Конспекты занятий по развитию составляющих социальной компетентности у учащихся с ОВЗ.


3 конспекта коррекционно – развивающих занятий.
Цель занятий: развитие составляющих социальной компетентности у учащихся  с ОВЗ.
Занятие№1.
Тема: «Культурные нормы в общении».
Цель занятия: Знакомство участников тренинга
Как себя видят и умеют представить участники тренинга; какие черты, стороны своей личности каждый оценивает как положительные, какие считает недостатками; каким каждый хочет стать, имеет ли желание изменяться, есть ли сложности в общении и как подросток пытается их преодолеть.
Задачи:
1. создание условий для знакомства.
2. создание условий психологической безопасности.
3. создание условий для раскрытия личностных особенностей каждого участника; выявление целей и задач участников, их ожиданий от тренинга.
Разминка: «Снежный ком».
Цель: запомнить имена участников.
Описание: первый участник произносит свое имя, второй произносит имя предыдущего участника и свое, третий — имя первого, второго и свое и т.д.
«Визитка»
Цель: презентация себя группе.
Описание:
Каждый участник делает для себя визитную карточку. С помощью выбранного образа ребенок раскрывает те наиболее важные, на его взгляд личностные особенности, качества, цели или устремления. Это может быть любой образ (животное, символ, предмет, растение, герб, мандала). После окончания работы каждый участник, объясняет, почему он выбрал этот образ. Также вверху карточки он пишет свое имя. На обратной стороне визитки каждый участник, в графе (+) записывает те положительные качества, которые у него есть и которые он может предложить своим товарищам.
Психологический комментарий:
Ведущий тренинга может подчеркнуть или обобщить тот принцип, на основе которого был сделан выбор. Так, в основе выбора образа могут лежать желания (я хочу путешествовать), реальные умения (я умею играть в футбол), осознанные реальные или желаемые человеческие качества (я верный, я добрый), любимые занятия (потому что люблю играть в компьютер) или образы, далекие от характеристик самой личности (мне нравится звездочка).
Затем проводится беседа о «недостатках». Фокусируется внимание на самом слове: недостаток означает то, чего не хватает, а значит это можно восполнить, приобрести. Сделать из минуса плюс. Так, например, фразу: «Я ленивый» можно переформулировать в фразу: «мне не хватает трудолюбия».
После проведенной беседы участники тренинга записывают в графу (-), то, чего им не хватает и что бы они хотели приобрести.
Рефлексия занятия.
Обсуждается что, понравилось, что не понравилось, что мешало, что помогало.
Занятие № 2
Тема занятий: «Как воспринимают нас, и как воспринимаем мы других»
Цель занятия: Развитие социальной перцепции.
Ритуал приветствия: Все садятся в круг, приветствуют друг друга, каждый по очереди рассказывает о том, что для него наиболее значимо в выборе друга. Если в этом есть необходимость, каждый может получить поддержку от остальных.
Разминка — Что изменилось?
Цель упражнения: Развитие внимания.
Описание игры: Участники разбиваются на пары (из разных команд). Каждый должен очень внимательно рассмотреть своего партнера, чтобы запомнить его внешность как можно лучше, до мелочей. Партнеры становятся «спина к спине», и каждый пытается изменить свою внешность так, чтобы другой человек мог это заметить: меняет прическу, расстегивает или застегивает пуговицу, снимает кольца или другие украшения (десять отличий). Затем поворачиваются друг к другу и пытаются найти произошедшие в партнере изменения.
Я — тоже.
Цель: Активизация любопытства и интуиции, развитие социальной перцепции.
Описание упражнения: Участники садятся на пол по кругу или просто рассаживаются произвольно в комнате. Один из них выходит на середину круга или комнаты и становится ведущим. Он тщательно оглядывает остальных игроков, никого не упуская из вида. А затем выбирает некоторых из них и просит встать рядом с собой. После того, как ведущий совершит свой отбор, оставшиеся сидеть игроки должны попытаться угадать, по каким признакам ведущий выбирал ребят. Что у них общего? Может у них глаза карие? Или ботинки черные? Критерии выбора могут быть самыми разными.
