«Шаманские традиции в трудах Н.Ф.Катанова»
Милентина Васильевна Райкова
учитель истории ГБОУ РХ
« Хакасская национальная гимназия-
интернат им.Н.Ф.Катанова»
«Шаманские традиции в трудах Н.Ф.Катанова»
Имя Н.Ф.Катанова известно тюркологам всего мира. Этот незаурядный человек, ученый-энциклопедист, внес большой вклад в развитие истории, этнографии, языка и культуры. Огромно, обширно научное наследие первого ученого – хакаса, носителя нескольких десятков языков. Он уделял большое внимание национальным традициям и верованиям, что позволяет нам использовать его труды в исследовательской деятельности педагогов и учащихся. Шаманские традиции, собранные в трудах Н.Ф. Катанова «Образцы народной литературы тюркских племен» под редакцией В.В. Радлова (1907 г.) стали основой для написания многих исследовательских трудов.
Значительное внимание Н.Ф.Катановым было уделено изучению национальных обычаев, обрядов, верований, традиций.
«Шаманизм» был одной из форм первобытной религии, основанной на вере во всесилие добрых и злых духов. Почитание духов сопровождалось камланиями, жертвоприношениями, проведением различных обрядов. Долгое время « шаманизм» не рассматривался как религия. Так, первые русские колонисты- казаки, прибывшие в Сибирь в XVIII в, объясняли « шаманизм» как действие нечистой силы, как колдовство. А о шаманах Сибири поминания в письменных источниках имеются еще в более раннем времени.
Сверхъестественная сила шамана покоится не в самом шамане, а в тех духах- помощниках, которые находятся в его распоряжении. Эти духи изгоняют болезни, выручают душу больного и отправляют душу в загробный мир. Сила шамана в его покровителях- духах. Не шаман избирает духов , а наоборот, его выбирают.
«Шаманизм» основан на вере в возможность входить в организм человека при помощи особых приемов невидимых существ «духов».
Во время камлания шаман видит вещи, недоступные простому человеку: «Все, что существует, живее на крутом берегу реки. Есть голос, который говорит. Я видел обладателя этого голоса. Он поклонился мне, я говорил с ним, он отвечал на все мои вопросы обо всем, что существует, живет». «Маленькая серая птица, маленькая синяя грудка. Поет в дупле ветки дерева. Она выражает пляски своих духов. Поет шаманские молитвы». «Дятел на дереве -это его барабан. У него барабанный клюв». «Фонарь ходит вокруг. У стен этого дома есть языки. Шкуры, спящие в своих мешках. Всю ночь не спали, разговаривая».(2)
Представление о душе шамана, оказывается, стоит несколько особняком и не совпадает с идеей души человека. В рассказе, написанном Н.Ф.Катановым в 1889 году со слов урянхайцев, говорится о душе шамана: «Душа шамана нигде не принимается ни в землях Эрликов, ни в землях Богов. Она вселяется только в камни и деревья»(2).
«Шаманизм» прочно удерживал свои теологические и культовые традиции, к которым относилось и использование « шаманских» молитв: «Внемли, внемли, мой конь- маралуха! Внемли, внемли, мой конь- медведь! Внемлите, внемлите, о Мажалый (имя медведя)! О, крашеный бубен, стоящий в переднем углу! Мои верховые животные - марал и маралуха! Кнут мой - змея-медянка. О, духи мои, настигающие меня своим дыханием, когда я направляюсь в земли Аза! О, мой костюм, доставляющий меня своими веслами, когда я направлюсь в землю Эрлика!»(2)
Камлая, шаман обращается к тому духу, который придет ему на ум. Если больной не выздоровеет, то он обращается к помощи других духов. Когда надо камлать, шаман садится перед огнем, иногда на кочму, а иногда на шубу. Перед тем как камлать, один человек берет бубен и сушит его у огня. Прежде всего, шаман садится и привязывает духов, встает и приступает к благословлению огня: «Ты, огонь - наша мать, имеющая тридцать зубов! Ты - наша теща, имеющая сорок зубов! Ты заботишься об нас днем, стережешь нас ночью! Стоишь во главе уходящих и в конце приходящих! Серп луны меняется и старый год проходит! Наступил новый год, и я пришел, чтобы освежить засохшие уста твои! В сумерки ты играешь, распустивши волосы, подобно молодой девице!»(2) Благословление огня, записанное Н.Ф.Катановым, занимает три печатный листа.
