Личностно-ориентированный подход в преподавании русского языка для обучающихся с ОВЗ
Управление образования
администрации муниципального образования «Холмский городской округ»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с. Пионеры
Муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области
Личностно-ориентированный подход в преподавании русского языка для обучающихся с ОВЗ
Учителя русского языка и литературы
Опариной Анны Владимировны
2016
Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Это понятие характеризуется чрезмерностью или недостаточностью по сравнению с обычным в поведении или деятельности, может быть временным или постоянным, а также прогрессирующим и регрессивным. [1]. По мнению Т. В. Егоровой дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания [3].
Одной из важнейших задач обучения и воспитания детей с ОВЗ является помощь психологическому и социальному развитию обучающихся, и в первую очередь формирование у них образцов позитивного социального поведения, ознакомление с культурой поведения в обществе, обучение навыкам повседневной деятельности.
Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы. Вследствие неоднородности состава группы для каждой категории детей с ОВЗ требуется дифференциация специального образовательного стандарта. Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями, поскольку страдают нарушениями психического развития, что и определяет особую логику построения учебного процесса. Целью специального образования является введение в социум ребенка, по разным причинам выпадающего из него. Достичь этой цели можно, используя особые методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.
В последние годы происходят большие изменения в отечественном образовании. На смену традиционным методам обучения приходят инновационные технологии, другими словами, современные образовательные технологии. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения построен на компетентностном подходе, в основе которого лежит личностно-ориентированное обучение.
Личностно-ориентированное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья должно опираться на ЛИЧНОСТЬ ребёнка, как индивидуальность, самоценность, с определённым опытом жизнедеятельности, с учётом не только социального статуса школьника, но и его внутренних психофизических ресурсов, позволяющих, прежде всего, реализовать себя в познании.
Таким образом, личностно-ориентированное обучение должно обеспечить каждому учащемуся условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования. Главное в личностно-ориентированном обучении с детьми с ограниченными возможностями здоровья – умение построить учебный процесс таким образом, чтобы обеспечить ребёнку чувство психологической защищённости, радости познания, развитие его индивидуальности.
Цель личностно-ориентированного урока — создание условий для познавательной активности учеников. Это одна из центральных проблем современной школы. Актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Без внутренней мотивации, без пробуждений интереса у детей освоения знаний не произойдёт.
Процесс обучения строится на личностно-ориентированном подходе к детям, направленном на формирование творческой личности, стремящейся к самообразованию.Исходя из этого положения, определены принципы педагогической деятельности, приёмы обучения, созданы необходимые условия для развития и совершенствования личности ребёнка:
создание ситуации успеха (на каждом уроке ученик должен почувствовать радость от успешно проделанной работы);
создание благоприятной атмосферы для продуктивной поисковой деятельности, постановка проблемных вопросов, зажигающих и интересующих ребят);
опора на переживание, чувства, эмоционально-волевую сферу учащихся;
использование дифференцированного и индивидуального подходов. Формирование положительной я — концепции личности; умение видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать, понимать её, принимать, верить;
возможность поделиться своими успехами и достижениями с одноклассниками, родителями через школьные олимпиады, кружковую работу, участие во внеклассных мероприятиях и т.д.;
возможность каждого ученика видеть свой рост, т.е. движение вперёд в плане совершенствования;
педагогическое сотрудничество;
учёт жизненного опыта каждого ребёнка (знание проблем его семьи и внутрисемейных отношений).
Продуктивность:
Повышение качества знаний учащихся.
Успешность учебной деятельности.
Формирование ученика как личности.
Эмоциональное благополучие ребёнка в классе.
Укрепление у школьников в классе оптимистического восприятия жизни, труда, в первую очередь, учебного.
Трудоёмкость: различный уровень подготовки учащихся и низкий уровень мотивации отдельных учащихся.