«Реклама»
Цель: Развитие социальной зоркости, умение выделять существенные характеристики другого человека.
Ведущий:. Представление деятелей политики, науки, культуры другой страны не проходит без средств массовой информации. Многое мы узнаем, смотря телевизионные программы, рекламные ролики. Вам предстоит прорекламировать каждого члена другой команды. Всем нам хорошо известно, что такое реклама. Ежедневно мы множество раз видим рекламные ролики на экранах телевизоров и имеем представление, какими разными могут быть способы презентации того или иного товара, средства связи, передвижения и пр. Поскольку мы все — потребители рекламируемых товаров, то не будет преувеличением считать нас специалистами по рекламе. Вот и представим себе, что мы здесь собрались для того, чтобы создать свой собственный рекламный ролик или документальный фильм о каком-то представителе другой команды. Наша задача — представить определенного человека публике так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, заинтересовать им окружающих. Все — как в обычной деятельности рекламной службы. Каждый из вас вытянет карточку, на которой написано игровое имя одного из участников группы. Может оказаться, что вам достанется карточка с вашим собственным именем. Ничего страшного! Значит, вам придется рекламировать самого себя. В нашей рекламе будет действовать еще одно условие: вы не должны называть имя человека, которого рекламируете. Более того, возможно представить человека в качестве какого-то товара или услуги. Подумайте, чем мог бы оказаться ваш протеже, если бы его не угораздило родиться в человеческом облике. Может быть, холодильником? Или загородным домом? Тогда что это за холодильник? И каков этот загородный дом? После этого группа должна будет угадать, кто из ее членов был представлен в этой рекламе. Время на подготовку — десять минут.
Цветик семи цветик
Цель: Обратная связь — как меня воспринимают другие.
Описание: У ведущего находится цветок, на каждом лепестке которого написано определенное качество. Первый участник подходит и отрывает один лепесток. Прочитав качество, он относит лепесток тому участнику, которому подходит, на его взгляд, данная характеристика.
Рефлексия. 
Занятие №3
Тема занятия: «Я среди людей».
Цель занятия: Осознание и нахождение своего места в коллективе.
Ритуал приветствия: все садятся в круг, приветствуют друг друга, каждый по очереди рассказывает о том, что наиболее запомнилось на прошедшей неделе. Если в этом есть необходимость, каждый может получить поддержку от остальных.
Психологический комментарий: Такая форма ритуала приветствия способствует вхождению в работу, создает определенный настрой, направленный на проработку имеющихся проблем, способствует сближению. Если кто-либо из участников рассказывает, о какой-то проблеме, ведущий предлагает всем остальным поддержать его, ободрить или дать совет. Эта процедура способствует сближению участников тренинга. Т И вместе с т ем, помогает сблизить две реальности — реальность за пределами группы и реальность, происходящую внутри группы.
Разминка: «Закончи предложение» — Я самый………..
Психологический комментарий: Упражнение позволяет продолжить знакомство, актуализирует процессы самосознания.
Погружение в игру. Дети садятся в круг, берутся за руки. Ведущий, под музыку сообщает участникам, что они находятся на корабле.
Ведущий: « Вы плывете на корабле. Свежий солоноватый воздух дует вам в лицо, небо сливается с морем на горизонте. Чайки низко летают над водой и тревожно кричат. Начинается буря. Небо заволакивается свинцовыми, тяжелыми тучами, волны захлестывают палубу. Небо разрывается молниями, гром сотрясает воздух. ( ведущий подходит к каждому сзади и тихонько покачивает сидящих). Вы ничего не видите, кроме вспышек молний, на секунду освещающих бушующее море. Одна из вспышек осветила очертания двух островов с прибрежными скалами. И через мгновение вы слышите скрежет ломающихся балок. Ваш корабль потерпел кораблекрушение. Вы выплыли на два разных острова. Осмотритесь — что это за остров? Есть ли на нем горы? Реки? Какие животные, растения вам встретились? Возможно, животные, увиденные вами, не встречаются больше нигде. Зарисуйте этих удивительных животных (каждый по одному виду)
Рисунок несуществующего животного.
