Презентация к педсовету «Компетентностно-ориентированный подход к современному образованию»
Компетентностно- ориентированный подход к современному образованию
В процессе модернизации образования главная задача российской образовательной политики сформулирована как обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования.
Одним из важнейших преобразований в системе отечественного образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Все более актуальной становится компетентностная ориентация образовательного процесса, которая сегодня нацелена на формирование практически применимых навыков, умений и знаний. Несомненно, в рамках этого подхода модернизировалась система школьного образования. В настоящее время компетентностный подход распространяется и на дошкольное образование.
Основными субъектами деятельности в системе компетентностно- ориентированного подхода являются прежде всего, это ученик, родители и государственные структуры, которые как прямо, так и косвенно, через государственную политику образования, влияют на становление личности. Это также субъекты педагогического процесса в системе образования - воспитатель, психолог, учитель.
Концепция компетентностного подхода в образовании предполагает продуктивное развитие учащегося, повышение возможностей формирования его личности, адаптации в современном обществе. Оно основывается на идее о том, что источник развития находится в самом учащемся, его субъективном опыте. Педагог, при этом, является организатором образовательного процесса, консультантом. Внедрение компетентностного подхода можно рассматривать как инструмент разгрузки содержания, отбора соответствующих знаний и умений .Понятие компетентности является более широким, чем знания или умения - компетентность включает в себя знания, умения, учебный и жизненный опыт, ценности, интересы, которые самостоятельно реализуются учеником и используются им в определенной конкретной ситуации. Знания - основа компетентности. Совершенствование образовательного процесса на основе компетентностного подхода состоит в том, чтобы научить учащихся применять полученные знания и умения в конкретных жизненных ситуациях.
Обладать опытом, способностью действовать в ситуации неопределенности – именно эти качества даст возможность сформировать у выпускника компетентностный подход, реализуемый на уроке учителем.
Компетентностный подход, как и другие инновационные подходы в обучении, требует поэтапного внедрения.
Принципы компетентностного подхода:
1. Развивать у учащихся способность самостоятельно принимать решения на основе полученного опыта.
2. Содержанием обучения становятся действия и операции, соотносящиеся с навыками, которые нужно получить.
3. Создавать условия для формирования у учащихся опыта самостоятельного решения поставленных проблем.
4. Оценка результатов обучения основана на анализе уровня образованности, достигнутого учащимися, т.е. на уровне его компетенций.
Цели образования с точки зрения компетентностного подхода заключаются в следующем:
1. Научить учиться.
2. Научить объяснять явления действительности, их сущность и причины, используя соответствующий научный аппарат.
3. Научить ориентироваться в ключевых проблемах современности
4. Научить ориентироваться в мире духовных ценностей.
5. Научить решать проблемы, связанные с реализацией разнообразных социальных ролей.
6. Научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной деятельности.
Очевидно, что перечисленные умения школьников должны формироваться не как отдельно взятые, а в целостной системе навыковых блоков, называемых компетенциями.
Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
Для разделения общего и индивидуального будем отличать синонимически используемые часто понятия "компетенция" и "компетентность":
Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
На слайде представлены определения понятий «компетенция» и «компетентность» Хуторского А.В.
Хуторской А.В.
доктор пед.наук, академик Международной педагогической академии Компетентность Компетенция
владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним
Поэтому компетенцию следует понимать как заданное требование, норму образовательной подготовки учеников, а компетентность - как реально сформированные личностные качества и минимальный опыт деятельности. Предложена на слайде формула компетентности. Эта формула логично может быть выражена в таком виде:
Компетентность = мобильность знаний + гибкость метода + критичность мышления.
Каковы ее основные составляющие. Во-первых, знание, но не просто информация, а та, что быстро изменяется, динамическая, разновидная, которую необходимо найти, отсеять от ненужной, перевести в опыт собственной деятельности. Во- вторых, умение использовать эти знания в конкретной ситуации; понимание, каким способом можно получить эти знания. В- третьих, адекватное оценивание - себя, мира, своего места в мире, конкретных знаний, необходимости или ненужности их для своей деятельности, а также метода их получения или использования.
Уважаемые коллеги, позвольте привести Вам пример такой мудрости.
“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.
В наших руках возможность формировать личность:
любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;
умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;
уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;
доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё и чужое мнение;
готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово “компетентность”?
(Слова должны начинаться с букв данного слова).
к - креативность…
о - организованность…
м -моотивация…
п - планирование…
е - единство…
т - толерантность…
е - единомышленники…
н - новизна…
т - творчество…
н - научность…
о - осведомлённость…
с - сотрудничество…
т - терпимость…
ь
Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. В чем же состоят различия между традиционным и компетентностным подходом?
Традиционное обучение
(подход, основанный на знаниях) Новые реалии системы образования
(компетентностный подход)
Процесс передачи знаний Процесс приобретения
Что объясняем, то и спрашиваем. Заданный результат предполагает точное воспроизведение образца, успешность определяется сопоставлением эталоном. Эталон не задается. Обучение и проверка ведутся на нестандартных задачах. Готовность к продуктивному самостоятельному действию на следующем этапе.
