Учет этнопсихологических и этнопедагогических особенностей учащихся на уроках английского языка в гимназии-интернате
Медведева Татьяна Юрьевна, учитель английского языка РГОУ «Хакасская национальная гимназия –интернат им. Н.Ф. Катанова»
Учет этнопсихологических и этнопедагогических особенностей учащихся на уроках английского языка в гимназии-интернате
Еще в середине прошлого столетия И.В. Киреевский писал: «Уничтожить особенность умственной жизни народной так же невозможно, как невозможно уничтожить его историю. Заменить литературными понятиями коренные убеждения народа так же легко, как отвлеченною мыслию переменить кости развивающего организма. Впрочем, если мы бы могли допустить на минуту, что это может в самом деле исполниться, то в таком случае единственный результат заключался бы не в воспитании и просвещении, в уничтожении самого народа. Ибо что такое народ, если не совокупность убеждений, более или менее развитых в его нравах, в его обычаях, в его языке, в его понятиях сердечных и умственных, в его религиозных, общественных и личных отношениях, - одним словом, во всей полноте его жизни» [1, с.3].
Эти слова оказываются более актуальными и в настоящее время. Работая в национальной гимназии мы строим учебно –воспитательный процесс, с учетом формирования национального самосознания, развития у ребенка системы общечеловеческих ценностей, понимания роли своей нации, этноса в историческом процессе.
Обучая английскому языку в национальной гимназии мы, учителя английского языка, строим свои уроки с учетом этнопсихологических и этнопедагогических особенностей детей.
Необходимо отметить, что в гимназии обучаются дети коренной национальности из города Абакана и из различных сел Республики Хакасия с 5 и с 7 классов. Многие дети прибывают к нам из школ, где обучение ведется на родном (хакасском) языке, поэтому многие дети испытывают языковую преграду.
Обучение английскому языку в гимназии ведется по УМК «Английский в фокусе»(Spotlight) под ред. Ваулиной Ю.Е. и др. Данный УМК отвечает требованиям федерального компонента Государственного стандарта начального, основного, среднего, общего образования по иностранным языкам, а так же соответствует стандартам, разработанным Советом Европы.
В основу УМК в целом положен коммуникативно –когнитивный подход к обучению иностранному языку, предполагающий поэтапное формирование знаний и развитие всех составляющих коммуникативной компетенции.
Многим учащимся очень трудно воспринимать не только англоязычную речь, но и русскую речь.
В связи с этим на уроках английского языка используются специальные приемы повышения активности школьников, адекватные особенностям восприятия, эмоционального реагирования, темперамента, направленности личности. Например, на уроке учитель должен владеть:
готовностью понимать психологические состояния обучающихся,
умением понять позицию другого,
проявлять интерес к его личности,
встать на точку зрения ученика,
обладать способностью проникать в его внутренний мир,
чуткостью,
наблюдательностью к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение и способность мысленно представлять, моделировать его внутренний мир, интерес к человеку;
создавать обстановку терпимости к непохожести другого человека в учебном общении, к тем ценностям, которые составляют содержание позиции учащегося, безусловно положительное отношение к ученику, принятие его таким, какой он есть;
придавать своим эмоциям не разрушительный, а конструктивный характер,
открытость к поиску нового, чувство нового.
Нельзя забывать, что каждый ребенок первоначально воспитывается в семье, где есть своя традиционная система воспитания, которая очень часто имеет свои педагогические особенности. И мы всегда должны помнить, что каждый ребенок индивидуален.
Ученики, являясь представителями какого –либо этноса, обладают помимо этнопсихологических особенностей, которые, в свою очередь, влияют на восприятие и усвоение получаемых знаний, на степень эффективного приспособления учащихся к учебно –воспитательному процессу, этнопедагогическими особенностями, которые необходимо учитывать.
В.В. Мирошниченко отмечает, что учет этнопедагогических особенностей предполагает опору в учебно –воспитательном процессе национальной школы на духовно –нравственный, этнокультурный потенциал народа в воспитании детей, в формировании этнопсихологических особенностей личности.
Одной из целью изучения английского языка является развитие национального самосознания, стремление к взаимопониманию между людьми разных культур и сообществ. На каждом уроке представляется возможным представлять культуру изучаемого языка через родную (хакасскую) культуру (обычаи, традиции, язык) своего народа. Проводятся отдельные уроки культуроведения (один из компонентов УМК -Culture Corner),которые обеспечивают учащихся релевантными возрасту учебными материалами для развития социокультурной компетенции. Представляется особо важным для подростков остановиться на разделе Spotlight on Russia,посвященном аспектам российской и родной культуры в соответствии с тематикой модулей, выполненный в формате журнала для подростков.
Необходимость учета этнопедагогических особенностей предполагает :
-воспитание подрастающего поколения с опорой на культурно –исторические и прогрессивные этнопедагогические особенности народа;
-усвоение детьми этнокультурных, духовно –нравственных ценностей своего народа;
-усвоение этнокультурных ценностей как предпосылок овладения системой общечеловеческих ценностей, в результате которого личность приобщается к лучшим достижениям мировой культуры [3, 93].
В современной образовательной среде учет этнопедагогических и этнопсихологических особенностей должен осуществляться на национально –региональном уровне, школьном уровнях и уровне конкретной личности, которые в совокупности должны создавать этнокультурное пространство вхождения ребенка в культуру, учитывая его этнические особенности и ценностные ориентации.
Список литературы
Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно –воспитательном процессе. –М.: Школьная пресса,2003. -144 с.
Ваулина Ю.Е., Дж. Дули, О.Е. Подоляко,В. Эванс. Английский язык. Английский в фокусе: учебник для 6 класса общеобр. учреждений. – Просвещение, 2007 –164 с.
Крылова Н.Б. Современные мультикультурные процессы в образовании и роль в них этнокультурной школы/ Н.Б. Крылова// Этнонациональная школа и мультикультурные процессы. –М., 2005 Вып. 3 (22) -148 с.
Мирошниченко В.В.. Национальная школа: история и тенденции развития: учебное пособие/авт. –сост. В.В. Мирошниченко. Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова», 2007.-136с.
Этнонациональная школа и мультикультурные процессы. –М., 2005. Вып.3(22) -148с.
Ў:151&F:\Медведева Татьяна Юрьевна, ХНГИ.doc14F:\танины статьи\Медведева Татьяна Юрьевна, ХНГИ.doc
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Times New Roman