Анализ лирического произведения на примере стихотворения А. Вознесенского «Живите не в пространстве, а во времени…» (урок-практикум)
Урок - семинар Разговорный стиль речи Цели:Обобщить и углубить знания по теме «Разговорный стиль речи»;Выработать умение анализировать особенности и колорит устно-разговорной речи;Подготовиться к выполнению заданий ЕГЭ по теме «Текст. Стили и типы речи». Вопросы урока-семинара: Характеристика особенностей разговорного стиля.Звуковая сторона речи разговорного стиля.Лексика разговорного стиля.Словообразовательные особенности разговорного стиля.Синтаксис разговорной речи. Разговорный стиль речи: выполняет функцию общения;назначение – передача информации преимущественно в устной форме (исключения составляют частные письма, записки, дневниковые записи). Языковые черты: неофициальность;непринуждённость и экспрессивность речевого общения;отсутствие предварительного отбора языковых средств, автоматизм речи;обыденность содержания и диалогическая форма. Предмет разговора 1. Характеристика особенностей разговорного стиля. Отсутствие предварительного обдумывания высказывания и отбора языкового материала.Непосредственность речевого общения между участниками.Непринуждённость речевого акта, отсутствие официальности в отношениях между говорящими. 2. Звуковая сторона речи разговорного стиля. Особенности: 1. Экспрессивно окрашен (т. к. стиль связан с соответствующим лексическим пластом, т. е. разговорной лексикой);2. Характеризуется как неполный (т. к. наблюдается менее отчётливое произношение звуков, сильное редуцирование). 3. Лексика разговорного стиля. существительные: балагур, враньё, ерунда, задира, злюка, картошка, молодчина, дурачина, раздевалка, чепуха, электричка, чушь и др.;прилагательные: долговязый, дотошный, носатый, нынешний, работящий, развесёлый …;глаголы: вопить, вздремнуть, грохнуться, жадничать, ехидничать, любезничать, навязаться, огорошить, прихворнуть, секретничать, чудить и др.;наречия: вкривь, вконец, вприкуску, втихомолку, донельзя, кувырком, мигом, многовато, недосуг, поделом, полегоньку, потихоньку, чуточку, тихонько и др. разговорные местоимения: этакий и др.;частицы: авось, вон – «вот», навряд ли;междометия: ну, эге;звукоподражательные слова: бац (в роли сказуемого);фразеологизмы: ад кромешный, ветер в голове, глядеть в оба, дело в шляпе, ждать не дождаться, заварить кашу, как в воду кануть, лезть из кожи вон, набить руку, обвести вокруг пальца, с грехом пополам, хлопать глазами, чужими руками жар загребать, яблоку негде упасть и др. 4. Словообразовательные особенности разговорного стиля. существительные: -ак, -як: добряк, здоровяк;-ак(а), -як(а) для слов общего рода: писака, забияка, кривляка;-ан, -ян: старикан, грубиян, друган;-ач: бородач, силач;-ень: баловень, увалень;-ежк(а): зубрёжка, кормёжка;-л(а): воротила, громила; -н(я): возня, грызня;-отн(я): беготня, пачкотня;-тяй: лентяй, слюнтяй;-ун: болтун, крикун, пачкун;-ух(а): толстуха, говоруха;-ыш: глупыш, крепыш;-яг(а): доходяга, деляга, работяга;-ша: обозначают лиц женского пола по их профессии, занимаемой должности, выполняемой работе, занятию: кассирша, аптекарша, секретарша; прилагательные: -аст: глазастый, языкастый;-ющ: худющий;-енн: здоровенный, обалденный; глаголы:-ничать: жадничать, бродяжничать, жеманничать;-ывать: пошаливать, поговаривать;удвоение слов:большой-пребольшой, милый-премилый, чёрный-чёрный 5. Синтаксис разговорной речи. Широкое использование вопросительных и побудительных предложений:Кого они любят? Что им надо? За что ты его терзаешь? Ну, иди, старик! Марш! (М. Горький)2. Использование неполных предложений в диалоге:А что, Денисов хороший? – спросила она. – Хороший.3. Присущи эллиптические конструкции, обусловленные ситуацией:«Покажите, пожалуйста, мне ту, другую» 4. Часто допускаются лексические повторы:Надо, чтобы парень был видный, из себя красивый. Да, да, да. (Н. Островский)5. Употребляются особые формы сказуемого:-сочетание инфинитива с личной формой того же глагола (часто ей предшествует отрицание НЕ) для подчёркивания значения глагольного сказуемого:Вы пахать-то пахали? Садить не садит, а огород держит. - сочетание глагола с частицей ЗНАЙ (ЗНАЙ СЕБЕ) для указания на действие, которое совершается, несмотря на неблагоприятные условия либо препятствия: Ни с кем не разговаривает – знай себе по саду гуляет. (И. Тургенев)- в разговорной речи встречаются предложения со сказуемым междометной формы глагола (бах, бац, прыг, хлоп, шмыг и др.), указывающей на внезапное и мгновенное действие: Гляжу, а она – шмыг из дома.6. Много своеобразных оборотов, не свойственных разговорной речи:Что за человек! Люди как люди. Хорош помощник! Черты разговорного синтаксиса: употребление местоимения, дублирующего подлежащее: Вера, она поздно приходит. Участковый, он это заметил.вынесение в начало предложения важного по смыслу слова из придаточной части: Хлеб я люблю, чтоб всегда свежий.употребление слов-предложений: Ладно. Ясно. Можно. Да. Нет. Отчего же? Конечно! Ещё бы! Ну да! Да нет! Возможно. использование вставных конструкций, вносящих добавочные, дополнительные сведения, поясняющие главное сообщение: Я думал (тогда я был ещё молод), он шутит. А мы, как известно, всегда рады гостю. Коля – он вообще добрый человек – хотел помочь…активность вводных слов: может быть, кажется, к счастью, как говорится, так сказать, знаете и т. п.- широкое распространение лексических повторов: так-так, вот-вот, еле-еле, быстро-быстро, далеко-далеко и др. Пытаясь информировать каждого человека о достоинствах науки, популяризаторы, с одной стороны, выполняют благородную задачу, с другой стороны – порождают опасное ощущение благополучия.2. Заинтересовавшись историей инквизиции, я выучил испанский язык. Да, нелёгкое дело популяризация. Расскажи кому о том, чего наука достигла. Рассказывать, конечно, благородно. Но ведь и опасно! Нет- нет и появится это ощущение благополучия.2. Захотелось мне про историю инквизиции узнать – не поленился: испанский язык выучил. Вывод: разговорный стиль в большей степени, чем все другие стили, обладает ярким своеобразием языковых черт, выходящих за рамки нормированного литературного языка. Отступления от нормы могут колебаться в зависимости от внутристилевого расслоения разговорного языка. В нём есть разновидности сниженной, грубой речи, просторечие, впитавшее влияние местных говоров и т. д.