Конспект урока литературы Анализ лирического стихотворения (8 класс)
Учитель: Чеботарева Ольга Николаевна
Урок анализа лирического стихотворения.
8 класс
Тема: Размышляя над стихами Н.М.Рубцова. Сопоставление стихотворений Ф.И Тютчева «Как весел грохот летних бурь» и Н.М. Рубцова «Во время грозы».
Внезапно небо прорвалось
С холодным пламенем и громом!
И ветер начал вкривь и вкось
Качать сады за нашим домом.
Завеса мутная дождя
Заволокла лесные дали.
Кромсая мрак и бороздя,
На землю молнии слетали!
И туча шла, гора горой!
Кричал пастух, металось стадо,
И только церковь под грозой
Молчала набожно и свято.
Молчал, задумавшись, и я,
Привычным взглядом созерцая
Зловещий праздник бытия,
Смятенный вид родного края.
И все раскалывалась высь,
Плач раздавался колыбельный,
И стрелы молний все неслись
В простор тревожный, беспредельный.
(Н.М. Рубцов «Во время грозы»)
* * *
Как весел грохот летних бурь,
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь
И опрометчиво-безумно
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно!..
Как под незримою пятой,
Лесные гнутся исполины;
Тревожно ропщут их вершины,
Как совещаясь меж собой, -
И сквозь внезапную тревогу
Немолчно слышен птичий свист,
И кой-где первый желтый лист,
Крутясь, слетает на дорогу...
(Ф.И Тютчев «Как весел грохот летних бурь»)
- Прочитайте I четверостишье стихотворения «Во время грозы» про себя. Определите размер стиха, выберите нужный темп чтения и интонации:
четырёхстопный ямб; энергичный, напряжённый, интонация тревожная и одновременно удивлённо-восторженная, потому что стихия в природе всегда нами воспринимается с удивлением и сочувственно.
- Конкурс на выразительное чтение стихотворения (2 чтеца по желанию)
На доске перед уроком для всего класса напишем стихотворение Тютчева.
- Прочитаем стихотворение, написанное тем же размером, что и Рубцова, но это другой поэт – поэт 19 века Кто же из классиков любил описывать грозы, бури, зарницы – живую жизнь природы?
«Люблю грозу в начале мая» Да, это Фёдор Иванович Тютчев, считавший, что природа живая, как и человеческая душа.
- Можно ли, прочитав оба стихотворения о грозе, назвать Ф.И.Тютчева учителем Н.Рубцова в изображении природы? Что роднит оба стихотворения?
Одинаковая тема – разбушевавшаяся гроза, стихия: ветер, буря, ливень, смятение в природе
- Подчеркните глаголы движения, их формы в стихотворении Тютчева
(1 вариант), в стихотворении Рубцова (2 вариант). Прочитайте эти глаголы, сколько их по количеству? Похожи ли они?
Тютчев: «грохот» - отлагательное существительное, взметая, нахлынувшая, смутит, набежит, задрожит, гнутся, ропщут, заволокла, слетает -9 глагольных форм.
Рубцов: прорвалось, качать, заволокла, кромсая, бороздя, слетели, шла, кричал, металось, раскачивалось, неслись - 11 слов.
Все глаголы у Рубцова другие. Как видим, тема одна, а картины разные, т.е. у настоящих художников слова свои словесные образы, свои приёмы выразительности. Учитель Рубцова научил его видеть душу природы и передавать её жизнь.
После первого впечатления от прочтения стихотворения Рубцова давайте вглядимся в него попристальней:
Великий кинорежиссёр Сергей Эйзенштейн учил своих студентов – будущих кинооператоров на поэзии Пушкина, в частности, на «Полтаве», видеть смену кадров.
- Какие кадры – картины сменяются в его поэтическом «кинофильме» «Гроза»?
В I – IV строфах каждые две строки – кадр.
Задание: Расскажите, опишите этот кадр (фронтально):
По существу, мы вглядываемся в движение поэтического сюжета:
I кадр – общий план: огромное небо сначала величественное, спокойное. Вдруг оно прорвалось, раскололось струёй пламени – НЕБО.
II кадр – общий план: мысль автора и наша камера движутся по вертикали от неба к земле; «вкривь и вкось качающиеся сады» - ЗЕМЛЯ.
III кадр – все пространство от земли до неба покрыто завесой дождя, небо слилось с землёй.
IV кадр – общий план: летящие с неба на землю молнии, бороздящие мрак.
V кадр – опять соединяет в себе землю и небо: на небе полог, «гора» из чёрных туч, а на земле пастух и стадо, мечущееся от ужаса.
VI кадр – в центре стихии: величественная, спокойная, молчащая «набожно и свято церковь».
Антитеза бурной стихии и святого покоя, молчания.
Антитеза земного мгновения и вечности.
- Настоящий любитель поэзии всегда мысленно увидит этот художественный фильм.
Интересный вопрос опять же на сопоставление этих двух стихотворений:
- А в каком стихотворении вы больше чувствуете лиризм, т.е. чувства и мысли автора? Приведите доказательства.
Конечно, в стихотворении Рубцова, который не просто рисует стихию, грозу, а «смятенный вид родного края», любимого им с детства. Детали, по которым мы узнаём, что Рубцов кровно связан с землёй и грозой, которая может принести беду: «наш дом», «кричал пастух», «металось стадо», «церковь», «плач ребёнка в колыбели» - узнаваемый, родной, домашний быт.
Итак, Тютчев рисует космическую стихию, вселенскую грозу, а Рубцов приближает её к земле, к родной деревне и заканчивает тревожным образом:
«зловещий праздник бытия, смятенный вид родного края».
Стихотворение Рубцова трагичнее, чем Тютчева А почему? Вспомните, что у Рубцова есть своя система образов – символов: «русский огонёк», «георгины», «журавли», «дорога» Символ – это знак чего-то, но он всегда шире обозначаемого. Так что же может обозначать гроза в этом стихотворении, завершающемся образом «смятенного вида родного края»?
Конечно, война – вот что ассоциируется с картиной грозы у Рубцова: кричащие люди, мычащее стадо, плач ребёнка в колыбельке, летящие молнии-снаряды И только церковь – свидетельница этого грозового состояния в человеческом мире – знает: что всё кончится, она не вмешивается в эту «грозу», она молчит и нужно услышать и научиться поэту и всем людям этому мудрому взгляду на все «грозы» в обществе Зло в обществе может обуздать набожная и святая церковь.
В.А.Жуковский написал А.Пушкину, прочитав поэму «Руслан и Людмила»: «Победителю ученику – от побеждённого учителя». Рубцов, поэт XX века, тоже заслужил от своего учителя Ф.И.Тютчева такую надпись.
13PAGE 15
13PAGE 14115
15