Готовимся к ЕГЭ-2017 по обществознанию. Практикум по блоку Социальные отношения.
Практика СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
ЗАПИШИТЕ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО
Пояснение. Этнос, или этническая общность — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая социальная группировка людей. Виды этнических общностей: род, племя, народность, нация.народность
ВИДЫ МОБИЛЬНОСТИХАРАКТЕРИСТИКА...Переход из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровнеВертикальнаяПеремещение к позициям с более высоким или более низким престижем, доходом и властьюСОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ Пояснение. Существуют два вида социальной мобильности: вертикальный и горизонтальныйВерткальная — движение вверх или вниз («социальный карьеризм») по социально-экономической шкалеГоризонтальная — географическое перемещение между районами, городами и т. д. или смена позиций на одном социально-экономическом уровне, т. е. без изменения статуса.горизонтальная
семьи
ФУНКЦИЯ СЕМЬИХАРАКТЕРИСТИКА...Наделение некоторыми позициями, влияющими на положение в обществестатуснаяПояснение. Функции семьи: репродуктивная, воспитательная, статусная, образовательная, рекреативная и т. д.Статусная именно дает ребенку как предписанные статусы, так и достигаемые.
стратификацииПояснение. Пропущеное слово — стратификация.Стратификация — это деление общества на социальные слои (страты) путем объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нем представление о социальном неравенстве, выстроенное по вертикали (социальная иерархия), вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям (показателям социального статуса).
ВИД СОЦИАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯСОДЕРЖАНИЕСоциальное взаимодействиеДостаточно регулярные взаимообусловленные социальные действия субъектов, направленные друг на другаСоциальный ...Поведение индивидов, групп при столкновении их несовместимых взглядовконфликт
ТИП СЕМЬИХАРАКТЕРИСТИКАРасширеннаяСемья, состоящая из живущих вместе двух и более поколений...Семья, состоящая из супружеской четы с детьми или без детей, или одного из родителей со своими детьминуклеарная
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИХАРАКТЕРИСТИКАМатериальнаяСвязана с созданием необходимых для удовлетворения потребностей вещей, материальных ценностей....Связана с созданием идей, образов, научных, художественных и нравственных ценностей.духовнаяПояснение. Виды человеческой деятельности многообразны. Наиболее крупная ее дифференциация предполагает выделение двух типов — практической и духовной деятельности.Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества и включает материально-производственную деятельность(преобразование природы) и социально-преобразовательную деятельность(преобразование общества).Духовная деятельность предполагает изменение сознания людей и включает: познавательную деятельность, осуществляемую в научной и художественной форме; ценностно-ориентировочную деятельность, направленную на формирование системы ценностей, мировоззрения людей; прогностическую деятельность, предполагающую предвидение и планирование изменений действительности.
элитарная
ПОНЯТИЯХАРАКТЕРИСТИКИИндивидОтдельно взятый представитель человеческого рода…Человек как субъект социальных отношенийХарактеристики человека личность
Форма этносаХарактеристикаПлемяОбъединение на основе кровнородственных связей и веры в общность происхождения....Объединение на основе прочных связей исторического, экономического, культурного и территориально-политического характера.нация
Пояснение. Доклассовое общество представлено такими формами общности людей как род и племя.Род — группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии.Племя — объединение нескольких родов.Народность — исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, культурой, следует за племенем и предшествует нации.Нации появляются в период развития капиталистических отношений.Нация — исторически сложившаяся общность, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общностью территории, языка, культуры, психологического склада, самосознания.Признаки нации:1. единство территории2. единство языка3. общность исторической судьбы4. общая культура5. общее самосознание-знание истории своего народа, бережное отношение к нац. традициям, чувство нац. достоинства6. устойчивая государственность7. единство экономических связей8. развитая соц. структура
Установите соответствие между особенностями общественных отношений и типом социальной стратификации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ТИПЫ СТРАТИФИКАЦИИА) юридическое закрепление прав и обязанностей за основными социальными группамиБ) преимущественно наследственный характер принадлежности к элите обществаВ) запрещение перемещения из одной социальной группы в другуюГ) в основе деления на группы — различия в характере труда и размерах и формах его оплатыД) запрет на браки с представителями других групп 1) кастовая2) сословная3) классовая23211
Кастовая система — закрытый тип общества, т.е. статус дается от рождения, и мобильность практически невозможна. Сословная система — тоже характеризует закрытое общество, где мобильность строго ограничена, хотя допускается. Сословие, как и каста, было связано с передачей по наследству прав и обязанностей, закрепленных в обычае и законе. В России с Ивана Грозного до Екатерины II шло формирование иерархии сословий, официально утвержденных указами в таком виде: дворянство, духовенство, купечество, мещанство, крестьянство. Оговаривалось в указах полувоенное сословие (субэтнос), казачество и разночинцы. Классовая стратификация характерна для открытых обществ. Она существенно отличается от кастовой и сословной стратификации. Классы зависят от экономических различий между группами людей, связанных с неравенством во владении и материальными ресурсами и контроле над ними. Исходя из этого:А) юридическое закрепление прав и обязанностей за основными социальными группами иБ) преимущественно наследственный характер принадлежности к элите общества — соответствуют сословной стратификации.В) запрещение перемещения из одной социальной группы в другую и Д) запрет на браки с представителями других групп — соответствуют кастовой стратификации.Г) в основе деления на группы — различия в характере труда и размерах и формах его оплаты - соответствует классовой стратификации.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯпринятое в обществе правило, определяющее рамки поведения человекаБ) действия человека, соответствующие его социальному статусуB) перемещение человека из одной социальной группы в другуюГ) разделение общества на группы, занимающие разное социальное положениеД) неодинаковый доступ представителей различных групп общества к социальным благам 1) социальное неравенство2) социальная норма3) социальная роль4) социальная стратификация5) социальный контроль6) социальная мобильность14632
