Методические рекомендации по анализу лирического произведения
Читаем лирику
Бругге М.Е. – учитель МБОУ СОШ №12
Автозаводского р-на г. Н. Новгорода
Особую роль в рождении Человека играет лирика. Интерес к поэзии — это показатель духовности, эмоциональной отзывчивости, без которой трудно представить себе отзывчивость нравственную. В настоящей поэзии аккумулированы добро, красота, правда. Поэзия пробуждает «души прекрасные порывы», зовет «на бой за честь отчизны, за убежденья, за любовь», учит видеть красоту, бороться за нее.
Немногие литературы мира дали своим читателям такое богатство «волшебных звуков, чувств и дум», как русская поэзия. И больно видеть, что это богатство нередко идет мимо тех, к кому обращено, кому так необходимо. Если сейчас организация чтения стала серьезной методической проблемой, то она становится проблемой в квадрате и в кубе, когда речь идет о самостоятельном чтении лирики.
Опыт работы показывает, что изучение лирического произведения - одна из самых сложных тем для обучающихся. Поэтому необходимо использовать новые подходы к изучению лирического произведения, с тем чтобы совместная работа учителя и детей была эффективной.
В данной работе автор попытался рассказать о некоторых подходах и способах изучения лирического произведения на уроках литературы
Главная особенность лирики, отличающая ее от эпоса и драмы, заключается в том, что поэзия «сосредоточена прежде всего на изображении внутреннего мира человека» , она передает впечатления, раздумья, переживания, настроения, мысли и чувства, которые возникли в душе поэта под влиянием обстоятельств жизни. Эти обстоятельства могут быть самыми разными. Поэтому в лирических произведениях с равным правом присутствуют протест против тирании и несправедливости (А С. Пушкин. «Анчар»), гневная инвектива (М. Ю. Лермонтов. «Прощай, немытая Россия»), призыв к свободе и служению родине (А. С. Пушкин. <К Чаадаеву>), философское раздумье (А. С. Пушкин. «.. Вновь я посетил.), трепет сильного любовного чувства. При этом в стихах отражены не сами эти события, обстоятельства, а то, какое воздействие они оказали на душу. Отсюда одна особенность лирики — бессюжетность. Попробуем лермонтовский «Парус» или пушкинское в имени тебе моем?». Правда, существует немало стихов, в которых присутствует сюжетная основа. даже в лирических шедеврах, как «Я помню чудное мгновенье». А. С. Пушкина, «О доблестях, о подвигах, о славе». А. А. Блока, казалось бы, есть отголосок реальных событий в судьбе поэта, но любая попытка воспроизвести события на основании стихотворных строчек не вызовет ничего, кроме досады и раздражения. Это именно отзвук, переживание, а не само событие.
Еще одна загадка поэзии связана с загадкой слова.
Мы читаем пушкинские строки или стихи другого поэта, и кажется, что создавались они легко, на одном дыхании. Но посмотрим на фотографию одного из стихотворений А. С. Пушкина. Бесчисленные зачеркивания, исправления дают понять, какая работа нередко стоит за этой легкостью. Что же ищет поэт?
Слово. Точное, единственно необходимое.
Слово в художественной литературе, а в лирической поэзии особенно, не вполне тождественно слову языка. В литературном произведении оно входит в контекст, особую систему слов, где каждое из слов не существует обособленно, а связано с остальным грамматических, синтаксических, смысловых, и прочих связей. В поэтическом контексте приобретает особую выразительность, становится
сжатым, концентрированным, многозначным хорошо сказал С. Я. Маршак: «Как Золушка, платье, которое ей подарила фея, простое обыкновенное слово преображается в руках поэта».
Ю. Н. Тынянов видел одну из главных особенностей художественного слова в том, что оно характеризуется не определенным (постоянным), а «колеблющимся»смыслом, создает в художественном тексте «выразительно-выпуклый, стереоскопический образ».
Так образуются тропы — употребление слов в переносном, образном смысле. Восприятие вызывает очень большую трудность у неподготовленного читателя. Она заключается, прежде всего, в том что, образ может быть понят буквально.
