Внеклассное мероприятие Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть
ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №33
города Ставрополя»
Внеклассное мероприятие:
«Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть».
19367518796000
Подготовила:
Лучкина Наталья Александровна
2015 год
Цели: формирование навыков культуры речевого поведения в различных ситуациях; развитие чувства доброго уважительного отношения к человеку; обогащение и активизация словаря детей словами, конструкциями, оборотами речевого этикета.
Ход мероприятия:
Слайд 1-2 видео (гости собираются)
Слайд 3 Ведущий: Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в одну необычную волшебную страну. А как называется эта страна, попробуйте, угадать сами.
– В этой Стране люди поздравляют друг друга с удачей, утешают и успокаивают в беде, уступают место старшим, помогают друг другу, любят делать друг другу подарки, говорят добрые и вежливые слова.
– Ребята, наверное, вы уже догадались, о какой стране идет речь. Как она называется?
Слайд 4 Дети: Страна Вежливости и Доброты.
Сегодня мы узнаем, какие вежливые слова вы знаете, в каких ситуациях их нужно использовать. Человек всегда должен стремиться быть вежливым, внимательным к окружающим людям, и тогда окружающие люди тоже будут добры и внимательны к вам.
Слайд 5 (тише) Звучит музыка Шаинского.
Ученик: Солнышко ясное встало,
-Доброе утро!-сказало
-Доброе утро!-кричу я прохожим,
Веселым прохожим,
На утро похожим…
Но если проснешься-
А дождик в окно
Стучит да стучит,
И без солнца темно.
Доброе утро, друзья, все равно…
Слайд 6 Ведущий: Ребята как еще мы приветствуем друг друга? (ответы: добрый день, добрый вечер, здравствуйте).
-Как нужно произносить эти слова? (ответы: cпокойным ровным голосом)
-А вот мальчик Петрусь хотел быть вежливым, но не знал, как пользоваться вежливыми словами. Послушайте, что у него получилось.
Слайд 7 Ученик:
Обещал отцу Петрусь:
-Я за вежливость возьмусь:
-Буду всех благодарить,
-Первым «здравствуй» говорить.
Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье.
Видит-утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке.
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал.
А Петрусь как заорет:
-С добрым утром, дед Федот!
Дед ругнул его спросонок,
-Убирайся, постреленок!
Вот Петрусь догнал Яринку.
Да как дернет за косынку.
Ты куда, Яринка, стой,
Я здороваюсь с тобой!
Та отпрянула в сторонку-
Как невежлива девчонка…
Нес вожатый стопку книг
А Петрусь с ограды-прыг!
Чуть не сел ему на плечи:
-Извините, добрый вечер!
-Ты,-вожатый закричал,-
-И невежа, и нахал.
Петя очень удивлен,
Разве был невежлив он?
Ведущий: Вежлив ли был Петя? Почему?
А теперь послушайте, как папе однажды помогло «волшебное слово».
Слайд 8 Ученица: Папа разбил драгоценную вазу.
Бабушка с мамой нахмурились сразу.
Но папа нашелся, взглянул им в глаза
И робко, и тихо «Простите»-сказал.
И мама молчит, улыбается даже
-Мы купим другую, есть лучше в продаже.
«Простите»-казалось бы что в нем такого?
А вот ведь какое чудесное слово!
Ведущий: Какое слово помогло папе? Слайд 9 А всегда ли вы помните об этом слове? (Дети приводят примеры).
Слайд 10 Ребята, давайте с вами совершим «Путешествие в прошлое». Известно ли вам, что обозначает слово «вежливость»? Послушайте, откуда пришло это слово.
Один мальчик не любил говорить спасибо, пожалуйста, извините, здравствуйте.
-Ах ты невежа - говорили ему.
Он очень обижался и кричал в ответ
- Нет, я вежа, вежа, вежа!
Слайд 11 Ведущий: Странное слово, но на самом деле не странное, а старинное. В старину вежей называли человека знающего, ученого. А вежество означало ученость, учтивость. Отсюда и появилось слово «вежливость» - доброе поведение, почтительность, так что мальчик был прав. Есть такое слово «вежа». Только его никак нельзя было назвать вежей. Сначала нужно научиться говорить здравствуйте, спасибо, пожалуйста, извините и остальные вежливые слова.
Посмотрите сценку, которую приготовили ребята (В. Осеева «Волшебное слово»)
Слайд 12 Автор: Старик что – то чертит зонтиком на полу. К нему подходит сердитый Павлик.
Павлик: Подвиньтесь.
Старик: С тобой что – то случилось?
Павлик: Ну и ладно, а вам какое дело?
Старик: Мне ничего, а вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то.
Павлик: Еще бы! Я скоро совсем из дома убегу. Убегу из – за одной Ленки. Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не дает! А у самой сколько!
Старик: Не дает? Из – за этого убегать не стоит.
Павлик: А вчера бабушка не дала морковку и из кухни меня прогнала, прямо тряпкой, тряпкой.
Старик: Пустяки! Один поругает, другой пожалеет.
Павлик: (кричит) Никто меня не жалеет! Брат на лодке едет, а меня не берет. Я ему говорю: «Возьми лучше, я все равно от тебя не отстану, весла утащу, сам в лодку залезу.