ПРИМЕРЫ ТИПЫ СЕМЕЙA) жена гражданина К. решила получить ещё одно образование, и супруги договорились, что муж возьмет большую часть забот по дому на себя, чтобы жена могла совмещать учёбу с работойБ) в семье С. всю работу по дому выполняет жена; муж считает, что он зарабатывает деньги, а обязанность жены - домашние делаB) отец семейства решил отправить сына учиться в кадетский корпус, а возражения матери оставил без вниманияГ) на семейном совете было решено, что жена поедет в отпуск с подругой, а муж останется дома и займётся ремонтом квартирыД) муж и жена решили потратить деньги, отложенные на совместный летний отдых, на путёвку в санаторий для бабушки жены 1) патриархальная2) партнёрская 11222
СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ КРИТЕРИИсанкционированы государствомБ) обеспечиваются общественным мнениемB) закрепляют представление о прекрасном и безобразномГ) основаны на представлениях о добре и злеД) обеспечиваются государственным принуждениемЕ) чаще проявляются в художественном творчестве 1) моральные2) правовые3) эстетические312312
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный контроль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о структуре социального контроля, и одно предложение, раскрывающее любую функцию социального контроля.1) смысл понятия, например: социальный контроль — это система способов регулирующего воздействия общества, социальных групп на личность;(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)2) одно предложение с информацией о структуре социального контроля, например: «Социальный контроль включает социальные нормы и социальные санкции»; (Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о структуре социального контроля.)3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любую функцию социального контроля, например: «Социальный контроль служит поддержанию стабильности социальной системы».
Назовите любые три причины объединения людей в группы.1) группы удовлетворяют потребность человека в социальной принадлежности;2) в группе человек удовлетворяет тот или иной интерес;3) в группе человек осуществляет ту деятельность, которую не может осуществить в одиночку.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная роль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальной роли.1) смысл понятия, например: «Социальная роль — это модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных и личных отношений». 2) два предложения с информацией о социальной роли, опирающейся на знания курса, например: — «Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности »;— «В современном обществе широкое распространение получили ролевые конфликты, возникающие в ситуациях, когда от индивида требуется одновременное выполнение нескольких социальных ролей с противоречивыми требованиями ».
Назовите три общественных института, способствующих социализации личности.- семья;- школа (образование);- средства массовой информации;- трудовой коллектив.
Приведите любые три примера воздействия различных социальных институтов на процесс социализации личности.Могут быть приведены следующие примеры:1) семья способствует усвоению принятых в обществе воззрений на добро и зло («Что такое хорошо и что такое плохо»)»2) школа (образование) дает необходимые знания;3) средства массовой информации способствуют выработке отношения к ценностям, существующим в обществе.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»?Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальной группе.смысл понятия, например- совокупность людей, объединенных общими интересами, видами деятельности.два предложения- один человек является членом сразу нескольких социальных групп;- в зависимости от количества людей социологи выделяют большие и малые социальные группы, а в зависимости от организации - неформальные и формальные.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальное неравенство»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальном неравенстве.Социальное неравенство — форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.Могут быть приведены следующие предложения:-В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления.- Выполняя качественно неравные виды труда, в разной степени удовлетворяя общественные потребности, люди иногда оказываются заняты экономически неоднородным трудом, ибо такие виды труда имеют разную оценку их общественной полезности.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный конфликт»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах социального конфликта, и одно предложение о причинах социального конфликта.1) смысл понятия, например: это противоборство, столкновение двух и более субъектов (сторон) социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)2) одно предложение с информацией о видах социального конфликта, опирающейся на знания курса, например: социальный конфликт может быть скрытым и явным; (Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о видах социальных конфликтов.)3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса причины социального конфликта, например: причиной социального конфликта может стать столкновение интересов в любой сфере человеческих взаимоотношений, например, личностные различия. (Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее причины социального конфликта.)
