Решение примеров и задач с мерами стоимости


Урок математики 3 класс
Тема: «Решение примеров и задач с мерами стоимости»
Тип урока:  урок – повторение.
Форма проведения: стандартный урок
Обучающие цели:
- формирование у учащихся понятий копейка, рубль;
- формирование умения решать примеры и задачи с мерами стоимости с целью дальнейшего применения их в жизненных ситуациях;
Коррекционные цели:
- коррекция мыслительных процессов на основе анализа и синтеза, сравнения и установления причинно-следственных связей;
- коррекция диалогической и монологической речи при анализе и разборе задачи;
- коррекция произвольного компонента внимания;
- расширение кругозора учащихся;
Воспитательные цели:
- воспитание интереса к предмету;
- воспитание бережного отношения к деньгам.
Оборудование: ноутбук, презентация, карточки с заданиями.
Ход урока:
1Организационный момент.
Прозвенел у нас звонок,
Начинается урок.
Сегодня на урок математики к нам пришли гости. Повернитесь к гостям, поздоровайтесь.
Эмоциональный настрой.
Повернитесь друг к другу, пожелай те успеха на уроке. (в парах пальчики соединяют поочередно, желая большого успеха всегда и во всем и дарят друг другу улыбку)
Разминка
Ваня купил 6 тетрадей по 4 рубля каждая. Какова стоимость покупки. У Гали 30 рублей и она купила 5 карандашей. Какова цена 1 карандаша. Одна ручка стоит 10 рублей, у Оли 60 рублей. Сколько ручек купит Оля
-Вы справились, молодцы!
На доске пословица: «Копейка – рубль бережёт»
(разобрать смысл пословицы)
- Копейка и рубль – это меры чего? (стоимости)
Когда мы говорим о стоимости о чем мы еще должны знать?( о цене и кол-ве)
Сообщение темы урока
На уроке мы продолжим работать с примерами и задачами , связанными с мерами стоимости.
Устный счёт.
-Ребята, послушайте отрывок из стихотворения:
Муха, муха-цокотуха
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла….
- Из какого стих. Отрывок ( Муха –цокотуха)
Кто написал это стихотворение? ( К. Чуковский)
- А какую денежку нашла муха мы узнаем, пройдя через препятствия . На доске ломаная линия с окошечками для ответов. Решив правильно пример, мы прокладываем мостик и шагаем дальше к цели.
( 10к. + 8к. – 9к. + 20к. – 9к. + 40к. – 7к. +27к.- 5к. +25к.)=100к.
- 100к. = 1рублю
.Открываем тетради, пишем число, классная работа .У меня на столе монеты по 10 копеек и 50 копеек. Запишите в тетради как можно сложить монеты, чтобы в сумме получилось 100 копеек .10к.+10к.+10к.+10к.+10к.+10к.+10к.+10к.+10к.+10к.= 100к. = 1 р.
10к.+10к.+10к.+10к.+10к.+50к. =100к. =1 р.
50к.+50к. =100к. =1 р.
- Копейка и рубль –это меры чего? ( меры стоимости)
-Где мы встречаемся в жизни с мерой стоимости? ( Ответы ребят)
- Верно! Когда делаем те или иные покупки.
-Вот и муха – цокотуха пошла на базар и купила самовар. Пригласила своих друзей в гости. А друзья решили купить ей гостинцы. Бабочка купила 4 пирожка по 5 рублей каждая и 6 конфет по 3 рубля каждая. А было у неё всего 50 рублей? Сколько рублей осталось у бабочки ?Давайте поможем ей решить задачу.
- чтение задачи уч-ся
- чтение учителем (обратить внимание на данные, что нам известно в задаче)
Давайте разберём задачу и запишем краткое условие.
С какими мерами связана задача? ( Таблица пустая)
- какой вопрос задачи?
-а сколько было денег?
- какие покупки сделала бабочка?
- можем сразу ответить на вопрос задачи? (нет)
Сначала нужно найти стоимость пирожков. Как узнать? (ц*к)
4 * 5р. = 20р.
- Затем надо узнать стоимость конфет. . Как узнать? (ц *к)
6* 3р. = 18р.
-Теперь мы можем узнать стоимость всей покупки?
20р.+ 18р. = 38р.
-итак, мы знаем сколько было денег у бабочки? Стоимость всей покупки знаем.
- можем мы теперь ответить на вопрос задачи?
- а как? (чтобы узнать, сколько осталось денег, надо вычесть)
50р. – 38р.= 12р.
- решите в тетрадях задачу с пояснением.