Традиционная 5-ти балльная шкала. Для учителя схема “выполнено – не выполнено” Такая система оценивания не стимулирует к решению нестандартных задач, так как их невозможно оценить однозначно. “Портфель достижений ученика”, накопительные системы оценивания как инструмент для предоставления учеником себя своих достижений вне школы.
Педагогики требований. Для успешного ученика предполагается сочетание активности и послушности. Педагогика возможностей. В основе мотивации компетенции лежат мотивация соответствия и ориентация на перспективные цели развития личности.
Позиция учителя – инициативное и ответственное лицо, судья, позиция старшего, носителя “сакрального знания”, передающего фрагменты этого знания лучшим. Учитель не претендует на обладание монополией знания, он занимает позицию организатора, консультанта, он лишь организует (регулирует, направляет) процесс.
Позиция ученика – подчиненная, безответственная, объект педагогических воздействий. Сам отвечает за собственное продвижение, он субъект собственного развития.
Урок. Традиционное обучение носит репродуктивный характер. Знания и способы действий передаются учащимся в готовом виде. Урок как одна из возможных форм обучения, но упор делается на расширении внеурочных форм работы – группа по проекту, самостоятельная работа в библиотеке, компьютерном классе и пр.
Таким образом, в контексте развития ключевых компетенций как основного ориентира современного качества образования представление о знаниях должно уходить от традиционного репродуктивного наполнения.
Основное отличие грамотности от компетентности заключается в том, что грамотный человек лишь знает, понимает, как действовать в конкретной ситуации, а компетентный - реально и эффективно использует эти знания.
Модель психолого-педагогического сопровождения развития учеников, направленного именно на формирование их компетентности.
Понятие образовательной компетенции включает совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, опыта деятельности учащегося по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности. А их внедрение в практику обучения как раз позволит решить типичную для российской школы проблему, когда учащийся, овладев набором теоретических знаний, испытывает трудности в их реализации при решении конкретных задач или проблемных ситуаций. Образовательные компетенции обусловлены личностно-деятельностным подходом к образованию, поскольку относятся исключительно к личности ученика и проявляются, а также проверяются только в процессе выполнения им определенным образом составленного комплекса действий.
А.В.Хуторской предлагает трехуровневую иерархию компетенций:
1) ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
3) предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Общепредметные компетенции предполагают формирование способностей у учащегося решать проблемы на основе известных фактов, понятий из различных образовательных областей.
Например,
-умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основании и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;
-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирорвания и регуляции своей деятельности;
Предметные компетенции предполагают формирование способностей у учащегося привлекать для решения проблем знания, умения, навыки конкретного учебного предмета.
С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей. Они подразумевают наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции. Их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета, но по сути они-надпредметны.
Перечень ключевых образовательных компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.
С данных позиций ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:
1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
2. Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности.
3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами.
4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.
7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.
Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.
Формирование ключевых компетенций должно происходить на всех этапах процесса обучения и пронизывать все учебные предметы.
О начальном этапе приобретения ключевых компетентностей младшими школьниками Аверина Н.В.
Школа может формировать знание о том, откуда можно почерпнуть ту или иную информацию, в том числе и об особенностях какой-либо работы, а также умение принимать самостоятельное и ответственное решение в любых жизненных ситуациях.
Компетентность = знания +опыт
Предметное обучение – это только основа для формирования компетентностей как интегрированного результата учебной деятельности учеников. Но наши учебные программы были и являются предметными, они регламентируют содержание материала, список требований к усвоению предмета. Преподаватель может формировать компетентность ученика. Как это можно реализовать? О способах формирования информационной компетентности на уроках истории и обществознания Мещанинова Г.И.
Знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе характеризует нам коммуникативную компетентность , о формировании которой нам расскажет учитель английского языка Тушканова И.В.
Формирование компетентностей учеников обусловлено реализацией не только обновленного содержания образования, но и адекватных методов и технологий обучения. Список этих методов и технологий является довольно широким, их возможности – разноплановыми, поэтому целесообразно очертить основные стратегические направления, определив при этом, что рецепта на все случаи жизни конечно нет.Потенциал, например, продуктивных методик и технологий очень высокий, и реализация его влияет на достижение такого результата обучения, как компетентность.
Выделяют основные задачи:
-создание условий для развития и самореализации учеников;
-усвоение продуктивных знаний, умений;
-развитие потребностей пополнять свои знания на протяжении всей жизни.
Что же должен использовать учитель для их выполнения? Прежде всего базовые технологии, поддерживающие компетентностно-ориентированное обучение:
Технология проблемного обучения;
Технология проектного обучения;
Технология развития критического мышления;
Технология когнитивного обучения;
Технология обучения в глобальном информационном сообществе;
Технология решения изобретательских задач.