Чем условнее словесный образ, тем сложнее произведение для восприятия. Поэзия ХХ века тяготеет к металогичности — осложненной ассоциативности, метафоричности. И для того, чтобы юный читатель понимал и любил стихи таких поэтов, как Б. Л. Пастернак, Н. А. Заболоцкий, А. А. Тарковский в др., необходимо. формировать культуру восприятия поэтического текста.
Почему лирическое произведение, такое небольшое по объему (иногда три—четыре строфы), рождает так много мыслей, чувств, ассоциаций? Конечно, это объясняется
силой, глубиной чувств в стихе, которые вызывают. У читателей
разный отклик в зависимости от изменения настроения, жизненного опыта. Но есть и еще одна причина. Само поэтическое слово вызывает в читательском сознании разные ассоциации, тем более богатые и разнообразные, чем выше читательская культура, эстетическая восприимчивость.
У поэзии свои законы, свой язык. В стихах выражаются такие глубокие, такие сложные человеческие чувства, которые не всегда можно «перевести» на язык прозы.
В них есть слова и выражения, несущие гораздо более широкий смысл, чем в обычной речи. Слово разговорного языка имеет, как правило, одно, совершенно определенное значение. Если мы произносим фразу: «На столе стоит хрустальная ваза, — прилагательное означает только одно: сделанная из хрусталя. А теперь вспомним прекрасные строки Ф. И. Тютчева:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора— весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Здесь слово «хрустальный» означает совсем другое, воспринимается как необычное, неожиданное, поражающее смелостью, новизной. Оно употреблено в переносном значении, перед нами метафорический эпитет. Но что открывает он читателю?
Чуткий глаз художника неожиданно увидел что-то схожее в разных предметах и явлениях, чего до него не замечал никто. Какие общие признаки позволили автору сравнивать осенний день с хрусталем? Прежде всего, это прозрачность, чистота хрусталя и осеннего воздуха, когда после первых сентябрьских дождей ни пылинки, когда в прозрачном неподвижном воздухе отчетливо видна каждая веточка дерева... Общее можно найти и в прохладе, свежем ветерке осеннего дня, когда солнце продолжает ярко светить, но уже не греет. И в красоте, драгоценности (не в житейски-меркантильном, а в высоком смысле этого слова: драгоценно, как все прекрасное), тоже сближающей хрустальную вещь и осенний день, который особенно дорог, уже тем, что он один из последних погожих.
Но этими ассоциациями значение метафоры не исчерпывается. Как проверяют качество хрусталя? По звуку:
если слегка тронуть хрусталь, он запоет. Чем чище звук, тем больше ценится вещь. Значит, поэт имел в виду еще и звонкость осеннего дня, чистоту звуков, которые далеко разносятся в тишине будто замершего воздуха, не заглушаясь ничем (ведь даже «птиц не слышно боле»).
А как легко разбить хрупкий хрусталь! Одно неосторожное движение, и вместо прекрасной вещи — груда осколков. Не так ли хрупка, непрочна красота осеннего дня? Сейчас светит солнце, радуя природу и человека, но совсем скоро может налететь холодный ветер, принести серые тучи, и разобьется радость потоках унылых дождей.
Вот сколько мыслей, чувств вызывает одно только слово в подлинном художественном произведении! Одна метафора — и перед нами живая картина: краски, звуки, настроение осеннего дня.
Такую же цепочку ассоциаций можно <протянуть>, работая над другими прекрасными словесными образами этого стихотворения: <бодрый серп>, «праздная борозда, <отдыхающее поле>, <паутины тонкий волос». Все это тоже поэтические находки, таящие богатство представлений.
Если мы хоть раз проведем такую работу с ребятами, им станут более понятны приведенные в хрестоматии слова Н. В. Гоголя о поэзии А. С. Пушкина:
«В каждом слове бездна пространства. Каждое слово необъятно, как поэт».
