Статья. О вкладе Николая Федоровича Катанова в развитие тюркологии
О вкладе Николая Федоровича Катанова в развитие тюркологии
«Мы, тюркологи, постоянно обращаемся
к труду Катанова,
из него можно почерпнуть сведения
по любому из тюркских языков»
академик А.Т.Кайдаров,
Республика Казахстан
Николай Федорович Катанов занимает достойное место в российской и мировой тюркологической науке. Своим самоотверженным трудом, Н.Ф.Катанов, путем тщательного изучения и многолетних исследований языка, культуры «восточных» народов обогатил тюркологию новыми данными в области лингвистики, истории, археологии и этнографии и тем самым встал в ряд крупнейших ученых мира.
В востоковедении Н.Ф.Катанов известен как ученый энциклопедист. Диапазон его интересов включает язык, литературу, фольклор, историю, археологию, этнографию, нумизматику, музееведение.
Область его научных интересов соприкасалась с историей и культурой тюркоязычных народов, а также славянских, угро-финских, китайского, японского, арабского, персидского, индийского народов. Он владел почти всеми европейскими языками, многими восточными языками. Свободно читал тюркские руны, шумерскую клинопись, египетские и китайские йероглифы, латынь, санскритское письмо, арабскую вязь, арамейскую графику.
У Н.Ф.Катанова много неизданных трудов. Они представлены в виде рукописей. В рукописных фондах ученого, хранящихся в г. Казани, есть письмена и алфавиты из японского, китайского, санскритского, арабского, латинского, греческого языков. В целом, в рукописях у него до 15 тысяч страниц писчей бумаги о словесности различных тюркских народов восточной части Европы, северной и южной частей Азиатской России (мещеряков, татар, башкир, киргизов и др.). В настоящее время рукописи Н.Катанова хранятся в национальном архиве Республики Татарстан.
Одним из основных трудов Н.Ф.Катанова является труд на 1600 страницах – это «Опыт исследования урянхайского языка с указанием главнейших родственных отношений его к другим языкам тюркского корня». Ученый блестяще доказал принадлежность урянхайского языка к тюркской семье языков. Этот труд принес Н.Катанову всемирную славу.
Ученые того времени (В.В.Радлов, В.Д.Смирнов, С.Н.Иванов и др.) очень высоко оценили это гигантский труд. По признанию учёных, этим трудом «определяется значение Катанова как тюрколога». Крупнейший тюрколог нашего времени Н.К.Дмитриев оценивал этот труд как «колоссальный справочник по всем тюркологическим материалам».
Автор изучил и сделал общедоступным новый тюркский диалект – урянхайский (тувинский), овладеть которым нелегко было уже по чисто внешним признакам. Н.А.Баскаков писал «Эта работа не имеет себе равной по широте охвата лингвистического материала» В ней представлены фактические сведения по всем известным науке его времени тюркским языкам.
Важное место по значимости занимает такой труд, как «Образцы народной литературы тюркских племен» (1907г.). В это труд вошли героические сказания, легенды, песни, сказки, пословицы и поговорки хакасов, тувинцев. Этот труд и сейчас является неоценимым вкладом в сибирскую тюркологию. Это было первое произведение по народному фольклору.
Деятельность Н.Катанова служила общему делу продвижения всех народов России к новым рубежам научного познания и культуры. Н.Ф.Катанов науку рассматривал как средство просвещения народов, повышения их культуры. Поэтому он много времени отдавал общественной и просветительской деятельности. Эта его деятельность показывает высокие патриотические и гражданские черты первого хакасского учёного.
Большую помощь Н.Ф.Катанов оказывал краеведческим музеям и библиотекам. Известно, что на свои средства он приобрёл большое количество экспонатов для музеев г.Казани, участвовал в основании Красноярского и Тобольского краеведческих музеев, уделял внимание музеям средней Азии и Кавказа, оказывал помощь библиотеке Иркутского университета. Н.Ф.Катанов постоянно поддерживал творческие связи с музеем Н.М.Мартьянова в Минусинске. В 1900г. в Париже на выставке Минусинскому музею был присуждён почётный диплом.
Н.Ф.Катанов часто привлекался для решения вопросов «инородческого» образования. Николай Федорович ратовал за обучение детей на родном языке, чтобы они могли получить полноценные знания об окружающем мире и человеке. Без знания языка и словесного творчества, считал он, невозможно узнать историю и духовную жизнь народа. Учёный заключал: « начинайте изучать свой край, своё село». Как считал Катанов, оттолкнувшись от изучения «родного», двигаться дальше легче и лучше в изучении других народов.
Сегодня жизнь и творческое наследие Н.Ф.Катанова давно стали объектом изучения учёных разных специальностей. Появилось катановедение (1957г.) и катановеды. Пока ещё не удалось в полной мере изучить творческое наследие Н.Ф.Катанова.
Пока существует и развивается востоковедческая наука, имя Н.Ф.Катанова не растаёт в тумане времени, а его труды переживут века.
15