Личностно-ориентированный подход в обучении
Керченское высшее морское профессиональное училище
ДОКЛАД
«Личностно-ориентированный подход в обучении»
Разработала преподаватель: Бурлаченко Ирина
Сергеевна
г.Керчь 2010г.
1
Личностно - ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики.
Своеобразие целей личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, её формирование, её развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями.
Содержание образования представляет собой среду, в которой происходит становление и развитие личности ребёнка. Ей свойственны гуманистическая. направленность, направленность, обращённость к человеку, гуманистические нормы и идеалы.
Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребёнка: берут на вооружение методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные и мощные средства обучения (в том числе компьютер), перестраивают содержание образования.
Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребёнку в традиционной' технологии - атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества.
Вот как предлагает оценивать деятельность детей академик Амонагавйли Шалва Александрович, известный грузинский педагог-учёный и практик. Особую роль в технологии Амоиашвили играет оценивание деятельности ребёнка. Использование отметки очень ограничено, ибо: отметка - это «костыли хромой педагогики»; вместо количественной оценки - качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.
Урок, отмечает он, ведущая форма жизни детей (а не только процесса обучения, вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей). Урок-солнце, урок-радость, урок-дружба, урок-творчество, урок-труд, урок-игра, урок-встреча, урок-жизнь.
Ильин Евгений Николаевич - учитель литературы г. Санкт-Петербурга, говорит: «Умножать, а не только уважать человека в человеке». Он создал оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства, помогающего каждому ученику состояться Человеком.
Система Ильина по характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная.
По типу управления: система малых групп.
По организационным формам: традиционно классно - урочная, групповая.
По подходу к ребёнку: личностно - ориентированная.
По методу: объяснительно - иллюстрированная с элементами диалога, проблемности, творчества.
Урок литературы Ильин строит по законам искусства, закон трёх О: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем;
- обучение не доминирующий абсолют, а составная часть программывоспитания;
- идти к ребятам не только с темой урока, а с жгучей проблемой
- знание через общение и общение через знание - это двуединый процесс нравственного воспитания;
- формула личностного подхода: любить + понимать + принимать + сострадать + помогать;
- демократизм: общение с учеником как с личностью, духовно равной учителю;
- учитель-предметник, художник, врач. 2
Урок - это человекоформирующий процесс;
- урок - общение, а не просто работа;
- урок - искусство, а не только учебное занятие;
- урок - жизнь, а не часы в расписании.
Ильин считает, что всякий школьник учится но двум программам. Одну из них предлагает школа, а другую, как правило, более реальную - соседка но квартире, друзья, иногда собственные родители» Учителю надо учитывать и эти программы. Воздействие на «вторую программу» у Ильина идёт на каждом уроке: сочинения о своих друзьях и индивидуальное воздействие на личность яркими примерами из литературы, Сент-Экзюпери сказал. «Самая большая на Земле роскошь - это роскошь человеческого
·общения».
История обучения иностранному языку насчитывает столетия. При этом методика обучения много раз менялась, делая ставку то на чтение, то на перевод, то на аудирование. Самым эффективным, хотя и самым примитивным из методов является «метод гувернантки», т.е. непосредственного индивидуального общения на языке.
- Иностранный язык, в отличие от других школьных предметов, является одновременно и целью, и средством обучения.
- Язык - средство общения и приобщения учащихся к культурным ценностям.
- Овладение иностранным языком отличается от овладения родным:
- способом овладения;
- плотностью информации в общении;
- включённостью языка в предметно-коммуникативную деятельность;
Главными участниками процесса обучения являются учитель и ученик.Отношения между ними основаны на сотрудничестве и равноправном речевомпартнёрстве.
Речевая направленность, обучение иностранным языкам через общение, означает практическую ориентацию урока. Правомерны лишь уроки на языке, а не о языке. Путь «от грамматики к языку» порочен. Научить говорить можно только говоря, слушать - слушая, читать - читая. Прежде всего это касается упражнений: чем упражнение больше подобно реальному общению, тем оно эффективнее.
Личностная ориентация общения. Безликой речи не бывает, речь всегда индивидуальна. Любой человек отличается от другого и своими природными свойствами (способностями), и умением осуществлять учебную и речевую, деятельности, и "своими характеристиками как личности: опытом (у каждого он свой), контекстом деятельности (у каждого из учащихся свой набор деятельности, которым он занимается, и которые являются основой его взаимоотношений с другими людьми), набором определённых чувств и эмоций (один, гордится своим городом, другой - нет), своими интересами, своим статусом (положением) в коллективе.
Основным содержанием новых отношений является отмена принуждения как негуманного й ее дающего результата средства. Наказание угнетает, замедляет развитие, воспитывает раба.
Ученье без принуждения характеризует:
- требовательность без принуждения, основанная на доверии;
- увлеченность, рождённая интересным преподаванием;
- замена принуждения, желанием, которое порождает успех;
- ставка на самостоятельность;
3
Суть нового индивидуального подхода в том, чтобы идти в системе образования не от учебного предмета к ребёнку, а от ребёнка к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребёнок, учить его с учётом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать.
Личностный подход включает как одну из важнейших задач формирования у ребёнка положительной Я - концепции (Я нравлюсь, Я способен, Я значу). Для этого в первую очередь необходимо:
- видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать её, понимать,
- верить в неё («Все дети талантливы» - вот убеждение учителя);
- создавать личности ситуацию успеха, удобрения, поддержки,доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность приносила ребёнку радость;
- понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству Я - концепции ребёнка («Ребёнок хорош, плох его поступок»);
- предоставлять возможности и помогать детям реализовывать себя в положительной деятельности («В каждом ребёнке - чудо; ожидай его!»).
Анализируя изложенное, следует подчеркнуть, что личностно ориентированное образование отличается от простого индивидуального подхода, поскольку оно предполагает обязательную опору на внутреннюю структуру познавательной деятельности.
15