Готовимся к ЕГЭ-2017 по обществознанию. Зачёт по блоку Социальные отношения (БЗ ФИПИ).
Зачёт по теме «Социальные отношения» (БЗ ФИПИ)
1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) взгляды; 2) идеалы; 3) представления; 4) мировоззрение; 5) ценностные установки.
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) игра; 2) общение; 3) деятельность; 4) труд; 5) познание.
3. Выберите верные суждения о социализации индивида и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социализация индивида всегда происходит стихийно.
2) Социализация представляет собой усвоение индивидом социальных ценностей, норм и образцов поведения.
3) Агентами первичной социализации индивида выступает его ближайшее окружение: семья, друзья, ровесники.
4) Агенты социализации всегда несут ответственность за усвоение индивидом норм и ценностей, выработанных коллективным сознанием.
5) В результате социализации люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе.
4. Установите соответствие между социальными группами и критериями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ КРИТЕРИИ
А) Мужчины
Б) Племена
В) Народности
Г) Дети
1)демографический
2)этнический
5. Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетание), которые необходимо вставить на место пропусков.
«Основной формой социальных общностей являются социальные группы, которые объединяют двух или более __________(А), имеющих общие взгляды и связанных друг с другом в относительно устойчивых моделях социального взаимодействия. В социологии выделяют следующие признаки группы: наличие взаимодействий между её членами, проявление координации действий, __________(Б) и солидарность по поводу общих ожиданий и культурных образцов. Таким образом, социальная группа – это совокупность индивидов, взаимодействующих определённым образом на основе разделяемых __________(В). В ряде случаев может возникать __________(Г) между представлениями, которые имеет группа относительно какого-либо её члена, и его реальным __________(Д). Для того чтобы эта система ожиданий была как-то определена, в группе существует два элемента социального контроля: групповые нормы и групповые __________(Е)».
Слова (словосочетание) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетания) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) взаимное согласие
2) общество
3) санкции
4) поведение
5) индивид
6) народ
7) наказание
8) рассогласование
9) ценности
6. Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В социальных нормах отражаются ценностные представления общества.
2) В отличие от обычаев, правовые нормы фиксируются в письменных источниках.
3) Порядок применения правовых норм не отличается от порядка применения норм морали.
4) Правила поведения, основанные на представлениях общества или отдельных социальных групп о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, называют моральными нормами.
5) Моральные нормы обеспечиваются (охраняются) силой государства.
7. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к характеристике социального контроля.
1) этикет; 2) норма; 3) санкция; 4) неравенство; 5) мобильность; 6) правило.
8. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Первичная группа, нация, демографическая группа, большая группа, социальная группа.
9. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Нормы морали
в системе социальных норм». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов,
из которых два или более детализированы в подпунктах.
10. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная стратификация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о различных критериях социальной стратификации, и одно предложение, раскрывающее роль среднего класса в современном обществе.
11. Запишите слово, пропущенное в приведенной ниже схеме.
12. Установите соответствие между определениями и понятиями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ
А) социальные функции, выполняемые человеком в соответствии с его социальным статусом
Б) перемещения из одной социальной группы в другую
В) руководящее начало, требование, образец
Г) разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение
1) социальная мобильность
2) социальная дифференциация
3) социальная роль
4) социальная норма
13.
Начало формы
Международная организация в 2003 и 2013 гг. проводила в стране Z опросы граждан. Им был задан вопрос: «Что, по Вашему мнению, необходимо делать представителям различных этносов, проживающих на территории одного государства, чтобы предотвратить межнациональные конфликты?».
Результаты двух опросов (в % от числа отвечавших) представлены в диаграмме.
Какие выводы можно сделать на основании данных диаграммы? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Доля тех, кто считает, что для предотвращения межнациональных конфликтов следует научиться понимать друг друга, сократилась за 10 лет.
2) В 2003 г. половина опрошенных связывали предотвращение межнациональных конфликтов с уважением прав и свобод.
3) Одинаковые доли опрошенных в обоих опросах считали необходимым для предотвращения межнациональных конфликтов отказаться от насилия и принуждения.
