Статья Личностно ориентированное обучение на уроках математики


Личностно ориентированное обучение на уроках математики
как важнейший фактор повышения эффективности образовательного процесса

В основу организации современного образовательного процесса положен личностно-ориентированный подход, который:
Способствует раскрепощению творческого потенциала и развитию его потребностей;
Пробуждает деятельное начало, пронизывающее все ступени образования и все формы работы с детьми, которое позволяет строить образовательный процесс не на пассивно-содержательной ноте, а в форме диалога и творчески как для учителя, так и для ученика.
Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.
Технология личностно ориентированного обучения математике обусловлена целями:
заинтересовать каждого учащегося математикой и обеспечить его развитие в условиях атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;
развить творческий потенциал учащихся;
развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка;
помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться.
Задачи:
выявить внутренние психофизиологические ресурсы учащихся, позволяющие им реализовывать себя в познании математики.
Определить индивидуальный темп учебно-познавательной деятельности учащихся.
Осуществлять реализацию дифференциации и индивидуализации обучения математике на уроках.
Внедрять, совершенствовать и разрабатывать дидактические пособия.
Развивать самостоятельность учащихся, умение организовать и управлять своей научно-познавательной деятельностью.
Развивать интеллектуальные компетенции учащихся:
выделять в информации существенное, главное;
систематизировать материал, выражать его в схеме;
подбирать вступление к собственному ответу; во время ответа делать сопоставления и выводы;
пользоваться справочной литературой;
изображать графически поддающийся схематизации текст;
строить связный рассказ, подчеркивая логические акценты и переходы;
раскрывать материал в сравнении;
понять познавательную задачу, содержащуюся в тексте;
выказывать собственное отношение к изучаемым фактам и событиям;
самостоятельно формулировать вопросы в связи с изучением нового материала или сопоставлением его с уже известными фактами и положениями;
проводить элементарное исследование на основании нескольких источников, документов, наблюдений, экспериментов;
формировать гипотезу, намечать пути её проверки;
проводить сравнения, сопоставления, делать выводы;
классифицировать информацию по существенным признакам;
раскрывать смысл абстрактных явлений.
Принципы, которыми я руководствуюсь в своей педагогической деятельности:
Принцип целеполагания и мотивации. Важное значение на уроке в реализации данного принципа приобретают организация и управление деятельностью учащихся по целеполаганию, мотивации и определению темы занятия, которое реализуется на практике различными путями:
На одних уроках ученики совместно с учителем формируют проблемный вопрос;
На других – учащиеся выходят на постановку целей, анализируя домашнее задание;
На третьих – учителем на доске записываются только ключевые и вопросительные слова типа: а)Что? Как? Зачем? Почему? От чего зависит? Как влияет? Что общего? б) Определить, вывести выявить закономерность, доказать и т.д., а учащиеся на основе данного клише составляют целостную картину целей занятия, формулируют тему.
Принцип открытости реализуется на основе обработки результатов диагностики с мониторинговым подходом. Контрольная диагностика позволяет учителю объективно определять количество учеников, работающих на разных уровнях, корректировать педагогические воздействия. На занятиях главный акцент делается на самостоятельную работу с индивидуальным темпом в сочетании с приемами взаимообучения и взаимопроверки.
Принцип вариативности реализуется путем использования на уроках нескольких альтернативных учебников, справочников, таблиц, что позволяет рассмотреть многие вопросы с различных позиций и выработать свой подход к их решению.
4. Принцип направленности обучения на развитие личности ученика осуществляется через создание условий для каждого школьника
5. Принцип успешности обучения означает собственный успех каждого школьника, использование стимулирующего поощрения его активной деятельности при работе оценочной системы (поощрение с помощью накопления баллов. Жетонов). Это позволяет увеличить интенсивность урока за счет повышения активности учащихся и возможности оценить каждого, создает высокий эмоциональный подъем и настрой на весь урок, условие для повышения интереса к предмету. Увеличения количества учеников, вовлекаемых в активную учебно-познавательную деятельность.
6.  Принцип индивидуализации обучения опирается на составление индивидуальных программ по усвоению учебного материала для каждого ученика на основе результатов мониторинга по определению зоны ближайшего развития.