С помощью примеров проиллюстрируйте каждую из трех разновидностей социальных норм: традицию, обычай, церемонию.— традиции — гостеприимство— обычая — празднование юбилея— церемонии — коронация
Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте примером каждую из них.1) интеграция: экономическое, культурное и политическое сближение наций, разрушение национальных перегородок (например, образование Совета Европы);2) стремление ряда народов сохранить или обрести национальную самостоятельность (например, стремление народа Косово к независимости);3) противостояние экономической, политической и культурной экспансии сверхдержав (движение антиглобалистов).
Покажите с помощью трех примеров многообразие критериев выделения социальных групп. В каждом случае укажите критерий и приведите к нему конкретный пример.1) критерии, например:— возраст;— род занятий (профессия);— величина дохода;2) соответствующие примеры (например, молодежь, труженики сельского хозяйства, средний класс)
С опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую позитивное отклоняющееся поведение. Приведите три примера формальных позитивных санкций, возможных в этом случае.1) модель ситуации, допустим:— К., сотрудник отдела рекламы крупной фирмы, занимающейся продажей недвижимости, использовал нетрадиционный стиль одежды для привлечения клиентов, благодаря этому за короткий срок значительно увеличился объём продаж. 2) три примера санкций, допустим: руководство фирмы одобрило его новаторство и— К. выписали премию;— К. вручили грамоту;— К. была предложена новая должность с перспективой карьерного роста.
Сформулируйте три возможных позитивных последствия конфликтной политической ситуации и приведите соответствующие примеры.1. Сформулированы три позитивных последствия конфликтной политической ситуации и приведены соответствующие примеры.- возникновение конфликтной политической ситуации позволяет обнаружить проблемы, изначально незаметные и попытаться их разрешить (общественные выступления после парламентских и президентских выборов 2011/2012 годов привели к возобновлению прямых выборов губернаторов и изменению в избирательном законодательстве);- усиление внутренней сплоченности в случае возникновения внешних конфликтов (после начала Первой мировой войны большинство политических партий выразили поддержку правительству, объединившись под знаменем патриотизма);- выработка у участников конфликта умений и навыков, необходимых для защиты своих интересов (попытки введения в России ювенальной юстиции привели к формированию общественных организаций, выступающих против нее, использовавших разные методы борьбы; сбор подписей, обращения к власти, реакции власти).- выявление политических группировок и их лидеров (в России постепенно оформляется так называемая не системная оппозиция, выявляются ее лидеры,
Назовите три признака, определяющие этническую принадлежность индивида, и проиллюстрируйте каждый из них примером.- общей территории (Русские в своем большинстве проживают в РФ.),- общность языка (В каждом государстве есть. государственный язык. это, как правило,- язык доминирующего этноса),обобщенность культуры. (В США большинство жителей отмечают День благодарения)
Проиллюстрируйте тремя примерами позитивное влияние СМИ на социализацию индивида.1) Татьяна увлеклась просмотром телевикторины; к началу передачи она открывает различные энциклопедии, чтобы отвечать на вопросы раньше участников; в результате кругозор Татьяны существенно расширился;2) ученики школы узнали из газеты, что в их районе проживают несколько одиноких ветеранов войны, и организовали им помощь; так при участии СМИ устанавливаются контакты различных возрастных групп, их участники становятся более милосердными, толерантными, происходит передача опыта и знаний от старшего поколения молодёжи;3) Виктор посмотрел по телевизору познавательную передачу об Отечественной войне 1812 года, под её влиянием стал больше интересоваться историей Отечества.