Система работы: в основе опыта лежит сочинение традиционных и новых приёмов, форм и средств обучения на основе личностно-ориентированного подхода, позволяющих создавать развивающую речевую среду на уроках и во внеурочное время, направленных на развитие творческих способностей учащихся, на формирование умений и навыков учебного труда, на воспитание потребности и умения пополнять свои знания самостоятельно.Результативность работы
Создаю комфортную психологическую атмосферу на уроке, ситуацию успеха, что приносит не только пользу, но и радость общения и учителю, и ученику. Происходят качественные изменения в структуре личности ребёнка: он более доверчив, открыт, жаждет познания.
Личностно-ориентированный подход к обучению реализуется через внедрение следующих технологий:
здоровьесберегающие технологии
игровые технологии
информационно-коммуникативные технологии
педагогика сотрудничества
проблемное обучение
индивидуальный и дифференцированный подход к обучению
развитие критического мышления
технология портфолиопроектный метод обучения
технология дистанционного обучения
Для организации эффективной коррекционной работы с детьми, имеющими ОВЗ, в своей педагогической практике я использую личностно-ориентированный подход, который реализую через внедрение современных инновационных технологий:
информационно-коммуникативные;
игровые технологии;
педагогику сотрудничества (работа в парах, в группах постоянного и сменного состава);
компетентностно – ориентированное обучение (любые виды проектной деятельности, прежде всего - исследовательские и практико-ориентированные проекты; практические работы поискового и исследовательского характера, имеющие жизненный (бытовой, профессиональный, социальный) контекст, задания с ограничением по времени, в том числе мини-проекты, реализуемые в рамках урока, коллективная и индивидуальная мыследеятельность);
индивидуальный и дифференцированный подход (разноуровневые задания, разноуровневая система оценивания);
технологию портфолио;
технологию арттерапии;
здоровьесберегающий подход (физкультминутки, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, создание благоприятного психологического климата на уроке, упражнения на релаксацию).
Одним из приоритетных стратегических направлений модернизации российского образования является внедрение в учебный процесс средств компьютерных технологий, обеспечивающих условия для становления образования нового формата, направленного на развитие и саморазвитие личности.
Для школьников с ОВЗ, как и для обычных ребят, компьютерные технологии приобретают ценность не только как предмет изучения, но и как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Оптимальное сочетание ИКТ с традиционными методами обучения и воспитания обуславливает эффективность коррекционной работы. Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребёнка, активизировать их познавательную деятельность, даёт возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся. Дети становятся активными участниками урока. Сегодня нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, плодотворным.
Таким образом, информационно-коммуникативные технологии являются эффективным средством активизации познавательной, рефлексивной деятельности учащихся в образовательном процессе.
ИКТ технологии целесообразно применять на всех этапах обучения:
при изучении нового материала
при закреплении материала
при повторении и систематизации знаний учащихся
при самостоятельной работе
на этапе контроля, мониторинга усвоения материала
Применение компьютерных технологий позволяет:
использовать двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными;
задействовать как визуальный канал восприятия информации детьми (цветовая палитра, анимационные эффекты), так и аудиальный (звуковые файлы – дикторский текст, музыка), что помогает учащимся лучше понять и усвоить материал;
оптимизировать процесс формирования правильной речи, психических процессов и коррекции их недостатков;
интенсифицировать процесс коррекции, а именно, повысить темп занятия, увеличить долю самостоятельной работы детей.
Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться – важная задача современной школы. Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать информацию, её анализировать, применять и передавать другим.
Немаловажную роль при обучении детей с ОВЗ играют игровые технологии. Для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учётом психофизических возможностей, путём осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин.
По мнению С.А.Шмакова игра выполняет следующие важные функции:
развлекательную
коммуникативную,
функцию самореализации,
игротерапевтическую,
диагностическую,.коррекционную,
функцию межнациональной коммуникации,
функцию социализации,
рекреационную.
Особо остановлюсь на рекреационной функции. На фоне больших затрат – физических, психических и интеллектуальных – игра помогает снять создавшееся напряжение. Именно в игре происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, т.е. реализуется рекреационная функция.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
коммуникативную: освоение диалектики общения;
самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Игра "Переводчик"
1. Кто быстрее заменит все слова в предложении синонимами? (Разъяренная вьюга замела тропинки.)
