Изучение лирического произведения на примере стихотворения Н. Рубцова «Журавли»
План-конспект урока литературы в 7 классе на тему «Изучение лирического произведения на примере стихотворения Н. Рубцова «Журавли»
Задача данного урока – познакомить учащихся с творчеством Н. Рубцова, проанализировать лирическое произведение на примере стихотворения «Журавли», научить детей образному восприятию прочитанного, умению комментировать свою точку зрения, опираясь на литературные термины. Материал можно использовать как основу при проведении внеклассных мероприятий, посвященных творчеству поэтов-лириков.
Автор: Михайленко Наталья Александровна учитель высшей категории МКОУ СОШ №2 г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области.
Ход урока (с некоторым комментарием).
I. Вступительное слово учителя. Беседа «вводного» характера Красивые стихи всегда волнуют, не оставляют равнодушными, они «многому учат и многое дарят», как сказал ученый П.М.Якобсон. Наш урок, ребята, посвящен изучению лирического произведения. Давайте вспомним, в чем его особенность, отличие от произведений другого жанра.
Возможные ответы учеников:
1. Лирика очень отличается от эпоса и драмы своей художественной природой. Она более эмоциональна, чувственна, а потому, как мне кажется, в большей степени воздействует на читателя.2. Предметом лирической поэзии, как правило, становится человеческое переживание, в ней (лирике) четко высвечивается авторское мировосприятие, душевное и эмоциональное состояние поэта (или героя произведения) передаются в лирике наиболее ярко, «емко и правдиво» (выражение Ю.П.Чумакова).3. Стихотворению свойственны ритмичность, выразительность, многозначность слова, особая поэтическая интонация, многообразие эмоциональных состояний.
Учитель:
Все сказанное вами, безусловно, верно. Мир поэзии удивителен и непредсказуем. Только чуткий, неравнодушный ко всему живому человек может создавать прекрасные лирические произведения. Одним из таких людей был замечательный русский поэт Николай Рубцов. Я с удовольствием прочту вам его стихотворение «Журавли».
(выразительное чтение наизусть стихотворения учителем)
II. Работа со стихотворным текстом.
1. Слово о поэте.
Учитель:
Ученый, литературовед Н.О.Корст назвал это стихотворение искренним, по-настоящему живым, а поэзию Н.Рубцова, отнес к лучшим традициям русской классики. Как вы считаете, почему Рубцову удалось так выразительно, так красиво изобразить словами чувство любви к родной земле, природе, к самой жизни?
Возможные ответы учеников:
1.Рубцов рос сиротой, воспитывался в детском доме, его жизнь была полна тягостных испытаний: работа на траловом заводе, которая «изматывала и лишала возможности жить полноценно», морская служба, личные неурядицы - это вехи его жизненного пути. Ему недоставало любви и тепла, радости и понимания, поэтому он с детства научился быть терпеливым и, как ни странно, добрым и сердечным, но чувство «светлой грусти» почти не покидало его и находило отражение в его стихах.
2. Мне кажется, поэтическое чувство Рубцова отражено в самой природе его стиха. Автор остро чувствует душевную связь с природой, живет в гармонии с ней. Здесь нет пустой романтики, здесь «совокупность того, что видят глаза и чувствует сердце», как писал сам Рубцов.
Учитель:
Однажды Николай Рубцов сказал: «Если у меня спросят, о чем и зачем я пишу, как я это делаю и как оцениваю, я отвечу - пишу душой и сердцем, для себя и для всех, а вот о чем и зачем… - это вам решать».
Давайте попытаемся определить, о чем данное стихотворение? О чем сказал поэт, как он это сказал, и как вы воспринимаете сказанное.
