Задания, направленные на проверку мыслительных операций
Проверка мыслительных операций.
Анализ.
1. Какая фигура должна быть нарисована вместо знака?
2. Какое слово должно быть вместо знака «?» ?
Саша = Коля летчик = шофер
Александр ? самолет ?
3. Исключи слово:
А) осина
Б) береза
В) сирень
Г) дуб
Д) сосна
Абстрагирование.
1. Найди существительное к слову «город»?
А) автомобиль
Б) здание
В) толпа
Г) велосипед
Д) улица
2. Сколько кубиков, сосчитайте:
3. Подумай и дорисуй:
Сравнение.
1. Чем похожи слова: КОШКА, КНИГА, КРАСКИ.
А) 5 букв
Б) 2 слога
В) начинается на К
Г) обозначают предмет
2. Назовите общие признаки предметов:
КНИГА – ТЕТРАДЬ
3. Чем отличаются лиственное и хвойное дерево.
Классификация.
1. По какому признаку кружки разделены на 2 группы:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
А) по цвету
Б) по размеру
В) по цвету и размеру
2. Что лишнее и почему:
16, и , 8, 26.
3. Выбери из перечня слов фрукты:
А) груша
Б) помидор
В) картофель
Г) яблоко
Д) апельсин
Е) свекла
Систематизация.
1. Перечисли признаки зимнего времени года:
А) потепление
Б) снегопад
В) мороз
Г) набухание почек
Д) зеленая трава
Е) дни стали короче
2. Выбери, что характерно для числа 12:
А) 1 дес. и 2 ед.
Б) однозначное
В) двузначное
Г) делится на 5
Д) четное
3. Выбери признаки существительного:
А) обозначает предмет
Б) обозначает признак предмета
В) изменяется по родам и числам
Г) склоняется
Д) в предложении – сказуемое
Обобщение.
1. Назови группу слов, одним словом:
Понедельник, четверг, среда, воскресенье.
2. Продолжи ряд слов:
Вдруг, молоко, собака, быстро, сирень, Казахстан.
3. Закончи предложение одним словом:
У дерева всегда имеются
А) листья
Б) почки
В) плоды
Г) корни
Конкретизация.
1. Вставь пропущенные числа:
34, 44, 54, , 74, ,б 94.
2. Закончи определение:
Квадрат – это фигура, у которой:
А) все углы прямые
Б) 5 сторон
В) все стороны равны
3. Закончи определение:
Часть речи, которая отвечает на вопрос КАКОЙ?, КАКАЯ?, КАКОЕ?, и обозначает признак предмета, называется:
А) имя существительное
Б) глагол
В) имя прилагательное
Г) предлог
Умение выделить главное.
1. Раздели слова на 2 группы:
Дом красивый солнце лиса умная круглое
2. Подбери слова, которые больше всего подходят к главному.
Лес – охотник, яблоня, дерево, лист, звери.
3. Подбери слово, которое было бы связано с данными так, как первые два слова:
ШКОЛА – ОБУЧЕНИЕ = БОЛЬНИЦА - ?
А) доктор
Б) ученик
В) лечение
Г) учреждение
Д) больной
Умение давать определения.
1. Дай определение словам:
А) Стол, шкаф, диван, кровать, кресло -
Б) Килограмм, грамм, тонна, центнер -
2. Подбери у слову такое слово из справок, которое совпадало бы с записанным по смыслу:
Век – это
А) история
Б) столетие
В) событие
Г) прогресс
3. Дать слову наиболее точное определение, которое включало бы в себя все существенные признаки предмета:
Библиотека -
Вариант 1.
1. В приведенных словах переставлены местами. Запиши эти слова:
ОСТР, ЗАЯР, АПКРТЕ, РСДЕА, ЕЧЕРНШЯ.
2. Выпиши 2 слова, наиболее существенных для данного слова перед скобками.
Хоккей (лед, ворота, игроки, борт, коньки).
Озеро (рыбы, тина, вода, рыболов, берег).
Улица (машины, фонари, деревья, дома, дороги).
Школа (здание, окна, двери, школьники, этажи).
Сложение (действие, слагаемое, числа, сумма, математика).
3. Сравните понятия: газета – тетрадь.
Общие и отличительные качества выпишите на листе в два столбика.
4. Какое понятие в каждом из перечней является лишним? Почему? Выпишите его.
Клен, береза, осина, дерево, дуб.
Холодный, ледяной, сладкий, теплый, горячий.
