Личностно-ориентированный подход в обучении физике.
На протяжении нескольких лет я строю свою работу на основе личностно-ориентированного подхода к ребенку, что позволяет создавать на уроке ситуацию успеха для детей с разным уровнем подготовки, учу ребят планированию своих действий, направляю на поиск нетрадиционных способов решения, стимулирую развитие нестандартного мышления.
Стараюсь привить интерес к такой сложной науке через эксперимент, самостоятельный поиск физических явлений в жизни, учу замечать необычное вокруг себя. Стараюсь, чтобы уроки были не похожи друг на друга. Применяю нестандартные формы организации урока, наряду со строгими законами на уроках звучат стихи, сказки, легенды, пословицы и поговорки физического содержания. Активизирует познавательную деятельность создание нестандартных ситуаций на уроке. Например, в учебнике 7 класса А.В.Пёрышкина, §7, стр.17 «Строение вещества» сказано «.жидкости при нагревании расширяются». Я приношу бутылку, которую разорвала замёрзшая вода, и прошу объяснить этот факт.
Самостоятельная работа – неотъемлемая часть моих уроков. Учу ребят эффективному распределению времени в самостоятельной работе, формирую личную ответственность школьников за результаты своего труда. Развиваю у детей умение работать не только индивидуально, но и в группах различного рода, распределять правильно обязанности, нести ответственность не только за себя, но и за результаты деятельности товарищей, уважать мнение членов группы. Умею прогнозировать результаты своей работы, намечаю пути закрепления и дальнейшего развития достигнутого, предусматривая при этом этапы последовательного устранения недостатков.
Значительное место на уроке отвожу решению задач, в результате чего ребята овладевают системой научных и технических знаний, понятий, готовятся к рационализаторству и к творческим поискам. Решение задач воспитывает у них трудолюбие, настойчивость, волю, характер. Стараюсь постоянно самосовершенствоваться: активно участвую в работе педсовета школы, МО классных руководителей, изучаю новые технологии, в том числе информационные, использую в работе материалы Интернет, даю открытые уроки для коллег.
Важным считаю связь преподавания физики с родственными предметами, а особенно с математикой и химией. При изучении некоторого нового материала, учитывая базовую подготовку детей, даю его в сжатом, логически связанном виде (опорные конспекты), тем самым в работу включается не только слуховая, но и зрительная память. Использую элементы технологии Шаталова В.Ф.
Контрольно – методические срезы на определение уровня обученности так же провожу на новом учебном материале базисного характера. Перед изучением нового материала повторяем ранее изученный для усвоения новых знаний, затем объясняю новый материал, показываю образец его применения в аналогичной и измененной ситуации, после чего организую самостоятельную работу продолжительностью 7-8 минут. Мои учащиеся обладают обязательным минимумом знаний, умеют выполнять довольно сложные расчеты, практические и графические задачи, обладают навыками практической работы (умеют определять цену деления прибора, его показания, собирать электрические цепи по схемам, измерять влажность воздуха и т.п.), понимают физический смысл изучаемых величин. Мониторинг показал, что использование данных технологических приемов приводят к улучшению качества обучения. Большое внимание уделяю работе с одарёнными детьми, развитию их творческих способностей. Физика как учебный предмет обладает особенностями, дающими наиболее благоприятные условия для развития творческих способностей в процессе обучения. Под термином «творческая задача» я понимаю задачу, алгоритм решения которой учащимся неизвестен. В 10 классе перед изучением темы «Законы сохранения» на информационном стенде вывешиваю задачу: «Деревянный шар массой 980 г висит на нити, причём расстояние от точки подвеса до центра шара равно 1,6м. В центр шара попадает летевшая горизонтально пуля массой 20г. и застревает в шаре. Нить с шаром после попадания пули отклоняется на угол 60є. С какой скоростью летела пуля?» Условие задачи содержит все факты, необходимые для её решения, но, обладая имеющимися знаниями, решить её учащиеся не могут. Изучая закон сохранения импульса, предлагаю задачу: «Снаряд массой m1, летящий со скоростью v1 параллельно рельсам, ударяет в неподвижную платформу песком массой m2 и застревает в песке. С какой скоростью v станет двигаться платформа?»
Таким образом, постепенно по мере накопления знаний идёт осмысление ранее предложенной задачи. Но интерес к этой задаче проявляется только у трёх или четверых учащихся. Именно они и принимают участие в предметных олимпиадах. Ежегодно мои ученики принимают участие в районных предметных олимпиадах.
На протяжении многих лет веду элективные курсы «В мире тепла и холода» в 9 классе, «Решение задач по физике» в 10, 11 классах. Учащиеся, посещающие элективные курсы, выбирают физику в качестве экзамена в школе, успешно сдают вступительные экзамены в технические ВУЗы. Вывод: Использование творческих задач, применение элементов различных форм диагностики, тщательное изучение полученных результатов, индивидуальная работа с одарёнными и слабоуспевающими учащимися позволили улучшить уровень обученности за 2011-2012 учебный год по сравнению с 2010-2011 учебным годом на 8%. Но для повышения уровня обученности использованы ещё не все резервы, над чем и планирую работать в следующем учебном году.