-Итак: Какой был вопрос в задаче ?(ответили – значит решили задачу и помогли бабочке) Итог : Когда мы говорим о покупках о каких трех величинах мы говорим?
Физкультминутка:
Встали возле парт и будем выполнять такие движения: муха –цокотуха пригласила в гости своих друзей. Я называю разных насекомых и животных. Вы хлопаете и топаете , если тот, кого назову, точно приглашен и только топаете, Если его среди приглашенных нет: букашки, козявки, слониха, тараканы, зайчик, стрекоза, блошки, паучок, муравей, ВОЛК, КОМАРИК. МОЛОДЦЫ! Садитесь на свои места.
Работа в группах:
Сейчас вы будете работать в группах по 4 человека ( работа с карточками, в которых задачи, решив их , вы поможете другим гостям сделать покупки). После выполнения задания идет проверка ).Слайд
Гимнастика для глаз:
Работа с учебником:
Рефлексия:
- Кому сегодня вы помогли на уроке ? Чем помогли? (решали задачи, связанные с покупками)
_С какой мерой работали сегодня? (с мерой стоимости)
Давайте еще раз вернёмся к табличкам . Слайд
- Вы сегодня хорошо потрудились молодцы .На партах у каждого лежат фонарики . Пусть ваши фонарики зажгутся, если вы считаете, что сегодня вам было легко на уроке.
Задание на дом:
Урок окончен. Всем спасибо!
Пчёлка купила в магазине 2 пачки сока по 9 рублей и купила 4 батона по 4 рубля. Сколько будет стоить вся покупка?
За 8 пачек пряников муравей заплатил 48 рублей. Сколько рублей стоила одна пачка пряников?
Коробка конфет стоит 10 рублей. Жук заплатил за всю покупку 40 рублей. Сколько коробок конфет купил жук?
- Верно, чтобы купить одежду или обувь вам понадобятся деньги. А где их взять? Надо заработать. Но вы ещё маленькие, только учитесь, а зарабатывают ваши родители. Но они некоторым из вас каждый день дают на проезд в школу.
Послушайте задачу.
Б) Вы стоите на остановке, подъезжает маршрутное такси и городской автобус. В маршрутке билет стоит 10 рублей, а в автобусе 8 рублей. У вас есть выбор поехать на маршрутке или на городском автобусе. На каком транспорте вы поедете, почему? (на городском, на 2 рубля дешевле)- Как посчитали? (из 10 вычли 8, получилось 2)
- 2 рубля вы сэкономите, добираясь до школы, 2 рубля из школы. Сколько всего в день сэкономите? (4) Как посчитали? (к 2 прибавили 2)
- А сколько дней в неделю вы учитесь? (5, какие перечислите)
- Сколько сэкономите за 5 дней? (20 рублей) Как посчитали?
- Что можно купить на сэкономленные вами 20 рублей за неделю?
Пословица: «Копейка – рубль бережёт»
(разобрать смысл пословицы)
- Копейка и рубль – это меры чего? (стоимости)
III. Сообщение темы и цели урока.
Тема: решение примеров и задач с мерами стоимости. (цель – научиться решать примеры с мерами стоимости, если вы научитесь решать такие примеры и задачи, вам это пригодится в жизни)
IV. Работа по теме.
В нашем государстве есть деньги металлические и бумажные. Мы уже с вами знакомились с ними, это рубли и копейки. (показ настоящих образцов)
- На настоящих деньгах как пишутся слова рубль и копейка? (полностью)
А в математике сокращенно: 10р, 8к (прочитаем)
Задание: из ряда чисел выпишите числа с наименованием мер стоимости.
35 см., 8к, 9 орехов, 71р, 19 кг, 45с, 13мм, 23к
V. Работа над задачей.
- Деньги тратят не только на одежду, но и на еду. Давайте решим задачу.
У мамы было 100 рублей. Она купила молоко за 32 рубля и батон за 13 рублей. Сколько денег у неё осталось?
- чтение задачи уч-ся
- чтение учителем (обратить внимание на данные, что нам известно в задаче)
- о чём задача?
- какой вопрос в задаче, что нужно узнать?
Давайте разберём задачу и запишем краткое условие.
- что нам известно?
- какой главный вопрос задачи?
- можем сразу ответить на главный вопрос задачи? (нет)
Сначала надо узнать, сколько стоит её покупка, сколько надо заплатить за покупку. Каким действием, как запишем, почему плюс?
(чтобы узнать, сколько стоит покупка, надо сложить)
32р + 13р = 45р
- можем мы теперь ответить на главный вопрос задачи?
- каким действием запишем?