Эстетическая реакция на яркое, образное поэтическое слово — одно из качеств развитого, «талантливого» читателя. И при анализе лирического произведения будем учить школьников выделять такое слово в поэтической строке, задумываться над его многозначностью и значимостью для произведения как художественного целого. Важность этой работы подтверждается высказыванием такого авторитета в области поэзии, каким является А. А. Блок. Он писал: <Вся кое стихотворение — покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звезды. Из-за них существует стихотворение>. Работа над словами, которые <светятся, как звезды» (назовем их «опорными», «ударными»), и должна составить основу анализа стихотворений.
Что же это за слова, поэтические строки? Об этом, на наш взгляд, стоит поговорить особо.
Прежде всего, это те слова, без которых нельзя понять мысль автора, смысл стихотворения. Разве откроется сокровенный, согретый личным чувством смысл лермонтовской «Родины», если не задуматься, почему поэт называет «странной» свою любовь к отчизне? Разве будет понятен гневный сарказм Лермонтова в стихотворении «Прощай, немытая Россия. . .>, если не раскрыть глубину и многозначность метафорического эпитета в первой строке (грязь в прямом смысле — российских проселочных дорог, бедной курной избы, и в более широком плане— «грязь» общественная, социальная, неизбежное следствие порядков <страны рабов, страны господ>)? Разве сумеем мы передать ученикам ощущение тревожной грусти, внутреннего беспокойства, вечного поиска и неудовлетворенности в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус» без внимания к эпитетам «одинокий» и «мятежный»? И разве поймем мы до конца глубинное чувство А. А. Блока к своей стране, если внимательно не вчитаемся в строчку <О, Русь моя! Жена моя! ?<Опорными, «ударными» являются в лирическом произведении и слова максимально выразительные и насыщенные, несущие яркий, необычный поэтический образ.
Патриотизм лермонтовского стихотворения «Родина» нередко воспринимается девятиклассниками Достаточно традиционно, примерно так же, как патриотизм Пушкина, Некрасова, Маяковского,., действительно, кто же из великих русских поэтов не любил отчизну? И показать своеобразие этого чувства, его личностный, выстраданный характер, без чего ученическое восприятие стихотворения может оказаться сродни тому официозному патриотизму, к которому так равнодушен поэт не против которого он протестует в первых строках стихотворения, можно только через слово поэта.
Рисуя картины России, Лермонтов начинает с масштабной панорамы:
Но я люблю — за что, не знаю сам — Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям.
В одном из черновиков был иной эпитет к слову «лесов»— дремучих, слово тоже точное, выразительное. Но предложим ученикам задуматься, чем можно объяснить замену эпитета. Конечно, слово «безбрежных» усиливает ощущение огромности, бескрайности российских просторов.
А дальше образы становятся все конкретнее, взгляд поэта останавливается на отдельных дорогих картинах. И никак нельзя, анализируя стихотворение, пройти мимо прекрасных строк:
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
В чем удивительное обаяние этого образа? Во-первых, не может оставить равнодушным сама красота нарисованной поэтом картины. Во-вторых, именно с лермонтовских строк начинается вытекающая из фольклора и проходящая затем через всю русскую поэзию традиция - видеть в березе поэтический символ России. Но у Лермонтова не просто береза, а «чета белеющих берез. Чета — старинное, чуть торжественное название супружеской пары, согласно, рука об руку прошедшей через нелегкую жизнь. И эти строки помогают проникнуться состоянием поэта, понять индивидуальность лермонтовского патриотизма.
Хочется обратить внимание еще на одну строку стихотворения, которая не так уж часто вызывает интерес учителя и класса:
Дрожащие огни печальных деревень.
А строка очень интересна, так как создает и эмоциональный и зрительный, и слуховой образ: «дрожащие огни» от света лучины. И сжимается сердце от бедности, нищеты - потому и «печальной» русской деревни. Но вслушаемся в звучание строчки: звуки ж, щ, ч вызывают в памяти треск горящей лучины, что еще более усиливает воздействие образа.