Приставка, корень, предлог, суффикс, окончание.
Слагаемое, вычитаемое, множитель, деление, частное.
Дождь, снег, иней, град, осадки.
5. Определите, что общего в каждой паре слов. Предложение должно состоять не более 3 – 4 слов.
Нос – глаз.
Разность – частное.
Справедливость – честность.
Водохранилище – канал.
Снег – град.
6. Даны 3 слова, два первых находятся в определенной связи; третье и одно из 5 слов, приведенных ниже, находятся в такой же связи. Наудите и запишите на листе бумаги это четвертое слово.
1) Собака – пасть = птица - ?
А) воробей
Б) гнездо
В) клюв
Г) соловей
Д) петь
2) Сервиз – тарелки = лес - ?
А) береза
Б) дерево
В) ветка
Г) бревно
Д) клен
3) Лиса – нора = птица - ?
А) дом
Б) перья
В) соловей
Г) гнездо
Д) летать
4) Школа – ученики = больница - ?
А) учитель
Б) здание
В) больные
Г) врачи
Д) клиника
5) Запад – восток = бежать - ?
А) север
Б) юг
В) лететь
Г) стоять
Д) идти
6) Война – смерть = солнце - ?
А) растения
Б) свет
В) темнота
Г) воины
Д) день
7) Обмеление – наводнение = холодно - ?
А) засуха
Б) река
В) горячо
Г) ледяной
Д) холодильник
8) Молния – свет = жара - ?
А) солнце
Б) трава
В) дождь
Г) жажда
Д) река
9) Роза – цветок = орешник - ?
А) дерево
Б) трава
В) растение
Г) куст
Д) жасмин
10) Береза – дерево = стихотворение - ?
А) сказка
Б) поэзия
В) повесть
Г) богатырь
Д) роман
Вариант 2.
1. В приведенных словах переставлены местами. Запиши эти слова:
ЕМРТ, АПТРА, ЧУНЕКИ, ТВРОИНК, ОКАМДНРИ.
2. Выпиши 2 слова, наиболее существенных для данного слова перед скобками.
Сад (растение, садовник, собака, забор, земля).
Море (рыба, соленая вода, берег, медузы, рыбаки).
Город (дома, машины, улицы, деревья, велосипеды).
Вычитание (разность, число, математика, уменьшаемое, множители).
Больница (здание, ученики, кровати, больные, этажи).
3. Сравните понятия: море – река.
Общие и отличительные качества выпишите на листе в два столбика.
4. Какое понятие в каждом из перечней является лишним? Почему? Выпишите его.
Ромашка, тюльпан, роза, цветок, василек.
Орешник, жасмин, сирень, смородина, куст.
Пословица, басня, сказка, былина, поговорка.
Зависть, трусость, злость, доброта, грубость.
Занятия, союз, точка, тире, многоточие.
5. Определите, что общего в каждой паре слов. Предложение должно состоять не более 3 – 4 слов.
Чтение – история.
Рука – нога.
Землетрясение – ураган.
Трусость – грубость.
Сумма – слагаемое.
6. Даны 3 слова, два первых находятся в определенной связи; третье и одно из 5 слов, приведенных ниже, находятся в такой же связи. Наудите и запишите на листе бумаги это четвертое слово.
1) Самолет – конструктор = песня - ?
А) мелодия
Б) певец
В) композитор
Г) ноты
Д) петь
2) Куб – объем = прямоугольник - ?
А) углы
Б) стороны
В) фигуры
Г) геометрия
Д) плоскость
3) Зубы – жевать = уши - ?
А) голова
Б) два
В) слышать
Г) лечить
Д) болеть
4) Существительное – склонять = глагол - ?
А) идти
Б) спрягать
В) предмет
Г) называть
Д) понятие
5) Светло – темно = тепло - ?
А) жара
Б) солнце
В) холодно
Г) покой
Д) движение
6) Дожди – наводнение = жара - ?
А) лето
Б) река
В) паводок
Г) засуха
Д) осень
7) День – ночь = север - ?
А) утро
Б) восток
В) вечер
Г) юг
Д) сторона света
8) Проза – рассказ = дерево - ?
А) камень
Б) сказка
В) береза
Г) орешник
Д) листья
9) Глаза – видеть = ноги - ?
А) два
Б) часть тела
В) человек
Г) ходить
Д) дышать
10) Вторник – среда = весна - ?
А) тепло
Б) солнце
В) лето
Г) зима
Д) таять