2. Найди иноязычные слова и замени их русскими. (Он пишет мемуары.)
Игра "Следствие ведут знатоки".
Школьникам предлагается угадать, о какой профессии идет речь и доказать свою точку зрения.
Например, я отметила появление интереса к изучению русского языка, лучшее усвоение грамматических понятий при использовании стихотворных упражнений.
Запоминалки.
Назначение таких упражнений служит для выделения орфограммы и запоминания её правописания в стихотворной форме.
Не выучил, не делай,
Не знаешь, не спиши,
С глаголами отдельно
Частицу «не» пиши.
Будь внимателен, мой друг,
В словах есть безударный звук.
Поставь его под ударенье,
Потом пиши стихотворенье.
Имя существительное
Очень удивительное.
На вопросы КТО? и ЧТО? Отвечать оно должно.
Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.Например, обы(чай)ка.МЕ( )ОЛАДФОР( )НИКЖЕЛ( )СИНТАМ( )КАВАМ( )АТДРА( )УРАКИШ( )ЕЙКАР( )ЕМЕЦВАМ( )АМИДАВОС( )АРЬВОК( )ЕЖЬПО( )ОТОКУ( )ОВАГОР( )ОЛАДНА( )НЯЗА( )ЕЦСВИР( )НИККАР( )НАПО( )АТКААМ( )АКГО( )КОТКОВ( )НЯКАБ( )ОШКО
Задание 2. Перед вами предложение на непонятном языке, в котором, однако, приставки, суффиксы, окончания, а также правила соединения слов в предложении точно такие же, как в русском.Сделайте синтаксический разбор предложения, надпишите части речи.Сурепая рашка зажугила квинячий торщ.
Использование в процессе обучения различных форм, методов, средств, в том числе компьютерной техники, оказывает существенное влияние на состояние здоровья всех участников учебно-педагогического процесса. Тема здоровьесберегающего подхода в условиях комплексной информатизации сегодня особенно актуальна.
Я стараюсь организовать учебный процесс таким образом, чтобы он не навредил здоровью ребёнка. Для этого использую доступные средства сохранения здоровья школьника: 1) оптимальная плотность урока; 2) рациональное чередование видов учебной деятельности; 3) уважительный стиль общения; 4) эмоциональная разрядка; 5) физкультурная пауза; 6) правильная рабочая поза; 7) положительные эмоции. Кроме того, считаю не менее важным при выборе форм, методов и средств обучения учитывать возрастно-половые особенности детей, состояние их здоровья и индивидуальные психофизиологические особенности.
От правильной организации урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне.
На уроках русского языка учащимся приходится достаточно много писать. Значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы спины, мышцы кисти работающей руки. В таких случаях я даю детям возможность передохнуть, переключаю на другой вид деятельности. Эффективны в этом физкультурные минутки, которые являются одной из составляющих здоровьесберегающего подхода. Этому вопросу отдельная статья.
Видов физкультминуток существует много. Например, я применяю на своих уроках гимнастику для глаз, упражнения, корректирующие осанку, упражнения для кистей рук и другие. Введение в структуру урока физкультминуток, сочетающих различные упражнения, является необходимым условием высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.
Умение "дирижировать" состоянием активности учащихся – важный критерий здоровьесберегающего аспекта. А физкультминутка в значительной мере повышает на уроке активность учащихся и внимание.
Не менее важным является эмоциональный климат урока, который во многом зависит от доброжелательного тона учителя, от юмористической составляющей педагогического общения. О том, что хороший смех дарит здоровье, сказано немало. Учитель без чувства юмора и умения проявить его в необходимый момент и в подходящей форме лишается большей части своей педагогической и личностной привлекательности. Постоянная серьёзность собеседника - признак психологического нездоровья. Несколько уместных и умных шуток в течение урока – показатель его качества, критерий для оценки.
