Статья «Личностно ориентированное обучение на уроках математики»
«Личностно ориентированное обучение на уроках математики»
В настоящее время исследования учёных убедительно показывают, что возможности людей, которых называют талантливыми, гениальными – не аномалия, норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление человека повысить коэффициент полезного действия, использовать те богатейшие возможности, которые ему дала природа. Поэтому особенно остро в последние годы встал вопрос о формировании общих приёмов познавательной деятельности. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.
Познавательный интерес – это одно из важнейших для нас, учителей, мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся должен оказывать сильное влияние на его развитие.
Обучение относится к числу явлений, которые существуют со времени возникновения человеческого общества, поскольку всегда была актуальной потребность подготовить подрастающее поколение к жизни в окружающем мире, передать опыт поведения в различных жизненных ситуациях, научить навыкам трудовой деятельности. Особенность нашего времени – это потребность в предприимчивых, деловых, компетентных специалистах в той или иной сфере общественной, социальной, экономической и производственной деятельности. Необходимо быть грамотным, чтобы нормально «функционировать» в сложном требовательном обществе.
На своих уроках предлагаю ученикам различные виды деятельности, требующие мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность, воспитывать волю к победе и преодолению трудностей. В процессе такой работы ученики привыкают к востребованности своих знаний, убеждаются в значимости образования. Познавательный интерес – направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, он становится основой положительного отношения к учению, носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъём, радость от удачи.
Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. Под его влиянием учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывать сильное влияние на его развитие.
Целью обучения является не подготовка выпускника к профессиональной и другим видам человеческой деятельности, а максимально полное развитие личности, раскрытие в ней механизмов самореализации, саморазвития, самовоспитания. Механизм реализации личностно ориентированного обучения включает в себя следующее 1. Наделение личностным смыслом знаний и учебно - познавательной деятельности учащихся. Это предполагает введение в учебный процесс жизненных ситуаций, иллюстрирующих материал изучаемой темы, доказывающих её практическую значимость. 2. Создание развивающей образовательной среды. Оно включает в себя использование групповых форм обучения, создание условий для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности. 3. Организация диалогового общения, что предполагает: а) правильный отбор материала к уроку, б) выбор продуктивных методов и приёмов ведения урока, позволяющих спорить и отстаивать свою точку зрения, в) организацию психологической атмосферы урока, эмоционального микроклимата, атмосферы сотрудничества, г) вовлечение в работу каждого ученика на основе учёта индивидуальных особенностей личности, д) разработку системы поощрений, создающих ситуацию успеха для каждого ученика, е) упор на коллективный поиск знаний. 4. Использование инновационных образовательных технологий, которое даёт возможность осуществлять опору на непроизвольное, более продуктивное запоминание; реализовывать установку на совместное деятельное общение и творческий поиск знаний; усиливать личностное, творческое, проблемное начало в обучении. Считаю, что в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией её, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием.
Павлова Елена Анатольевна, учитель математики МБОУ СОШ №23, г.Воронеж