«Анализ лирического стихотворения в системе СДО» ( на примере баллады М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», 6 класс)
Гавриш Нина Васильевна, учитель русского языка и литературы «Анализ лирического стихотворения в системе СДО» ( на примере баллады М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», 6 класс) МБОУ СОШ № 7 с углубленным изучением отдельных предметов г.Красноярск, 2015 Концептуальные основы моей педагогической практики Формирование системных знаний на основе СДО с учетом трех сфер личности:когнитивной;эмотивно-аксеологической;деятельностной;Что позволяет формировать отношения:ПознавательныеПрактические Ценностные (личностные) * ТЕЗАУРУС ТЕМЫ когнитивный – [англ. cognitive — познавательный, лат. cognitio — знание, познание] —познание науки как системы понятий;эмотивно-аксеологической - проникновение в мир искусства через системы образов;деятельностной – формирование поведенческойсферы личности
Чтение художественного текста(ФГОС) Три вида информации концептуальная фактуальная подтекстовая Факты,события,рассуждения автора, движение сюжета Мировоззрение автора, взгляды, замысел Скрытый смысл Действия постановки и решения проблем Формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Нахождение противоположных понятий.Выявление противоречия.Разрешение противоречия.(Шаги вхождения в культуру мышления, карточка № 4) Операции с понятиями СДО Основа выводных знаний Умение оперировать понятиями Система понятий Сущность науки Разрушение красоты и гармонии человека с миром (на примере баллады М.Ю.Лермонтова «Три пальмы») (1814 – 1841) М.Ю.Лермонтов Цели: I. 1. Образовательно-развивающая:1.2. Применение опорных понятий: баллада, пейзаж, антитеза (контраст), тропы.1.3.Развитие специальных умений: находить изобразительно-выразительные средства языка (тропы), определять их вид и роль в идейном замысле поэта. II.Воспитательная цель: формирование у уч-ся диалектико-материалистического мировоззрения на основе всеобщего принципа противоречия и философских категорий: содержание-форма, причина-следствие Заявка на оценку: «5» - 17 и более баллов«4» – 13-16 баллов«3» - 10-12 баллов Повторение опорных знаний: 1) Назовите родовые и видовые признаки баллады. -1б. за ответ2) Как доказать, что данное произведение является балладой? Составьте умозаключение, обращаясь к карточке №6 - 2б. за ответ3)Найдите противоположные понятия в данной балладе – 1б. за ответ4) Выявите противоречия, вытекающие из найденных противоположностей, запишите их. – индивидуальный труд. – 3 балла за противоречие. 5) Составьте сборник словесных образов к понятиям ЖИЗНЬ - СМЕРТЬ Работа с понятиями ПЕЙЗАЖ БАЛЛАДА РАССКАЗ БАСНЯ(деление понятий - 1балл 1) найти лишнее понятие и объяснить свой выбор.(обобщение) – 1 балл 2) обобщить понятия, указав ближайшее родовое понятие Установить соответствие между жанрами произведения и их признаками: 1) СКАЗКА а) стихотворение, написанное на легендарную или историческую тему, соединяющее фантастическое и реальное.2) БАЛЛАДА б) краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ, в котором есть иносказа- ние, аллегория.3) РАССКАЗ в) произведение о вымышленных событиях и героях, обычно с участием волшебных, фан- тастических сил.4) БАСНЯ г) небольшое эпическое произведение, повест- вующее об одном или нескольких событиях в жизни человека. 1. Чтение баллады «Три пальмы» 2. Работа с текстом ( см. приложение) Подведение итогов урока: Оценка за урок: Мои баллы за урок: Всего баллов за урок: Домашнее задание: Спасибо за внимание!