Технология личностно ориентированного образования
О формировании социальной компетентности и других ключевых компетентностях на уроках географии Назарова О.В.
Формируются компетентности, если:
Обучение носит деятельностный характер.
Идёт ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности. (для этого необходимо увеличить долю самостоятельных работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера).
Если создаются условия для приобретения опыта и достижения цели.
Применяются такие технологии преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность учителя за результаты своих учеников (проектная методика, реферативный подход, рефлексия, исследовательский, проблемный методы, программированное обучение, интеграция, дифференцированное обучение, развивающее обучение, КСО).
Усиление практической направленности школьного образования (через деловые, имитационные игры, творческие встречи, дискуссии, круглые столы).
Если учитель умело управляет обучением и деятельностью ученика.
Методы активного обучения ,используемые в процессе образования повышают эффективность компетентностного подхода. О результатах использования активных форм работы на уроках экономики Кишева Т.В.
Компетентностно-ориентированный подход – это современный и новый подход к образованию, подход, на основании которого должны строиться программы обучения и весь процесс образования и воспитания. Важно отметить, что разработки в этой области ведутся на всех этапах образования. Формирование основных ключевых компетенций (соответствующих возрасту) залог эффективности дальнейшего обучения.
Также значимым является и то, что при использовании этого подхода в процессе обучения и воспитания у детей формируется творческое мышление, креативность, умение учиться, интерес ко всему неизвестному, развиваются такие важные качества, как толерантность и умение сотрудничать с другими людьми. Таким образом, применение компетентностно-ориентированного подхода на всех стадиях образования способствует всестороннему развитию личности человека и успешной его социализации в современном обществе.
Памятка для педагогов по реализации компетентностного подхода в образовании
Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться.
Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучения.
Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.
Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.
Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
Мудрые мысли вслух
- Люблю предмет, который я люблю
- Я горы вмиг с ребятами сверну
- Я слушаю других – какое чудо!
- Я и творить, и натворить умею
- Свои ошибки детям я прощаю
- Мне юмор в детстве подмешали в молоко
- Я от души со всеми терпелива!
- Профессия досталась мне от Бога!
План работы педсовета
1.Компетентностно-ориентированный подход к современному образованию
(отв.Конева В.Ф.)
2.Формирование ключевых компетенций у младших школьников в условиях ФГОС ( отв.Аверина Н.В.)
3. Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся
( отв. Мещанинова Г.И.)
4.Формирование коммуникативной компетентности на уроках английского языка ( отв. Тушканова И.В.)
5. Проектная деятельность учащихся на уроках географии как способ
формирования ключевых компетентностей ( отв. Назарова О.В.)
6. Методы активного обучения на уроках экономики как средство формирования социальной компетентности учащихся.(отв.Кишева Т.В.)
Решение педсовета:
Продолжить работу над проблемой обеспечения качества образования путём организации деятельности учащихся в рамках компетентностного подхода.
Методическому совету школы внести дополнения в системный анализ урока с позиции компетентностного подхода к обучению.
Администрации школы посредством посещения уроков оценить уровень применения компетентностного подхода педагогами школы, выяснить имеющиеся у педагогов затруднения и спланировать цикл мероприятий по их устранению.
Методическим объединениям учителей-предметников способствовать накоплению и тиражированию опыта по данной проблеме, выносить положительный опыт на обсуждение заседаний МО, семинары, педагогические советы.
Некомпетентностное обучение Компетентностное обучение
Наука — основа содержания образования — рассматривается как свод фактов, понятий, законов и теорий Наука — основа содержания образования — рассматривается как общечеловеческий свод ____________________
Изучение «основ наук» является главной и самодостаточной целью учебного процесса Изучение «основ наук» является ___________ развития готовности решать жизненные проблемы с использованием принципов научного мышления
Учитель ставит вопросы «Что?» и «Почему?» и отвечает на них вместе с учениками Учитель ставит вопросы _________, ________ и отвечает на них вместе с учениками
Методы и формы обучения подчинены учебному (предметному) содержанию Методы и формы обучения используются как _____________ средства достижения определенных педагогических целей. Например, групповые формы работы подчинены задаче формирования умений работы в сотрудничестве
Применение знаний и умений ограничивается учебными ситуациями Применение знаний и умений проводится в __________________________________ ситуациях
Основной результат обучения: знания, умения, навыки, ценности Основной результат обучения: _________________ _____________________________
Жизненный опыт учащихся формируется стихийно, за пределами учебного процесса Жизненный контекст и формирование жизненного опыта вводятся в рамки ______________ _______________________________
Накапливается и осмысливается опыт решения учебных задач Накапливается и осмысливается опыт решения _________________________
Оценивается накопленный багаж дидактических единиц Оценивается ______________________________________________________________________
Школа уводит человека от решения трудных жизненных проблем в область, близкую к «чистой науке» Школа готовит человека ____________________________________
Школа учит человека полагаться на свою память Школа учит человека полагаться на свою __________________________