Можно сформулировать основные характеристики деятельности учителя:
1) выделяет в предметном материале основные цели и принципы, методы познания и обобщенные способы действий и выстраивает предметное содержание вокруг этих методологических ориентиров;
2) подбирает дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания (личностно-ориентированной ситуации);
3) обеспечивает личностно-значимую для учащегося постановку учебной задачи, вызывающую потребность ученика в новом - трудном, но и посильном;
4) организует поиск решения учебной задачи путем раскрытия субъектного опыта учащегося: в диалоге, ролевой игре, рефлексии, а не в вопросно-ответной форме, обеспечивая:
а) поиск идеи, гипотезы решения;
б) составление ориентировочной основы действий для решения;
в) максимальную самостоятельность учащегося (подсказка лишь после попыток самостоятельного решения проблемы);
г) привлечение учащегося к анализу этапов решения учебной задачи, стимулирование учащегося к высказываниям без боязни ошибиться, к использованию разных способов действий, привлечение к анализу собственных затруднений (рефлексия), поощрение нестандартных учебных действий;
д) научение приемам развития внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, творческим поисковым процедурам, работе с учебным текстом;
е) при повторении и закреплении научение способам смысловой обработки изучаемого, без злоупотребления отметками и с использованием качественных оценок, причем оценка деятельности не только по конечному результату, но и по процессу достижения.
Задания на дом: разноуровневые, со свободным выбором уровня, с допущением альтернативы в познании, содержащие предметные и методические знания (на осмыслении методов и обобщенных способов действий).
Аналогичным образом охарактеризуем деятельность учащегося:
1) не фиксирует новую тему урока, а участвует в постановке новой учебной задачи, ее переопределении, в выявлении противоречия, проблемы; пытается вместе с учителем и другими учащимися выявить идею, гипотезу ее решения, свое видение проблемы; учитель при этом - ценный источник познания для ученика;
2) при объяснении учителя живо участвует репликами, вопросами, мысленно ведет диалог с ним, критически осмысливая слова учителя;
3) учится в каждой учебной задаче выявлять метод решения, ход получения знания, учится отделять способ решения от результата;
4) выполняет задания дифференцированного типа, стремясь выделить обобщенные способы действий;
5) охотно анализирует свою учебную работу, свое психологическое состояние, открыто демонстрирует свои "плюсы и минусы".
Работа учителя в системе ЛОО становится более творческой и увлекательной.
Урок с использованием ЛОО существенно меняет свои функции и формы организации. Например, обычный урок сообщения и проверки знаний превращается в урок выявления опыта ученика по отношению к излагаемому учителем содержанию. Задача учителя на этом уроке не принуждать, а убеждать учеников принять то содержание, которое заложено математикой.
Эмоционально-психологические установки — это одно из средств активизации личностного смысла в образовательном процессе. Одним из средств активизации личностного смысла и использования его в педагогических целях, являются эмоционально-психологические установки. В преддверии новой темы посредством яркого образа (рассказ, стихотворение, "крылатое" слово) я воздействую на эмоциональную сферу учащегося, создавая у детей отношение к тому, о чем потом пойдет речь. Эмоционально-психологический фон создаю не только "вкраплением" текстов дополнительной литературы, но и путем ссылок на телепередачи, материалы печати, факты окружающей реальной жизни (фрагмент «Хлеб»).
Меня всегда волновал вопрос о психологическом влиянии на учащихся. Я убеждена в том, что через чувства можно воздействовать на интеллект. Именно обращение к чувствам создает у них то душевное спокойствие, без которого невозможно творческое сотрудничество. Д.Пойа, обращаясь к педагогам, сказал: "...если чутье подсказывает вам, что уместно предстать перед классом немного поэтом ... не отказывайтесь".
Урок по теме "Конус" в классе начинаю с демонстрации картины Шишкина "Корабельная роща" и задаю классу шутливый вопрос: "Какая связь между картиной и этим телом? (модель конуса) (На картине изображены сосны, а конус в переводе с греческого означает ''сосновая шишка"). С этой шутки начинается изучение конуса, которое проходит вполне серьезно. В конце урока я предлагаю детям послушать строки из трагедии А.С.Пушкина "Скупой рыцарь". Особенно интересны учащимся интегрированные уроки (фрагмент интегрированного урока).
Роль психологического влияния в преподавании математики можно проиллюстрировать на примере разъяснения того, что такое триллион. Дети не могут постичь, как велико это число. Но если им рассказать, что военные расходы стран участниц Второй Мировой воины составили 4 триллиона и на эти деньги можно было бы бесплатно кормить 50 лет все население земного шара, то им станет понятно значение этой цифры. Такие яркие сведения помогут не только представить большое число, но и прочувствовать ценность мира между людьми.
Для развития мышления использую занимательные задачи. Такие задачи способствуют поддержанию интереса к предмету. Для их решения характерен метод проб и ошибок. Систематическое решение задач такого типа развивают такие качества как смекалка и сообразительность.
При объяснении нового материала в основном используются две формы проблемного обучения: проблемное изложение и поисковую беседу. В этом случае проблему ставит и решает учитель. Он не просто «излагает материал», а размышляет вслух над проблемой, рассматривает возможные подходы к ее решению и пути решения. Одни из них в процессе рассуждения он отвергает как несостоятельные, другие принимает и развивает. Таким образом, он постепенно приходит к верному решению. На таких примерах учащиеся учатся логике рассуждений при решении проблем, их анализу, глубже усваивают материал.