4) Наименьшие доли опрошенных в обоих опросах демонстрировали отсутствие интереса к данной проблеме.
5) Доля тех, кто не задумывался над данной проблемой, выросла к 2013 г.
Конец формы
Начало формы
14. В ходе социологических опросов молодых семей в 2005 и 2015 гг. предлагалась такая формулировка одного из пунктов анкеты: «Что могло бы повлиять на Ваше решение в ближайшие два-три года родить хотя бы одного ребёнка? Какое из следующих высказываний точнее всего описывает Ваше отношение к этой проблеме?».
Полученные данные (в % от числа отвечавших) представлены в таблице.
Варианты ответа 2005 г. 2015 г.
Решение не будет зависеть ни от каких условий 30 45
Повышение зарплаты 20 15
Улучшение жилищных условий 20 20
Увеличение государственной поддержки семей с несовершеннолетними детьми 15 10
Стабилизация цен на самые необходимые товары (одежда, мебель, бытовые товары и др.) 15 10
Какие выводы можно сделать на основании данных таблицы? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В 2015 г. положительное решение этого вопроса для примерно половины опрошенных зависело от повышения зарплаты.
2) Доля семей, на чьё решение может повлиять улучшение жилищных условий, за 10 лет осталась неизменной.
3) Доля семей, чьё решение не будет зависеть ни от каких условий, возросла в 2015 г. в сравнении с 2005 г.
4) Как в 2005 , так и 2015 году на решение этого вопроса в первую очередь могло повлиять увеличение государственной поддержки семейс несовершеннолетними детьми.
5) В 2015 г. доля тех, кто связывали решение этого вопроса с улучшением жилищных условий, была больше доли тех, на чьё решение могла повлиять стабилизация цен на самые необходимые товары.
Конец формы
Начало формы
15. Социология «Национализм – это не любовь к своей нации, а ненависть к чужой» (И.Н. Шевелев).
Конец формы
Начало формы
Социальные нормы – общепризнанные или достаточно распространённые образцы, правила поведения людей, средства регуляции их взаимодействия. Они предохраняют общественную жизнь от хаоса и самотёка, направляют её течение в нужное русло. В число социальных норм входят моральные, правовые, политические, эстетические, религиозные, семейные, корпоративные, нормы обычаев и др. Право сложилось намного позже других нормативных систем и в основном на их основе. Оно стало более жёстко и целенаправленно регулировать экономические и иные отношения. Исторически право возникает как бы для компенсации «недостаточности» морали, которая обнаруживается с возникновением частной собственности и политической власти. В последующем нормы права и морали тесно переплелись, взаимодействуя с другими средствами социального регулирования. <…> Поэтому очень важно выявить тесную взаимосвязь права и морали. <…>
Юристы по роду своей деятельности изучают, толкуют, применяют, прежде всего, правовые нормы – это их специальность. Но для оценки поведения субъектов правовых отношений и правильного разрешения возникающих коллизий постоянно обращаются и к этическим критериям, ибо в основе права лежит мораль. Русские правоведы неизменно подчеркивали, что право есть юридически оформленная мораль. Право – средство реализации нравственно-гуманистических идеалов общества. Без уроков нравственности, морали, этики право немыслимо.
В.С. Соловьёв, например, определял право как «принудительное требование осуществления минимального добра и порядка, не допускающего известного проявления зла». <…> Право и мораль различаются по способам их установления. Правовые нормы создаются государством, и только государством (или с его согласия некоторыми общественными организациями) отменяются, дополняются, изменяются. В этом смысле государство является политическим творцом права. Поэтому право выражает не просто волю народа, а его государственную волю и выступает не просто регулятором, а особым, государственным регулятором.
(Н.И. Матузов)
16. Приведите любые две функции социальных норм, названные автором.
Конец формы
Начало формы
17. Назовите любые пять видов социальных норм, перечисленных автором, и приведите по одному примеру любых двух из названных норм.
Конец формы
Начало формы
18. Опираясь на текст и знание обществоведческого курса, назовите три отличия правовых норм от норм морали.
Конец формы
Начало формы
19. Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите три проблемы, урегулирование которых возможно только с помощью права.
Конец формы
Конец формы