Компетентностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы
Орыс тілі мен әдебиет сабақтарында қызыреттілікті жүзеге асыру
Реализация компетентностно-ориентированного подхода
на уроках русского языка и литературы.
Копнышева Мария Васильевна,
учитель русского языка и литературы СОШ № 43
Доказано: успех человека зависит от того,
насколько широк диапазон его компетенций.
Т. И. Шамова
Современная школа уже с 90-х годов XX века направлена не только на то, чтобы наполнять «сосуд» знаниями, а на то, чтобы развивать ученика. Необходимо, чтобы ученик умел самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, чтобы ученик умел находить решения в различных жизненных ситуациях на основе освоенных учебных действий, умел оценивать свои достижения. Такая цель поставлена и Национальным планом действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012 – 2016 годы перед современной школой и может эффективно развиваться только в условиях компетентностного подхода к образованию.[1] Поскольку Государственный стандарт РК нацелен на метапредметные и личностные результаты, учителю необходимо искать оптимальные пути достижения этих результатов как в плане организации работы, так и в решении учебно-практических (жизненных) задач по русскому языку и литературе. Эти задачи можно реализовать через уроки по технологии личностно-ориентированного обучения. И.С. Якиманская считает: «Личностно-ориентированное обучение – это постоянное обращение к субъективному опыту школьников, т.е. к опыту их собственной жизнедеятельности».[2.с.105]
Формируя ключевые компетенции, учащимся на уроках по данной технологии даю возможность выполнять задания по теме самостоятельно, тем самым они могут продвигаться от заданий первого уровня (репродуктивного) к заданиям третьего уровня (творческого) и дополнительным (заданиям олимпиадного характера, с жизненными ситуациями). На каждый урок составляется личностно-ориентированный план для учащихся. Таким образом выполняя задания, ученик достигает того уровня, на который он может выйти с учетом своих способностей и знаний. Каждое задание проверяется, при этом использую разные виды контроля. По данной технологии разработаны уроки русского языка с 5 по 8 класс по определенным темам, как например, «Второстепенные члены предложения. Дополнение. Обстоятельство»(5 класс), «Однородные члены предложения» (5 класс), «Частицы» (7 класс), «Обращение»(8 класс) и другие. Компетентностно-ориентированный подход в обучении реализуется через технологичность урока и применение компетентностно-ориентированных заданий (КОЗ). Эти задания, безусловно, являются одним из способов повышения мотивации к изучению русского языка и литературы. Что дают эти задания для учащихся? Работая над ними, ученик меняет сам подход к выполнению задания; затем КОЗ требуют разных способов и видов деятельности; они способствуют развитию мышления у школьников, лучшему усвоению материала и изменению отношения к предмету. В процессе работы над КОЗ ученики учатся извлекать информацию самостоятельно по сформулированным вопросам, исходя из собственного понимания, целей работы, систематизировать информацию, аргументировать выбор.
Составление КОЗ подчинено определенным требованиям к структуре и содержанию (стимул, задачная формулировка, источник информации, модельный ответ). По русскому языку ученики выполняют комплексный анализ текста по теме раздела по КОЗ, по модельному ответу проверяют себя или своих партнеров. По литературе информацию теоретических статей ученики трансформируют в таблицы, схемы разного вида (как «паучок», «рыбный скелет», «кластер» и другие), и все это учащиеся проверяют по готовому модельному ответу.
Используя технологию личностно-ориентированного обучения и КОЗ, можно заметить, что учащиеся с интересом выполняют задания, задают вопросы, стремятся выполнить задания более сложные. Все это вызывает у них интерес к урокам. 75% (30 из 40 уч.) опрошенным ученикам нравится учиться, на уроках они с желанием работают в парах, группах, по индивидуальным планам. 80% ребят (32 ученика) любят, когда на уроках проводятся игры, создаются нестандартные ситуации.
Обучение, всегда сочетающееся с напряженной мыслительной деятельностью, поиском, творческой работой, - это то, что привлекает самого ученика к процессу учения и позволяет формировать ключевые компетенции.
Литература
1 Национальный план действий по развитию функциональной грамотности
школьников на 2012 – 2016 годы - Постановление Правительства Республики
Казахстанот 25 июня 2012 года № 832
2 Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования.- М.:
«Сентябрь», 2000, - 176с.