Доклад «Организация эффективной работы по подготовке к ЕНТ»
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕНТ
Н.А. Красильникова
учитель биологии школы-лицей №28
Западно-Казахстанская область, г.Уральск
Начиная с 2004 года, в школах проводится единый национальное тестирование (ЕНТ), по четырем обязательным предметам и один по выбору, в том числе и по биологии. В рамках тестирования проверяется содержание всех основных разделов школьных курсов биологии 6-11 классов
В каждый вариант экзаменационной работы включаются задания, проверяющие содержание следующих разделов: ботаника, зоология, анатомия, общая биология. При этом примерно половина заданий проверяет не просто способность воспроизвести знания, изложенные в учебнике, но и умение применить их для сравнения и объяснения биологических объектов и явлений.
Необходимо констатировать, что требованиям образовательных стандартов по ряду аспектов не соответствует уровень подготовки даже наиболее сильных выпускников. Преодоление порога проходного балла не всегда под силу даже хорошо подготовленному ученику. Конечно, на балл оказывает свое влияние и обстановка, эмоциональное состояние, характер ребенка.
Каждый учитель разрабатывает свою методику по повышению качества знаний при сдаче экзамена. При подготовке своих учеников я использую следующую методику, которая включает в себя такие этапы:
Методика подготовки к ЕНТ
I. Отбор учебной литературы для учителя и учащихся при подготовке к централизованному тестированию – необходимый первоначальный этап совместной работы.
II. Крупноблочная подача материала дает возможность обобщения и закрепления изученного в средних классах и осмысления более сложного материала. Такая форма организации повторения материала при работе со старшеклассниками способствует в конечном результате повышению качества обучения учащихся, обеспечивает широту видения.
III. Корректировка собственных ошибок учащимися – важнейший момент в овладении знаниями. Системность и целенаправленность работы над ошибками, классификация ошибок способствует развитию зоркости.
IV. Различные виды контроля как средство повышения интереса к выполняемой работе, организации учащихся, приучение к самоконтролю.
V. Накопление банка вопросов за прошлые годы и их дальнейшее использование при подготовке к ЕНТ.
Объективной реальностью является, то что в условиях введения итоговой аттестации учащихся в форме единого национального тестирования, каждый учитель, естественно, стремится к тому, чтобы его выпускник продемонстрировал как можно более высокий уровень подготовки.К ЕНТ, как и любому другому экзамену, учащихся надо готовить, но эта подготовка не должна сводится к «натаскиванию» на бездумное выполнение различных заданий. Залогом высоких результатов, демонстрируемых выпускниками на экзамене является систематическая продуманная работа в течении всех лет обучения.
Для более качественной подготовки учащихся необходимо проведение занятий – кружков по предмету, факультативных и элективных курсов и организация довузовской подготовки. Необходимо обратить внимание на усиление прикладной направленности предмета.
В своей практике подготовки учащихся к единому национальному тестированию я активно пользуюсь проведением факультативных и прикладных занятий. Например, на этот учебный год мною были составлены такие прикладные курсы: для 10 класса - «Формирование биологических знаний», календарно-тематическое планирование данного курса представлено в таблице 1 и для 11 класса - « Избранные вопросы биологии», календарно-тематическое планирование представлено в таблице 2.
Таблица 1. – Календарно-тематическое планирование прикладного курса для 10 класса - «Формирование биологических знаний»
№ Тема занятия Количество часов
1 2 3
1 Биологические науки. 1 час
2 Клетки и ткани. 1 час
3 Нервная система. Органы чувств. 2 часа
4 Опорно-двигательная система. 2 часа
5 Кровь. Кровеносная система. 2 часа
6 Лимфа. Лимфатическая система. 2 часа
7 Дыхание. Дыхательная система. 2 часа
8 Пищеварение. Пищеварительная система. 2 часа
9 Выделение. Органы выделения. 2 часа
10 Половая система и развитие организма человека. 2 часа
11 Основы экологии. 4 часа
12 Основы эволюции. 4 часа
13 Основы генетики. При неполном доминировании.