Использую в работе контрпримеры. Контрпримеры используются еще с древних времен. Рассказывают, что Диоген, услышав определение Платона: «Человек есть двуногое животное без перьев», ощипал петуха, принес его в Академию и заявил: «Вот человек Платона». Я рекомендую учащемуся, начиная самостоятельную работу над определением, не заглядывать в учебник или справочник, а думать и рассуждать.
Итак, в центре обучения находится сам обучаемый, его личностный рост, смыслы жизни и учения. Личность ребенка выступает не как средство, а как цель; "в том смысле, что только саморазвитие ее эффективно, результативно и - главное - естественно"
Поскольку подготовка урока начинается с составления учителем плана-конспекта, то к конспект личностно-ориентированного урока должен содержать кроме сообщающей, рефлексивную часть, где будет отражаться как учитель на уроке планирует раскрывать методы, приемы овладения материалом, как отбирать знания, выбирать пути решения, находить недостающие данные, выходить из «тупика».
В конспекте также должна быть оценочная часть, где планируется с какой целью и по каким параметрам учитель будет оценивать работы каждого учащегося.
Иными словами, одно из требований плана -конспекта к подготовке личностно-ориентированного урока - это выделение в нем системы познавательных действий, которыми должны овладеть учащиеся. Должна быть определена логика движения в материале, согласованность научного его содержания с теми мыслями, которые внесут учащиеся.
И, наконец, в конце урока необходимо планировать не только итог, но и узнавать у детей мнение по поводу урока.
Если учитель такой конспект личностно- ориентированного урока разработал - это уже один из критериев успешности личностно-ориентированного урока.
Если рассмотреть эту систему на примере урока изучения нового материала, то можно выделить 5 основных этапов:
1 этап. Актуализация опорных знаний. Здесь задача: включить в работу каждого ученика класса. Здесь детям уместно предлагать задания: задать вопрос соседу по парте; провести дидактическую игру «Я знаю, а ты?»
2 этап. Включение детей в целеполагание, Здесь рационально использование заданий, вовлекающих детей в реальные проблемные ситуации, решение которых определяет учебно-познавательные цели урока.
3 этап. Основной. Цель этого этапа – формирование самостоятельных умений, способность принимать решения.
4 этап. Этап контроля знаний учащихся. Здесь вместо традиционной оценки знаний можно предлагать не совсем привычные задания, например, составить терминологический словарь урока;
5 этап. Итог урока- рефлексия.
Критерии успешности личностно ориентированного урока
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция учащегося: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа.
Образ – слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие – я умею! У меня получится!
Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю … (формирование мировоззрения)
Генрих Гейне сказал: "В жизни, кроме здоровья и добродетели, нет ничего ценнее знания; а его и легче всего достигнуть, и дешевле всего добыть: ведь вся работа - это покой, а весь расход - время, которое нам не удержать, даже если мы его не потратим". Познание делает человеческую жизнь осмысленной, насыщенной и интересной. Для тех, в ком сформирована потребность умственного труда, поиск истины важнее, чем обладание истиной. И поэтому очень точно выражают смысл учения слова русского историка В.О.Ключевского: "Преподаватель обращается не к изучаемому предмету с целью познать его, а к воспринимающему мышлению с целью передать ему готовое познание, и передать не механически, как перекладываются вещи с места на место, а как свеча зажигается от другой, со всеми последствиями горения - светом и теплом". Это в полной мере относится и к обучению математике.
"Если поручить двум людям, один из которых - математик, выполнение любой незнакомой работы, то результат будет следующим: математик сделает её лучше" - можно не согласиться с этими словами Гуго Дионисия Штейнгауза— польский учёный, один из основоположников Львовской математической школы- , но, бесспорно, тот потенциал, который даёт ученику полноценная математическая подготовка, будет иметь прямое влияние на успех его профессиональной деятельности.

РЕФЛЕКСИЯ
«Вставь слово»
«Образовательный процесс личностно ориентированного обучения предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и учебном поведении»
Д.Г. Левитес.
«Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения»
Г. Лихтенберг.
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»
К.Д. Ушинский
«Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить»
А. ДистервегМы не учим их; мы создаем условия, в которых они учатся.С. ПапертЦель учителя не наполнить сосуд знаниями, а разжечь в нем огонь познания.
Сенека
Сведений науки, не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава. Зато такие приемы никуда и не годятся...
А. ДистервегВ центре процесса обучения – ученик.
Роль учителя – организация образовательной среды, в которой ученик самостоятельно образовывается, опираясь на собственный потенциал и используя соответствующую технологию обучения.
А.В. Хуторской