(чтобы узнать, сколько осталось денег, надо отнять)
100р – 45р = 55р
Итак: Какой был главный вопрос задач? Ответили мы на него? (ответили – значит решили)
VI. Физминутка.
VII. Решение примеров.
- Вы сами ходите в магазин за покупками?
Игра «Магазин» (к доске поочереди выходят учащиеся)
А) купить: батон, сок (сколько заплатишь за покупку?)
13р + 21р =
Б) купить: сок томатный, яблоко
18р 50к + 11р 20к =
 
В) чай (сколько дадут сдачи с 20 рублей?)
20р – 12р =
Г) шоколад, 2 йогурта (сколько заплатишь и хватит ли тебе денег, если у тебя 50 рублей)
35р + 8р + 8р =
Молодцы! Магазин закрывается.
VIII. Закрепление пройденного.
Работа с учебником.
Стр. 183 №15 (2 примера), для слабых - карточки.
X. Итог урока.
XI. Домашнее задание. (карточки)
Программно-методическая цель: развитие социальной компетенции учащихся на уроках математики.
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
2.   СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА. (На столах стойки с обозначением единиц измерения длины и массы)У: Ребята, посмотрите на стойки. Что вы можете сказать?Д: Здесь представлены единицы измерения длины и массы.У: Перечислите систему мер длины, начиная с наименьшей.Д:  (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр)У: Перечислите систему мер массы, начиная с наибольшей.Д: (миллиграмм, грамм, килограмм, центнер, тонна)У: Назовите меры, которые относятся  друг к другу как 1:100. (на доске запись:                 1…= 100…   1…= 0,01…         дети берут со стойки карточку с обозначением нужной  величины и прикрепляют  к доске.        6. ФИЗМИНУТКА (дыхательная гимнастика)Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м-м-м», одновременно постукивать пальцами по крыльям носа. Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно – глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.
    7. РЕШЕНИЕ ЧАСТНОЙ ЗАДАЧИ.
"Сложение и вычитание чисел в пределах 100"Цель урока: совершенствование вычислительных навыков и умений решать задачи.
Задачи:
Образовательные:
1. Повторить и закрепить умения:
решать простые задачи;
составные задачи выражением;
сравнивать именованные числа;
2. Проверить степень усвоения умений решать примеры и задачи изученных видов.
Развивающие:
Развивать логическое мышление учащихся;
Обогащать словарный запас учащихся предметной терминологией.
Развивать воображение, смелость.
Воспитательные:
Воспитывать в учащихся взаимопомощь и самостоятельность.
Тип урока: урок закрепления знаний
1. Запишите следующие числа в порядке возрастания.
5, 8, 14, 16, 34, 69, 80, 97. (Презентация. Слайд 6)
- Назовите самое большое число? ( 97)
2. Каллиграфическая минутка.
- Пропишите чередуя между собой числа 97 и 79. Чем похожи и чем отличаются эти числа?
- Что повторили, выполняя это задание? (единицы, де6. Самостоятельная работа учащихся (решение примеров по вариантам)
- Карабас Барабас для вас придумал коварное задание. Это задание надо будет выполнить по вариантам. Возьмите листочки с примерами. Примеры решаете столбиком, пишите только ответы.
I вариант II вариант
а) 87-18= 69 62+28= 90
б) 49+24= 73 90-17=73
в) 58+19= 77 18+22= 40
г) 42-38=4 86-38=48
д) 15+19= 34 53-44=9
- Проверьте вашу работу. Внимание на слайд.
Не случайно математике такой почёт,
Это ей дано давать ответы,
Как хороший выполнить расчёт
Для постройки здания, ракеты.
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит.
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Цели: Продолжить работу над задачами на нахождение суммы, неизвестного слагаемого, а также научить составлять обратные задачи. Совершенствовать вычислительные навыки. Развивать устную речь учащихся, логическое мышление, смекалку, память. Прививать культуру общения на уроке.
Ход урока
1.Эмоциональный настрой:
Стряхните сон. Давайте улыбнемся друг другу. Сегодня мы вместе будем радоваться удачам, и вместе находить выход из трудных ситуаций. Будем учиться решать задачи, решать примеры и узнавать много нового.
2.Орг. Момент:
В тридевятом царстве в тридесятом королевстве, жила была принцесса. Была она такая красивая, что не в сказке сказать ни пером описать. И жила в том королевстве злая ведьма. И от зависти к принцессе превратила ее в большую скалу. И до сих пор никто не мог расколдовать принцессу. Сегодня мы с вами попытаемся помочь принцессе. ( за работу на уроке я буду вам вручать жетоны, которые помогут вам расколдовать принцессу.)