1 час
14 Основы генетики. Дигибридное скрещивание. 1 час
15 Основы генетики. Тригибридное скрещивание. 1 час
1 2 3
16 Генетика пола. Доминантные гены, локализованные в Х-хромосоме. 1 час
17 Генетика пола. Рецессивные гены, локализованные в Х-хромосоме. 1 час
18 Генетика пола. Признаки за развитие которых отвечают гены 1 час
19 Генетика пола. Гены, локализованные в У-хромосоме. 1 час
20 Генетика пола. Явление сцепленного наследования и кроссинговер. 1 час
Таблица 2. - Календарно-тематическое планирование прикладного курса для 11 класса - « Избранные вопросы биологии»
№ Тема занятия Количество часов
1 2 3
1 Клетка 1 час
2 Корневая система 1 час
3 Побег 1 час
4 Передвижение веществ в растении 1 час
5 Лист 1 час
6 Цветок. Соцветие 1 час
7 Семя 1 час
8 Плоды 1 час
9 Классификация растений 6 часов
10 Водоросли 1 час
11 Папоротники. Хвощи 1 час
12 Голосеменные 1 час
13 Бактерии 1 час
14 Грибы 1 час
15 Лишайники 1 час
16 Простейшие 1 час
17 Кишечнополостные 1 час
18 Плоские черви 1 час
19 Круглые черви 1 час
20 Кольчатые черви 1 час
21 Моллюски 1 час
22 Членистоногие 1 час
23 Рыбы 1 час
24 Земноводные 1 час
1 2 3
25 Пресмыкающиеся 1 час
26 Птицы 1 час
27 Млекопитающие 1 час
28 Экология 1 час
Составляя программу курсов, содержательный материал рекомендуется разделить на блоки:
- «биология – наука о живой природе», где рассматривается материал по биологии как науке и отделах достижения науки, методах исследования, роли ученых в развитии науки биологии;
- «клетка – как живая биологическая система», задания о строении, структуре, функции, химические процессы в клетке, их закономерности;
- «Ткани – органы – системы органов - организм», уровни организации жизни, закономерности наследственности, изменчивости и приспособленности;
- «Многообразие организмов» - строение, жизнедеятельность, классификация растений, животных, грибов, бактерии и вирусов, умение сравнивать, классифицировать организмы разных систематических таксонов;- «Человек и его здоровье», «Надорганизменные системы», «Эволюция органического мира», «Экосистемы и присущие им закономерности», выявляют уровень усвоения системы знаний о строении и жизнедеятельности организма человека, о движущих силах, направлениях и результатах эволюции органического мира, об экологических закономерностях, цепях питания, круговороте веществ в биосфере.
Эти курсы помогают учащимся вспомнить ранее изученный материал,осмыслить и закрепить,ликвидировать пробелы в знаниях.
Они помогают решать проблемные вопросы, познавательные задачи,обогащают учащихся новой интересной биологической информацией.
Такие курсы нужны и в 6-х классах,так как учащиеся начинают изучать данный курс и не успевают выполнять все предложенные задания вучебнике и в лабораторной работе,а также в рабочей тетради. Эти знания,умения и навыки я прививаю им на факультативе «Практическая биология».Как я уже ранее сказала готовить к ЕНТ надо заранее , а не в последний год обучения.
Одним из самых эффективных видов работ при подготовке учащихся к сдаче Единого Национального Тестирования является индивидуальное консультирование, разбор заданий вместе с учителем, затем самостоятельное выполнение и контроль, другими словами – работа над ошибками.
Не менее эффективна работа учащихся в группах. В группе учащиеся лучше усваивают материал, обсуждая и анализируя задания, общаясь друг с другом, они делятся приёмами запоминания, создают опорные схемы.
В современном мире при подготовке к ЕНТ невозможно обойтись без использования компьютерных образовательных технологий, новых методов обучения, следует активно привлекать электронные ресурсы, возможности интернет-сети. На базе использования ИКТ многие методические цели могут быть реализованы боле эффективно. Использование ИКТ при подготовке к ЕНТ позволяет:
активизировать познавательную деятельность учащихся;
обеспечить высокую степень индивидуализации обучения;
повысить объем выполняемой работы на уроке;
усовершенствовать контроль знаний;
обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
При подготовке учащихся я использую следующие формы работы с ИКТ:
1. Использование готовых электронных продуктов. Они позволяют интенсифицировать деятельность учителя и ученика, повысить качество обучения предмету.
При подготовке к ЕНТ использую диск электронных учебников за весь курс предмета, диск лабораторные работы. На данных дисках содержится теоретический материал, задания с разобранным решением, итоговые вопросы и тестовые задания. Данные диски интересны тем, что их можно рекомендовать учащимся для самостоятельной работы.
2. Использование «тренажеров». Тестирование – это один из видов контроля знаний, высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель – ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях, они позволяют попробовать свои силы в ответе на контрольные вопросы по изученной теме или в решении отдельных заданий, где проверку правильности его ответов осуществляет компьютер. Использование заданий «тренажеров» активизирует внимание учащихся, вызывает интерес.
3. Использование ресурсов сети Интернет. Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг и становится составной частью современного образования. Использование Интернет - ресурсов значительно облегчает работу учителя при организации учебного процесса.
