Разработка урока Два способа изменения внутренней энергии.Теплопередачи.Виды теплопередачи.


Два способа изменения внутренней энергии. Теплопередача.
Виды теплопередачи.
Цели урока:
общеобразовательная: обобщить основные знания по теме «Виды теплопередачи», познакомить восьмиклассников с проявлениями теплопроводности, конвекции, излучения в природе и технике;
развивающая: продолжить формирование у обучающихся ключевых умений, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности – выделение проблемы, принятие решения, поиска, анализа и обработки информации;
воспитательная: воспитывать коллективизм, творческое отношение к выполнению домашнего задания.
1. Активизация познавательной деятельности.
1. 1. Аукцион термометров.
На кафедре – разные виды термометров, необходимо дать характеристику каждому, т.е рассказать все что известно о строении, шкале принципе действия прибора и т.п.
Пока учащийся готовится проводится физический диктант и опрос.
1.2. Фронтальный опрос:
- Что такое тепловое движение (хаотическое движение микрочастиц тела).
- Дайте определение внутренней энергии (кинетическая энергия теплового движения атомов и молекул и потенциальная энергия их взаимодействия)
- Почему частицы веществ имеют кинетическую/потенциальную энергии? (каждая частица вещества находится в состоянии беспрерывного хаотического движения / частицы взаимодействуют одна с другой: притягиваются и отталкиваются).
- Чем характеризуется тепловое состояние тела (температурой)
- Как называется прибор для измерения температуры? (термометр)
1.3. Физический диктант.
Теперь, ребята, дайте ответы на мои вопросы письменно. Ваш ответ – это продолжение моего предложения, он должен состоять из одного слова или буквы - обозначения или единицы измерения, также это может быть цифра. Можно работать в паре.
1. чем выше температура тела, тем выше…..
2. внутренняя энергия обозначается….
3. температура по шкале Цельсия обозначается….
4. единица измерения температуры по шкале Цельсия…..
5. температура по абсолютной шкале обозначается….
4. единица измерения температуры по абсолютной шкале …..
6. реперные точки по шкале Цельсия это…
7. 10оС по абсолютной шкале соответствует …
8. 293 К соответствует по шкале Цельсия...
Ответы на доске: температура, U, t, оС, Т, К, 0оС, 100оС, 283К, 20оС
(Взаимопроверка)
Мотивация:
На столе: гвоздь и молоток, которые обладают внутренней энергией. Что сейчас произойдет?
Учитель ударяет несколько раз по молотку. Учащиеся описывают эксперимент.
(тела нагрелись, температура увеличилась, внутренняя энергия изменилась)

2. Изложение нового материала
Тема урока:
«Два способа изменения внутренней энергии. Теплообмен. Виды теплообмена».

Вы сейчас видели, что совершив работу, т.е ударив по гвоздю молотком, изменилась внутренняя энергия. Также если интенсивно потерев ладони одну о другую, их внутренняя энергия увеличилась, т.е они нагрелись вследствие работы силы трения. Внутреннюю энергия ладоней можно увеличить, приложив их к батареи или погрев у костра.
Схемы на доске (сопровождается рассказом учителя):
Способы изменения внутренней энергии U (Джоуль)

Совершение работы А (Джоуль) Теплообмен Q (Джоуль):
- теплопроводность – перенос тепла от более
нагретых участков тела к менее нагретым без
переноса вещества. Примеры: ложка в горячем чае.
- конвекция – перенос тепла слоями жидкости или
газа. Пример: нагревание воды, система отопления.
- излучение – передача тепла электромагнитными
волнами. Пример: костер, свеча, мониторы.
Теплопроводность в природе и быту:
Хорошими проводниками являются: металлы. Однако, если в чай положить две ложки – серебряную и стальную, то серебряная быстрее нагреется, т.е серебро лучше проводит тепло.
Дерево и стекло хуже проводят тепло, примером является то, что мы можем держать горящую спичку пока пламя не достигнет пальцев.
Очень плохо проводят тепло газы. А также стекловолокно, вата, мех, т.к. между их волокнами есть воздух.
Человек в разных сферах деятельности применяет те или иные вещества, учитывая их теплопроводность. Вещества с хорошей теплопроводностью применяются там, где необходимо быстро передать тепло от одного тела к другому (кастрюли, сковородки).
Там, где необходимо уберечь от нагревания или охлаждения тела, применяют тела, которые плохо проводят тепло(деревянная ручка сковородки, пористый кирпич, водопроводы под землёй, подвалы).
Конвекция («конвекцио»-лат.-перенос).
Конвекция не может происходить в твердых телах, т.к. в них не могут возникать потоки веществ.
А) естественная, свободная (кипение чайника)
Б) искусственная, вынужденная (суп, каша, перемешивание воздуха в космическом корабле из-за отсутствия силы Архимеда.)
Через неравномерное нагревание воды возникают постоянные течения в водах речек, морей, океанов. Конвекция в быту- обогрев и охлаждение помещений.
Излучение
Если встать возле костра, то можно почувствовать как нагреваются некоторые участки тела. Это обозначает что от огня передается определенное количество теплоты.
От Солнца тепло тоже передаётся излучением - электромагнитными волнами.
Из 7-го класса известно, что свет может отражаться, преломляться, поглощаться. Тела с темной поверхностью поглощают тепловое излучение лучше, чем со светлой или полированной поверхностью.
3. Закрепление материала. Подведение итогов. Выставление оценок с комментарием. Домашнее задание.
Домашнее задание:
Составить кроссворд по теме урока, сообщение по теме: «Образование бриза», заполнить таблицу.

Вид теплопередачи Что переносит энергию? В какой среде происходит? Примеры в природе и технике
- Почему бойцы, которые десантируются с вертолёта по канатам, одевают перчатки?
Каким способом изменяется внутренняя энергия ладоней бойцов?
- Почему выражение «шуба греет» не правильное?
-Почему кондиционеры размещают сверху помещения, а батареи отопления снизу?
- Чем отличается теплопроводность от конвекции?
- Почему летом люди носят, в основном, светлую одежду?
- В чем принцип действия термоса?