Психологический комментарий: после зарисовки животных рисунки можно обсудить совместно с детьми. Какие из этих животных дружелюбны, какие кажутся агрессивными? Какие из них похожи друг на друга и чем? Одни животные могут быть домашними, а других сложно приручить. Может быть, кто-то из них нуждается в помощи?
Данное упражнение развивает символическую форму мышления, стимулирует детей к самоанализу, позволяет увидеть сходство и различия в выборе символических средств.
Рисунок карты острова
Ведущий: «Зарисуйте остров, на который вас забросила судьба. Каждый из вас обращает внимание, прежде всего, на то, что считает самым важным. После того, как вы изобразили, что есть на вашем острове, мы обсудим, чья карта лучше, информативнее. А, может быть, соберем из каждой карты наиболее ценное, и каждая команда затем нарисует общую, дополненную каждым.»
Психологический комментарий: По карте каждого можно понять сферу интересов ребенка, степень его социализированности, коллективистской направленности и пр. Обсуждая карты, можно заострить внимание на следующих моментах: обозначил ли участник источник питья, наличие фруктовых деревьев, пригодных для жизни, нашел ли удобное для поселения место. Возможно, он уже продумал пути развития острова.
Ведущий: «Волей судьбы вы оказались на острове. Вам предстоит на нем выжить. Для того, чтобы выжить, как показывает история развития человечества, нужно объединение людей, так как один человек, сам по себе слаб и беспомощен. Но сосуществование в обществе требует введения определенных норм, законов, обязанностей».
Обсуждение проблемы: для чего и почему люди объединяются?
Ведущего: (Урок мудрости) Создавая род человеческий, боги позаботились о нем со щедростью, поистине божественной: дали разум, речь, огонь, способности к мастерству и искусству. Каждый был наделен каким-либо талантом. Появились строители, кузнецы, музыканты, лекари и т.д. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но научить людей жить в обществе, боги не сумели. И когда люди собирались вместе для какого-нибудь большого дела — строить город, канал, дорогу, между ними вспыхивали ожесточенные распри, а нередко дело кончалось большими войнами. Слишком эгоистичны, слишком нетерпимы и жестоки были люди, все решали только грубой силой. И над родом людским нависла угроза истребления. Тогда отец богов Зевс, чувствуя свою особую ответственность, повелел ввести в жизнь людей стыд и правду.
Восхищены были боги мудростью отца. Только один вопрос они задали ему: как распределить стыд и правду среди людей? Ведь таланты боги даруют избирательно: одному пошлют способности строителя, другому — музыканта, третьему — лекаря и т.д. А как поступить со стыдом и правдой?
Зевс ответил: к стыду и правде должны быть причастны все люди. Иначе на земле не будет ни городов, ни государств, ни самих людей.
Обсуждение: Чтобы выжить, нужно распределить обязанности. Подумайте, кто будет в вашей команде главным (командиром)? Кто казначеем? Какие еще должности вам нужны? Какими качествами должен обладать лидер? Посмотрите, какие полезные качества вы написали на своих визитках? Какие из этих качеств могут быть полезны твоей команде?
Рефлексия.
Получение тотема: каждый пишет на листочке имя того участника, который ему больше всех понравился и почему? Записки зачитываются — участник, получивший больше всех похвал, получает звезду (тотем), отражающую качества, которые отметила команда. Все очки и тотемы заносятся в общий бланк.