Технологии дифференциации и индивидуализации обучения. Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем организации учащихся в однородные (гомогенные) группы.
Применение данной технологии имеет следующие преимущества:
исключается уравниловка и усреднение детей;
повышается уровень мотивации учения;
в группе, где собраны дети с равными способностями, ребенку легче учиться;
создаются щадящие условия для более слабых учащихся;
у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному;
появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам;
повышается уровень Я-концепции ученика: более сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.
Групповая работа
- Представьте, что вы юные корреспонденты и вам поручили написать в школьную стенгазету зарисовку на тему «Природа». Распределите ваши карточки в такой последовательности, чтобы получился текст. Озаглавьте его.
- Нарисуйте первое найденное вами слово (дождь)
- Вспомните интересные истории из своей жизни, связанные с дождем, расскажите их друг другу в группе. Выберите самую интересную, чтобы рассказать ее всем.
- Какие другие слова всплывают в вашей памяти, когда вы слышите слово дождь? Они могут быть связаны с ним по содержанию, цвету, звучанию. Запишите их.
- Распространите слова-ассоциации определениями или другими словами, чтобы получились словосочетания.
После выполнения задания происходит обмен мнениями в группах, затем учащиеся читают словосочетания вслух.
Звук скрипки, чистая вода, небесный ливень, грустное настроение. Страшный гром, темные тучи, сверкающая молния, большие капли, неожиданный страх, громадные лужи, свежий воздух, свирепый ветер, шелест деревьев, глубокая грязь, белая пена, мокрые птицы, серые лужи, печаль на душе, удивленная молния, синие тучи, летний холод…Индивидуальный подход – это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.
Еще хочу рассказать о таком методическом приеме, как творческие пятиминутки или пейзажные зарисовки. Этот вид работы я провожу в 5-6 классах. Цель данной работы – развить наблюдательность, умение найти нужное ключевое слово для описания того или иного явления или предмета. Например, небо. Не просто голубое или синее, оно может быть добрым, ласковым, радостным, сияющим, веселым или, наоборот, грустным, студеным, холодным, свинцовым. Задание наблюдать за природой дается учащимся заранее, наблюдения, впечатления записываются на уроке. Использование этого метода дало ощутимые результаты: обогатилась лексика учащихся, повысилось внимание к слову, к языковым средствам, что способствовало включению в работу творческого воображения даже у слабых учеников.
Я считаю, что не меньшее значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:
обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);
урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;
адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;
одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);
дополнительные упражнения;
оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.
Коррекционно-развивающие технологии, применяемые мною в обучении детей с ОВЗ, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что даёт новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.
Конечно, провести личностно - ориентированный урок не так-то просто, а использовать основные идеи личностно-ориентированного обучения на отдельных этапах урока сможет каждый.
Все ученики разные! Они - отдельные неповторимые мозаинки, которые составляют яркий красивый мозаичный рисунок класса. Класс – это множество субъектов, у каждого из которых своя высота, своя планка, свое особенное и неповторимое «я». Мы должны об этом всегда помнить – только тогда мы сможем помочь всем нашим ученикам стать успешными.
Я убеждена, что педагог сегодня должен не столько учить, сколько понимать и чувствовать, как ребенок учится, пробуждать удовольствие от процесса учения. Это и есть основная задача личностно-ориентированного обучения.
Литература:
1. Байкова Л. А., Гребенкина Л. К., Еремкина О. В. и др.; Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / 2004. — 144 с.
2. Гилева Н. С. Создание предметно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] // Молодой ученый. – 2015. – №10. – С. 1128-1139.
3. Егорова, Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т. В. Егорова — Балашов: Николаев, 2002. — 80 с.
4. Исаев, Д. Н. Психология больного ребенка: Лекции. — СПб.: Издательство ППМИ, 2003. — 186 с. Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. — 1997.- № 4.
5. Корнильева С. Ю. Основные идеи технологии личностно ориентированного воспитания как средство эффективной социализации обучающихся с ОВЗ // Образование и воспитание. — 2016. — №1. — С. 114-117.