К какой тенденции развития межнациональных отношений можно отнести проведение международного фестиваля молодежи? Приведите любые два других примера этой тенденции развития межнациональных отношений.1) указание на то, что приведенный пример отражает тенденцию сближения наций, межнациональной интеграции;2) другие примеры проявления данной тенденции, допустим:— примеры экономических и политических союзов: Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), Европейский Союз (ЕС), организация Североатлантического договора (НАТО) и др.;— примеры международных культурных центров: (Центр международного образования, Центр латиноамериканской культуры и др.).
После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил на курсы повышения квалификации. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании. Завершение учебы на курсах совпало с его назначением главным менеджером предприятия. Иллюстрацией какого социального процесса может служить данный сюжет? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?В ответе называется процесс: вертикальная восходящая социальная мобильность. Указаны ее факторы: получение образования, брак с лицом, занимающим более высокий статус.Дано общее социологическое название этих факторов: каналы («лифты») социальной мобильности.
В одном из учебников это явление раскрывается так: «Совокупность средств и приёмов, с помощью которых общество гарантирует, что поведение его членов, отдельных субъектов управления, социальных групп будет осуществляться в соответствии с установленными общественными нормами и ценностями». Назовите социальное явление, о котором говорится в тексте. Используя знания обществоведческого курса, приведите два его элемента и проиллюстрируйте примером один (любой) из них.Правильный ответ должен содержать следующие элементы:1) социальное явление: социальный контроль;2) два элемента:– социальные нормы;– социальные санкции;3) пример, допустим: санкции поощрения – похвала, аплодисменты, приз, грамота и т.д.
Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме «Семья в современном обществе». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.1) Функции семьи как социального института:а) репродуктивная;б) воспитательная;в) хозяйственная, экономическая, социально-статусная и многие др.2) Изменения в обществе и современная семья:а) изменение положения женщины в обществе и семье: семья партнерского типа;б) от многопоколенной семьи к нуклеарной.3) Государство и семья.
Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ по теме «Нации и межнациональные отношения в современном мире». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.1) Современные нации — высшая форма этнической общности. 2) Источники национальной общности:а) историческая память;б) национальное самосознание;в) национальные интересы. 3) Межнациональные отношения в современном мире:а) интеграция и сближение народов (Европейский союз; США; Канада и т.п.);б) межнациональные конфликты и пути их преодоления;в) толерантность, гуманизм, культура межнациональных отношений как средства преодоления национальных конфликтов;г) национальная политика Российской Федерации (Конституция РФ; «Концепция национальной политики РФ»).
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Семья как социальный институт». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.1) Понятие семьи. 2) Функции семьи: а)репродуктивная; б) хозяйственная; в) социализации и др. 3) Права и обязанности членов семьи. 4) Виды семей: а) патриархальная, демократическая; б) много по коленная, нуклеарная. 5) Ресурсы семьи: а) экономические; б) информационные и др. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Семья как социальная группа». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.1) Понятие семьи.2) Типы семьи:а) патриархальная, партнёрская;б) многопоколенная, нуклеарная.3) Роли в семье.4) Функции семьи:а)репродуктивная;б) хозяйственная;в) социализации и др.5) Ресурсы семьи.
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальная мобильность». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.1) Понятие социальной мобильности.2) Факторы, влияющие на социальную мобильность.3) Виды социальной мобильности:а) вертикальная, горизонтальная;б) групповая, индивидуальная.4) Социальные лифты:а) бизнес;б) армия;в) брак;г) церковь и др.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальные институты». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.1. Понятие социального института (социальный институт как постоянно повторяющиеся и воспроизводящиеся отношения).2. Характеристики социального института:а) возникает на основе совместной деятельности больших масс людей;б) осуществляемая им деятельность направлена на удовлетворение фундаментальных потребностей общества;в) осуществляемая им деятельность регулируется нормами, традициями, обычаями;г) является устойчивой формой организации деятельности;д) складывается исторически.3. Основные социальные институты:а) институт семьи и брака;б) политические институты (государство, партии и др.);в) экономические институты (производство, обмен и др.);г) институты науки, образования и культуры;д) институт религии.4. Значение социальных институтов (стабилизируют социальные отношения, вносят согласованность в действия членов общества).
1. Понятие «социальный контроль». 2. Функции социального контроля:а) регламентация и консолидация общества;6) обеспечение стабильности общества;в) устранение (сведение к минимуму) девиаций и др. 3. Самоконтроль как один из механизмов социального контроля. 4. Внешний контроль как совокупность социальных санкций. Виды социальных санкций:а) формальные и неформальные;б) позитивные и негативные.Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальный контроль». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Подготовлено по материалам сайтаhttps://soc-ege.sdamgia.ru/?redir=1