3.Мозговой штурм:
Первое испытание которое нам посылает ведьма.
1.Как называется результат сложения двух чисел?
2.Закончи фразу: от перестановки слагаемых …..
3.4 увеличить на 5
4.Склоько ушей у трех котов?
5.Сколько хвостов у трех котов?
6.1 метр- это…
7.В одном часе- …..
8.Как называется первый компонент при вычитании.
9.Собака, которая стоит на двух лапах весит 5 кг. Сколько она будет весить если она будет стоять на 4- х лапах?
10. Назовите наибольшее двузначное число.
4.Каллиграфическая работа:
Число записано на доске 99, что вы можете сказать об этом числе? Откройте тетради запишите число, классная работа.
( поднимите свои жетоны, направьте их прямо на скалу. Посмотрите с принцессы начинают спадать оковы.) Открывается 1 часть скалы.
5.Устный счет:
Тема: Решение задач. Обобщение.
Цели: закрепить умение логично анализировать арифметические задачи; умение решать простые и составные задачи изученных видов, совершенствовать арифметические навыки;
Развивать умения работать сообща, логическое мышление, умение анализировать, математическую речь;
Создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребёнка, воспитывать активность, заинтересованность, пытливость в процессе учения.

Ход урока:
Организационный момент.(1)
На вас надеюсь я, друзья,
Мы хороший дружный класс
Всё получится у нас.
Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что мы знаем.
Сейчас все люди живут в ожидании чуда, потому что наступает самый долгожданный праздник – Новый год.
А главным на этом празднике будет, конечно же…ДМ…..(2)
2.Устный счет. Наш весёлый Дед Мороз вам задания принёс.(3)
А) игра «самый быстрый»
Называем только ответ, сигналами контролируем.
Б) Зажги огни гирлянды.(4)
Продолжи ряд чисел
В) на улице трещит мороз. Пора доставать тёплое одеялко. У вас на столах лежат карточки с примерами. Решите примеры, закрасьте карточки с ответом 5 – синим цветом, с ответом 8 – зелёным цветом, а с ответом 12 –красным.(5)
(самостоятельная работа учащихся)
Если вы правильно решили примеры, то у вас получится вот такой узор(6)
Вы неплохо потрудились. Теперь надо отметить свои старания. Перед вами зачетный лист.(7) Если вы справились с заданием, то напротив задания №1, поставьте «+», если же были неточности –«-».
Те, кто справился, поднимите зелёные сигналы. А кто допустил ошибки – красные.
4. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.
А что ещё припас для вас Дед Мороз вы узнаете, выполнив следующее задание.
(8)Расставьте буквы. Соответствующие числам в таблице в указанном порядке. Какое слово получилось?
Чтобы это значило?
4. Новогодняя суета никого не оставила равнодушным. Кто-то думает, сколько ему понадобится денег для покупки сладостей, кто-то решает, сколько гирлянд, мишуры, игрушек нужно на ёлку. Дед Мороз нас просит в этом разобраться.
(запись числа в тетрадях)
Сейчас каждый поработает самостоятельно. Перед вами на цветных карточках –задачи. Внимательно прочитайте. Запишите решение и ответ.
Проверим вашу работу. Переверните карточку, если номер карточки совпадает с ответом, значит, задачу вы решили правильно. Покажите сигналами как вы справились. Зачитайте задачу 1 варианта, 2 варианта.
Прочитайте самостоятельно вторую задачу.(9)
Выберите главные слова в задаче для краткой записи.
Знаем ли мы сколько гирлянд привезли?
А что нам известно об этом? (10)
Каким действием найдем значение?
О чем в задаче говорится дальше?
Стало больше или меньше? Значит мы выполним ….
Пользуясь краткой записью запишите решение и ответ.
(один ученик работает у доски)
Проверяем, обсуждаем решение. Кто согласен с решением? Кто не согласен? Отметьте результат в зачетном листе.
5. Физкультминутка. Перед тем, как приступить к решению следующей задачи Деда Мороза, давайте отдохнем.
6. Решение задачи №3 (11)
Прочитайте задачу. О чем нам известно в этой задаче? А что нужно найти?(12)
Для решения данного вида задач существует алгоритм. Давайте вспомним его.(13)
Ещё раз прочитайте задачу, обсудите её решение, посоветуйтесь с соседом.(14)
Проверим первое действие………Покажите сигналами, кто согласен и.т.д.
Отметьте в зачетном листе свои успехи.
7. Работа с тестами.
А теперь мы должны подвести итог нашей работе – выполнить тестовые задания.(15)
8. Итог урока.