Последний пример убеждает в том, что «опорными», ударными» поэтическими строками могут быть такие, в которых с определенной эстетической целью употреблена эвукопись. Понятия «аллитерация» и <ассонанс» есть в школьной программе по литературе, но вряд ли знание этих терминов может оказать влияние на развитие читательской культуры. Очень важно научить школьников слушать и слышать музыку стиха, реагировать на звукопись, задумываться, какое эстетическое впечатление создается благодаря такому звучанию.
Желательно в отдельных случаях уделять внимание и тем строкам, где поэт с определенной эстетической целью нарушает стихотворный размер. Вообще значение работы над формальными признаками стиха (ритм, рифма, строфа) не стоит абсолютизировать. Но в некоторых строках именно нарушением привычного размера поэт создает особое впечатление. Например, в лер- монтовском стихотворении «Смерть поэта» написано четырехстопным ямбом:
Погиб поэт! — невольник чести.
Вслушаемся в звучание второй строки:
Пал оклеветанный молвой.
Потом звуковой рисунок ямба резко нарушается. Появляется ударение на первом слоге, схемой ямба не предусмотренное. Какое впечатление производит эта особенность стиха на читателя? Резкий ударный слог вызывает в читательском сознании ассоциацию со звуком пистолетного выстрела, оборвавшего жизнь великого поэта. Столь же полезно вслушаться вместе с учениками в звучание строчки <Яд каплет сквозь его кору» в ямбическом пушкинском <Анчаре» или <Швед, русский колет, рубит, режет» в <Полтаве>.
Мы начали разговор о загадке поэзии с вопроса о том, что отличает настоящего, большого поэта. Можно утверждать, что Поэт— это человек, особенно сильно, тонко и глубоко чувствующий, стремящийся к красоте, гармонии: гармонии мира, человеческих отношений, звуков, слов. Вот почему всякое отступление от гармонии, зло, жестокость, несправедливость больно ранят его сердце и рождают стихи гневные и тревожные. Вот почему чувство и мысль, возникающие в его душе, выходят из-под пера оформленные в прекрасные, созвучные строки. В стихах большого поэта присутствует удивительный союз <волшебных звуков, чувств и дум>. И анализировать стихи— значит открывать эту гармонию, видеть, что глубину мысли и силу чувства в лирическом произведении можно понять только, вдумываясь в слово, яркие особенности стиха. Конечно, вряд ли стоит искать особенное смысловое значение в абсолютно любом компоненте лирического произведения. Здесь необходимо отбирать именно «опорные», «ударные», то есть самые важные, интересные, значимые особенности. А ими может быть и особое расположение стихотворных частей, и своеобразие строфики, размера, звукописи, и яркие словесные образы, а в отдельных случаях — даже знаки препинания. Вспомним пушкинское «Вновь я посетил.. ». Как начинается стихотворение? С заглавной буквы «В»? Нет, с многоточия: «…Вновь я посетил.. ». И за этим знаком — десятилетие нелегкой жизни поэта, наполненное трудами, раздумьями, творчеством. И право же, без этого многоточия наше восприятие шедевра пушкинской философской лирики в чем-то объединится. Или вспомним Э. Г. Багрицкого, который говорил:
«Хочу писать так, чтобы я мог отвечать за каждую строчку, мною написанную, даже к запятым я отношусь очень внимательно».
А вот сходные мысли, выраженные в стихотворных строках:
Да, есть слова, что жгут, как пламя,
Что светят вдаль и вглубь до дна. /А. Т. Твардовский
И слово движет. И земля горит. / Е. М. Винокуров
Чтоб ... рыбкой золотой сверкнуло слово. / М. А. Светлов
Живой да будет каждая строка. / Н. Н. Матвеева
С наукой смыкается точной Точеная точность стиха. / В. С. ШефнерСлов меченые атомы. /Л. К. Татьяничева
Труд читателя в чем-то сродни великому труду поэта. И воспитать любовь к лирическому творчеству, культуру восприятия стиха можно, только раскрыв загадку поэзии, показать огромный душевный подвиг поэта, красоту и силу чувства, гармонию слова и звука.