Н.Ф.Катановым в 1878-1884 гг. сделана запись благословление шамана со слов качинцев и сагайцев Абаканской долины. Если шаман шаманит, то хозяин юрты дает ему табак и воду. За это шаман благословляет следующими словами: «Следы твоей ступни пусть будут крепки, как древесная накипь. Следы твоего легания пусть будут тверды как железо! Живи до тех пор, пока черная голова твоя не поседеет! Живи до тех пор, пока оскалившиеся белые зубы твои не пожелтеют!»(2)
Выдающийся ученый Н.Ф.Катанов дает в своих трудах подробнейшее описание костюма шамана и других атрибутов ристала камлания: «Лент на костюме шамана с самого начала бывает мало, их пришивает впоследствии народ, у которого пошаманит; должны быть новые и не холщевые. Ленты пришивают к шапке. За камлание дают деньги, а шаман благословляет» (2).
Костюм представляет с бубном специфические предметы шаманского культа. Костюм был специфического покроя и увешанный сотнями различных жгутов, многими металлическими подвесками. Его делают из черного сукна. К макушке шапки прикрепляют хвост орла или филина. Прежние шаманы делали свои шубы из шкуры дикой козы, вот что об этом пишет Н.Ф.Катанов: «Сначала шаман сидит в переднем углу юрты, затем выйдя на улицу, он шаманит у дверей, придя оттуда к переднему углу, надевает свою одежду – шубу; в полночь перестает шаманить»(2).
Покров бубна делают из конской кожи, обичку из желтой ивы; рукоятку делают из березы, а раскалывают вдоль надвое на месте, где она растет. Колотушку здешние шаманы делают из заячьей шкурки, натянутой на полку с тремя разветвлениями, на колено, сделанную из таволжника, если таковая найдется, или, если нет, то из березы. Ленты к колотушке пришивают те же люди, в юрте которых шаманил»(2).
Обязательным атрибутом камлания был бубен. Он символически изображал коня, луну, лодку. Смотря по тому, с какими препятствиями приходится бороться шаману при встрече со злыми духами. Колотушка изображает кнут, стрелу, весло, смотря по тому, что представляет бубен. Н.Ф.Катанов дает описание бубна: «Держа бубен, я сосчитал 1000 звезд! Приходя по небу, я держал колотушку! Тогда спустились ко мне из-под престола Божья лебедь, а за ним черный ворон! Спустился и тот, кто ходит, переваливаясь с боку на бок, и ест пучки»(2).
Судя по наскальным рисункам бубен таким же и остался: имел круглую форму или овальную форму, две перекладины внутри, из которых одна рукоятка- вертикальная, вторая- горизонтальная, поперечная, ныне, как правило, представленная железным кнутом и лишь иногда- деревянным. Внешний вид бубна имел канонизированное значение и не допускали разнобоя в толковании. Божества и духи, «вручившие» бубен шаманами, считались покровителями. На бубне были рисунки: «В верхней части рисунков, сделанных на бубне, есть семь звезд, одна луна, солнце, вечерняя, утренняя заря, есть два богатыря, береза, есть одна кукушка, две черные птицы (два орла), бывает портрет самого шамана, изображаемого тут с лоскутками материи, которым он обмахивается; этот человек рисуется стоящим на ногах возле березы».(2) Объяснение, данное Н.Ф.Катановым, занимает один печатный лист. «Шаманским традициям и обрядам» Н.Ф.Катанов уделял большое внимание. Об этом свидетельствуют многочисленные рассказы, сказки, предания о шаманах, шаманские песни, молитвы, благословления, рассыпанные по трем томам огромного титанического труда « Образцы народной литературы тюркских племен», собранных и переведенных нашим гениальным ученым Н.Ф.Катановым.
Литература
1.История Хакасии, П.И.Чебодаев.
2.«Образцы народной литературы тюркских племен» (изданы В.Радловым) тексты собраны и переведены Н.Ф.Катановым- С-Петербург, 1907г.
3.«Ранние формы религии» Токарев С.А., М. Политиздат, 1990г.