Возможные ответы учеников:
1. Стихотворение «Журавли» - это своего рода поэтический фрагмент, что-то недосказанное, прерванное… уходящее, но обещающее вернуть- ся. Темой стихотворения мой взгляд, является «прекрасное увядание», как ни странно это звучит. Осень. Покой, пронзенный журавлиным криком. Расставание… ожидание… Разочарование и умиротворение одновременно. Это настолько просто, что кажется сложным; это настолько понятно, что кажется удивительным и невероятным.
2. О чем сказал Рубцов? О том, что чувствовал: о любви и печали, о птицах и людях, о душевном покое и непокое, которые мирно живут по соседству. Он сказал это просто и искренне, тихо, но так, что не услышать его невозможно.
(выразительное чтение наизусть стихотворения (с листа) учащимися) (один - первые 9 строк, второй - остальные)
3. Мне кажется, что живая связь поэта с природой, Родиной, жизнью выражена в его метафоре: «Я люблю свою судьбу…»
III. Работа с таблицей «Поэтическая я-концепция».
Школьники, уже знакомые с творчеством Н. Рубцова, вспоминают я - концепцию автора, составленную заранее для опоры при анализе лирического произведения (в данном случае, стихотворения «Журавли»)
Цель творчества
Отношение к миру
миру Отношение к слову Особенности формы
Традиционно-новаторское: разбудить душу и сознание. Поэт чувствует «жгучую связь» со всем, что его окружает. Единение человека с природой ничто не может нарушить, потому как «это иная по сравнению с суетной, жизнь» (слова Н. Рубцова).Блестящий пейзажист. Для стихов характерна богатейшая метафоричность; в жанровом отношении тяготеет к поэтическому фрагменту, к лирической, иногда философской миниатюре.
Мастер композиции: использует все виды композиционных повторов: кольцо, анафору, рефрен. Чаще всего лирическая миниатюра.
Дальнейшую работу на уроке учитель строит таким образом, чтобы «отразить» содержание таблицы в стихотворении.
Например:
Учитель:
Ребята, я предлагаю вам перечень вопросов (открыть часть доски, где эти вопросы записаны). Выберите один из них и в течение 2-3х минут приготовьте по возможности развернутый ответ, используя текст стихотворения и данную таблицу.
Вопросы:
1. Как, по-вашему, выражено авторское мировоззрение в стихотворении «Журавли»? (отношение к миру).
2. Каковы речевые особенности данного поэтического текста? (отношение к слову).
3. Как, по-вашему, это лирическая или философская миниатюра
(Готовясь к ответу по данным вопросам, школьники еще раз обратятся к тексту стихотворения, вдумчиво его прочитают, постараются выразить собственное мнение, то есть, анализируя произведение, заново «переживут» его содержание и будут готовы к восприятию собственной я - концепции).
Возможные ответы учеников:
1. Стихотворение «Журавли» - хорошее доказательство тому, что поэт чувствует «жгучую связь со всем, что его окружает», здесь налицо «единение человека с природой», Рубцов не просто видит и ценит красоту земли, не просто слышит журавлиные крики, он сам - часть этой необыкновенной природы. Птицы способны разбудить поэта, позвать за собой, а он (Рубцов) способен их услышать, им поверить и пойти за ними. Человек, равнодушный к возвышенному, лишенный возможности подняться над «бытием», пройдет мимо всего этого, но только не Рубцов. Восток у него огнеликий, полет журавлей - высокий: руки, машущие птицам, согласные, крик – плач улетающий - все это близко и дорого автору, без всего этого «сиротеет душа и природа».
2. Стихотворение Н. Рубцова, безусловно, выразительно, потому что оказывает на читателя огромное эмоциональное и эстетическое воздействие, создает поэтическую картину природы, несет на себе философскую нагрузку, раскрывает тревоги, переживания, душу автора. В нем звучат мотивы, приближающие его к лучшим традициям русской классики.
