие глаголы могли бы объяснить значение слова в данном контексте?
Наверное, наблюдать, видеть, смотреть. Взгляд мальчика неравнодушный, внимательный, все замечающий. В детстве даже самое незаметное вызывает интерес, даже в самых обычных действиях и предметах дети способны увидеть сказку.
-Лучит глаза на галочью игру - значит ловит взглядом любое движение, замечает каждый предмет. Значит смотрит с симпатией, излучая интерес ко всему живому. Значение света в тексте обогащается и значением святости. Церковнославянизм отрок наделяет и образ т текст идеей духовной чистоты. Кто-же он , этот желтоволосый отрок? 3 Предположите..
Быть может, это автор в детстве - мальчик- подросток?
- А есть ли в тексте слова, указывающие на присутствие автора?
Автор использует слова, передающие его отношение к предметам, событиям. Он характеризует запахи, краски, звуки вечера. Он словно присутствует в этом дне. Картина вечера вызывает воспоминания о прошлом ,может быть о детстве, проведенном в деревне. Мне кажется, автор переживает давно забытые ощущения, запахи, звуки. Прошлое для него не стало прошедшим: не случайно глагол лучит употреблен в форме настоящего времени.
Верно, автор не заявляет о себе открыто( в тексте отсутствует местоимение я , опр-лич предложения). Но есть слова, которые косвенно указывают на его присутствие. Прочитайте выразительно 3 и 4 строфы стихотворения.
-В 3 строчках употребляется неопределенное местоимение кто-то, кого-то, о ком-то, кому-то.
-Каково общее значение неопределенных местоимений?
6 - Неопределенные местоимения указывают на неопределенные лица, предметы и их признаки.
- Какой прием не только выделяет это слово, привлекает внимание читателя к нему, но и настраивает нас на поиск тех смыслов, которые возникают в тексте?
- Неопределенное местоимение выделено с помощью анафоры. мы можем предположить, что автор в этих строчках говорит о себе. Он использует такое обозначение не для того, чтобы "скрыться", а для того, чтобы о себе сказать как о другом, отсутствующем в родном доме, лишенном прежних духовных сил...
Продолжим исследование . Прочитайте предложение Кому-то пятками уже не мять по рощам щербленый лист и золото травы. Охарактеризуйте предложение.
- Предложение простое, односоставное, безличное, главный член- сказуемое выражен глаголом в неопределенной форме. 7
- Мы не можем не почувствовать эмоционального напряжения строки, которое возникает ещё и потому, что неопределенная форма имеет значение будущего времени. А глагол в неопределенной форме с отрицательной частицей не обозначает невозможность совершения названного действия и имеет категорический характер отрицания. Это и усиливает чувство щемящей грусти, испытываемое человеком, вносит почти трагическую интонацию в стихотворение. Интонацию, которая звучит и в других есенинских стихотворениях 1916 года. Ср, например,:
... Сияй ты , день погожий,
А я хочу грустить.
За голенищем ножик
Мне больше не носить.
Под брюхом жеребенка
В глухую ночь не спать
И радостию звонкой
Лесов не оглашать..
("Прощай, родная пуща")
Следующие строчки привносят в стихотворение элемент таинственности. О ком же шепчет «тонкогубый ветер», кто сгинул в тумане осенней ночи?Сначала мне показалось, что здесь говорится о смерти как о естественном завершении жизненного бытия, но потом на ум пришли другие строчки: «Не жалею, не зову, не плачу...». Думаю, что и в этом произведении речь идет о вечном движении жизни, о невозможности вернуться к себе прежнему, тому самому «желтоволосому отроку»:
Кому-то пятками уже не мять по рощамЩербленный лист и золото травы.
Как это похоже на другие строчки, написанные шесть лет спустя и за три года до гибели:
Ты теперь не так уж будешь биться,Сердце, тронутое холодком,И страна березового ситцаНе заманит шляться босиком.
- можем ли мы считать, что слова отрок и кто-то образуют в тексте речевую антитезу?
-Наверное мы вправе так интерпретировать связь этих слов в тексте. Они словно "разъединяют" человека, разводят по временам.
Сквозь синь стекла желтоволосый отрок лучит глаза на галочью игру-----О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи. Интересно, что времена ( и сам человек в разное время) оказываются противопоставленными и по признаку света: желтоволосый, лучить - ночь.
Мы можем предположить, что автор, создавая эмоциональный контраст ( ласково, кротко, лучить - нет, сгинувший) и световой ( желтоволосый, лучить - ночь) усиливает интонацию грусти по родине, по детству, где все - радость и открытие; усиливает интонацию безысходности, невозможности вернуть прошлое.
-Прочитайте последнее четверостишие. Природа обладает способностью врачевать душу. Не случайно стихотворение, начинаясь цветообозначением красный , заканчивается определением белый. Благодаря какому приему слово становится стилистически значимым в авторском тексте?
- Инверсии: определение стоит после определяемого слова.
- Душевное беспокойство, боль пережитого, грусть о прошедшем не мешают поэту замечать красоту осеннего вечера. Какие приемы помогают поэту "остановить мгновение", сохранить эту красоту?
- Олицетворение (задумалась дорога, вечер шепчет, холод крадется), метафора (изба-старуха челюстью порога жует пахучий мякиш тишины), сравнение ( кусты рябин туманней глубины) и др. Есенин уверен: в мире нет ничего неживого. В его стихотворении природа одухотворена, она мыслит и страдает, радуется и тревожится.
- Выпишите олицетворения.
Дорога задумалась, холод крадётся,
ветер шепчет, солома охает.
Мы внимательно прочли текст стихотворения и увидели, что он рассказывает нам о жизни поэта. Но еще одно остается "не извлеченным" из текста. Есенин в своем стихотворении использует традиционный для русской поэзии образ, соотнесенный с понятием "жизнь".Прочитайте первую и последнюю строфы стихотворения и найдите этот образ.
- Это образ дороги ( жизнь - дорога, жизнь - путь)
- В начале урока мы предположили, что в этом стихотворении можно услышать рассказ поэта о себе, о своей жизни. Согласны ли вы с этим?
У Есенина природа неотделима от человека, его настроений, мыслей и чувств. Она – купель нравственного очищения от всякой скверны и душевной накипи. Она дарит сердцу отраду и просветление. Поэт умеет слышать «созвучье полное в природе», врачующее душу человека. Картины природы соотнесены с мыслями и чувствами человека. Природа как бы разделяет с ним радость и горе, остерегает его, вселяет надежду, плачет над несбывшимися мечтами. Такой психологический параллелизм – основа поэтики Есенина, основа его философской лирики. Образ пути, возникший в произведении, важен для восприятия творчества Есенина в целом. Этот образ многозначен: деревенская дорога, уводящая поэта всё дальше и дальше от родной земли, жизненный путь человека, страны. Чувством скорого расставания поэта с миром близким, дорогим сердцу, ощущением потери чего- то драгоценного и важного проникнуто стихотворение «О красном вечере задумалась дорога».
Для С. Есенина природа – вечная красота и вечная гармония. Нежно и заботливо природа врачует людские души, снимает напряжение и боль пережитого…
Мир человека и мир природы в лирике Есенина един и неделим. Вот почему любое стихотворение поэта о природе – это слово о человеке, его настроениях, о высоком стремлении понять себя, свою жизнь через мудрость и вечность природы.
В этой пейзажной зарисовке предугадано то, что станет важной особенностью зрелого творчества Есенина: осмысление жизни человека в единстве с природой.
Мы проанализировали стихотворение. Дома - анализ. Какой вид вступления вы предпочтете?
картина
портрет
проблема
эпоха
миф