Анализируя свой опыт, прихожу к выводу, что использование ИКТ при подготовке к тестированию, проведение тестов на компьютере, приводит к увеличению процента обученности и качества знаний, иногда они остаются на том же уровне, но нигде не происходит их снижения. ИКТ помогают ученику получить более качественные знания, которые необходимы для успешной сдачи Единого Национального Тестирования. Как говорят, лучше один раз увидеть, чем несколько раз услышать. И я с этим согласна. Компьютерные тренажеры способствуют отработке практических навыков. Применение ИКТ при подготовке к ЕНТ дает новое качество в передаче и усвоении системы знаний.
Для части учащихся предлагаю составлять электронные презентации по темам, вызывающим у них наибольшие затруднения, это позволяет и углубиться в тему, и выбрать наиболее эффективный способ её презентации для одноклассников и, естественно, лучше усвоить изучаемый материал. На мой взгляд, эта форма самостоятельной работы позволяет не только структурировать информацию в алгоритмическом порядке, но и облегчить усвоение и запоминание материала. Немаловажной является и психолого-физиологическая особенность восприятия материала, так как во время обучения будут задействованы все каналы восприятия. Психологами установлено, что при аудио- и визуальном преподнесении информации запоминается до 65 % (сравните: устной информации запоминается всего лишь 12 %, с записями — 25 %). Создание мультимедийной презентации является незаменимой формой организации повторения учебного материала в условиях подготовки обучающихся к Единому Национальному Тестированию.
Рекомендации для учителя
Соберите банк информации и комплексно проанализируйте её.
Оцените учебную и методическую базу, на которой будете выстраивать свою работу.
Создайте свою систему работы по подготовке учащихся к ЕНТ.
Постоянно модифицируйте, обогащайте и корректируйте созданную систему.
Регулярно проводите мониторинг результативности работы своей системы: отслеживайте и анализируйте итоги ЕНТ.
Практические советы
Начинайте формировать систему работы по подготовке к ЕНТ как можно раньше: с 6 класса.
С 6 класса приучайте учеников к различным видам тестового контроля (комплексное тестирование, тематическое тестирование, тесты открытые, закрытые и т. д.).
Учите школьников анализировать результаты тестирования, выявлять свои успехи и недочёты.
Распределите учебный материал таким образом, чтобы каждый раздел курса был отработан по трём направлениям: повторение, систематизация, углубление.
Постарайтесь как можно полнее и шире использовать возможности учебника, но не ограничивайтесь только им. Предлагая любой источник (справочник, методическое пособие и т. п.)
Планируя систему контроля, проводите контрольные тестирования. Это могут быть комплексные или тематические тестирования.
Уже в 10 классе введите подготовку к ЕНТ в структуру урока. Выберите один из сборников тестов и «порциями» давайте по 3 задания для выполнения на этапе актуализации знаний. На одном уроке используйте три разнотипных задания.
Работайте со сборниками тестов разных лет.
Моделируйте вопросы, то есть из разных сборников тестов выбирайте одинаковые по сути вопросы, которые сформулированы по-разному, учите понимать суть вопроса!
Используйте разные виды консультаций: «произвольную» консультацию (ответы на любые вопросы любого раздела русского языка), тематическую консультацию (выбранную учителем на основании своего мониторинга), консультацию «по требованию» (ученик вне графика проведения консультации обращается с интересующим вопросом) и т. п.
Доводите до сведения родителей результаты проделанной работы.
Используйте различные формы работы с ИКТ.
Литература:
«Биология»: учебник для 6 кл. /К. Жунусова,Р. Алимкулова, К. Жумагулова. Алматы: Атамура, 2011.- 256 с.
«Биология»: учебник для 7 кл. /К. Кайым, Р.Сатимбеков, А.Аметов, Ж. Кожантаева. – Алматы: Атамұра, 2007. – 256 с.
«Биология»: учебник для 8 кл. /Е.А. Очкур, Л.Е. Аманжолова, Р.Е. Джумабаева. – Алматы: Мектеп, 2012. – 256 с.
«Биология»: учебник для 9 кл. /М. Гильманов, Л. Абшенова, А. Соловьева. – Алматы: Атамұра, 2005. – 288 с.
«1600 задач, тестов и проверочных работ по биологии для школьников и поступающих в ВУЗы» /Т.А. Дмитриева, С.Н. Гуленков, С.В.
«Биология: 6-7 кл. Тетрадь с заданиями для индивидуальной работы учащегося» / Суматохин. – Москва: Дрофа, 1999. – 532 с.
7. Биология в схемах, рисунках, таблицах.