3. Когда звучит стихотворение, кажется, будто слышишь журавлиную песню, видишь «огнеликий восток», чувствуешь запах болот и машешь, машешь улетающим вдаль птицам. Провожая их мысленно провожаешь дни и годы… И самые разные чувства переполняют тебя, когда ты читаешь или слушаешь «Журавлей»
(звучит запись «Звуки природы», на фоне которой школьники построчно читают стихотворение «Журавли»)
Запись включает себя «мягкие» звуки: шелест листвы, журчание ручейка, доминируют журавлиные крики, поскрипывание веточек и сухих листьев, звон капель дождя. На фоне этого школьники построчно читают стихотворение, вкладывая в «свою» строку все чувства, переживаемые ими в данный момент. Разноголосье детей и непохожесть их интонаций делают звучание очень торжественным и «многоликим».
IV. Работа с темой «Выразительные средства языка».
Учитель до начала урока (за 2-3 дня) работает с творческой группой восьмиклассников в соавторстве над стихотворением «Журавли», ставит перед ними задачу выработать «я - концепцию» и представить ее на уроке. Она послужит неким образцом (примером) того, что остальные ученики должны будут выполнить в качестве домашнего задания. Дети должны работать заблаговременно только по собственному желанию. На данном этапе урока им предоставляется слово.
Автор, годы жизни Поэтическая я - концепция ученика Звуковая я - концепция Цветовая я - концепция
Н.Рубцов
(1936-1971)
«Журавли» «…и покажутся вдруг журавли!»… (рисунок: флейта на фоне серо-голубого неба) (рисунок: «торжественное переплетение» голубого, белого и золотого)
Комментарий к таблице.
Звуковая я - концепция Николая Рубцова, на мой взгляд, может быть выражена мелодией флейты. Она не громогласна, не резка, а, наоборот, легка, мелодична, и маняща. Современники вспоминают поэта как человека очень трудолюбивого, деятельного, но ненавязчивого, с ним всегда легко и интересно общаться, как легко и приятно слушать флейту. Его «Журавли» - тихая мелодия любви и печали, которую следует слушать не ушами, а сердцем. Как-то Егор Исаев сказал: «В «Журавлях» Н.Рубцова - углубленный звук, о многом говорящая пауза. Это не только поэзия, это музыка, тонкая и всепоглощающая». Это музыка флейты (для меня).
Я не стал бы выбирать доминирующий цвет, «раскрашивая» стихотворение Н.Рубцова «Журавли». Для меня предпочтительнее три цвета: голубой, золотой и белый. Голубой как символ живой природы, как знак надежды на то, что человек и природа всегда будут находиться в полной гармонии, недаром одним из ведущих мотивов лирики Рубцова является природа.
Белый как знак чистоты и нравственности, потому что октябрь (кстати, мой любимый месяц в году, потому так остро все и чувствую в «Журавлях»), потому что болота, потому что страницы древних сказаний желты от мудрого возраста, потому что плачется лучше всего в пору желтого листопада.
Мне почему-то кажется, что Рубцов тоже любил золотисто-желтый цвет, потому что для поэта важнее всего душа человека, все то хорошее, что есть в ней, а желтый - это цвет церковных куполов (вера), теплого свежего хлеба (трудолюбие и благополучие в каждой семье). Покой и грусть в моем восприятии тоже ассоциируется с желтым (золотым) цветом.
V. Заключительный этап урока.1. Учитель подводит итог и оценивает работу учащихся. Ориентация на домашнее задание.
2. Звучит выразительное чтение наизусть произведения «Журавли» (ученик из творческой группы).
Надо сказать, что процесс разбора (комментирования) лирического произведения в классе можно назвать анализом лишь условно.
Ю.П. Чумакова в книге «Вопросы анализа поэтического текста» пишет: «Нереально требовать на уроке литературы полноты анализа стихотворения, поскольку даже в литературоведении полный и всесторонний анализ поэтического текста невозможен из-за неописуемого количества элементов художественного многообразия».
Но попытка понять и принять сказанное автором, безусловно, научит детей «чувственному восприятию» и разовьет их эстетический вкус.