Старик: Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово. Я скажу тебе это слово, но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя в глаза тому, с кем говоришь. Помни – тихим голосом, глядя прямо в глаза.
Павлик: А какое слово?
Автор: Старик наклоняется к уху Павлика и что – то шепчет.
Старик: Это волшебное слово, но не забудь, как нужно его говорить.
Павлик (весело): Я попробую, я сейчас попробую (вскакивает и убегает)
Ведущий: Как вы думаете, какое волшебное слово сказал Павлику старик? (Пожалуйста).
Слайд 13 Ведущий: А сейчас давайте просмотрим водеоролик еще об одном волшебном слове.
- А какие волшебные слова вы знаете? Давайте вспомним вежливые слова из предложенных загадок:
Слайд 14 1. Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…» (Привет!)
Слайд 15 А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй!)
Слайд 16 2. К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…» (До свиданья!)
Слайд 17 3. Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…» (Извини!)
Слайд 18 4. Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…» (Спасибо!)
Слайд 19 5. Толстая корова ЛулаЕла сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…» (Будь здорова!)
Слайд 20 6. Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…» (Пожалуйста!)
Слайд 21 7. Бегемот и Слон, поверь,
Не пролезут вместе в дверь.
Тот, кто вежливей, сейчас
Скажет: «Только…» (после вас!)
Слайд 22 8. Муха Жу, хоть не хотела,
В скорый поезд залетела.
Ей букашки Фло и ФтиСкажут: «…» (Доброго пути!)
Слайд 23 9. Дал Ивану царь ГундейЗа спасенье пять гвоздей,
А Иванушка царю
Говорит: «…» (Благодарю!)
Слайд 24 10. Мама с папою сидят,
Торт с конфетами едят.
Скажет вежливая дочь:
«Разрешите …» (вам помочь!)
Слайд 25 11. Из болота крокодил
Дольше всех не выходил.
Члены жабьего совета
Дали приз ему за это –
Наградили попугаем
И кричали: «…» (Поздравляем!)
Слайд 26 12. Бык ромашек накосил
И барана пригласил.
Тот один съел угощенье,
Но сказал: «…» (Прошу прощенья!)
Слайд 27 13. Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «…» (Добрый день!)
Слайд 28 14. На закате мотылёк
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «…» (Добрый вечер!)
Слайд 29 15. Катя пупсика ИгнаткуУложила спать в кроватку –
Больше он играть не хочет,
Говорит: «…» (Спокойной ночи!)
Слайд 30 Ведущий: Запомните эти слова, в каждом слове заключается великая сила, они могут совершать чудеса, поэтому их называют волшебными.
Слайд 31 Ведущий: Вежливость – признак хорошего воспитания. Она полезна для самого человека, так как идёт рука об руку с его нравственным равновесием, и облегчает ему дальнейший путь в жизни.
Слайд 32 Давайте посмотрим Притчу о доброте.
Слайд 33 Ведущий: Кем бы вы не работали, прежде всего, вы должны вырасти настоящими хорошими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо учиться. Поэтому вы и должны как можно чаще пользоваться вежливыми словами, от которых людям становится теплее, радостнее, светлее. В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. Но не только слова должны быть у нас добрыми. Надо, чтобы и поступки ваши были разумными, ясными, добрыми, чтобы никогда вам не приходилось за них краснеть, стыдиться. Надо стараться всегда и во всем быть полезным людям.
Ученик:
Слайд 34 Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В автобус вы поможете
Взобраться инвалиду.
Слайд 35 Ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
Слайд 36 Ежели вы вежливы,
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы- то есть сами.
Ежели вы вежливы,
То в разговоре с тётей,
И с бабушкой, и с дедушкой
Вы их не перебьёте.
Слайд 37 Ученик:
Ежели вы вежливы,
То вы в библиотеке
Некрасова и Гоголя
Возьмёте не навеки.
Ежели вы вежливы,
То книжечку вернёте
В опрятном, не измазанном
И целом переплёте.
Слайд 38 Ежели вы вежливы,
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.
Слайд 39 Ведущий: Вежливость – одно из величайших совершенств человеческого рода. Известный святой Франциск, обладая ей в высшей степени, справедливо утверждал, что вежливость тесно связана с любовью. Она её младшая сестра, всегда сопровождает её, и раскрывает ей врата сердец.
Понятно, что невозможно быть вежливым со всеми в одинаковой степени: но с другой стороны, это свидетельствует о хорошем происхождении и воспитании. Вспыльчивость неуместна и невежлива, спокойствие – необходимое условие вежливости.
Слайд 40 Звучит веселая музыка, появляются Знайка и Незнайка.
Слайд 41 Знайка и Незнайка (вместе): Здравствуйте!
Знайка: Я, Знайка!
Незнайка: А я, Незнайка!
Знайка: Ой, чего вы тут собрались?
Незнайка: Кто вы такие? Зачем здесь собрались?
Слайд 42 Ведущий: У нас сегодня праздник «Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть».
Вежливость – одно из важных качеств воспитанного человека. До 16 в. «вежа» означало «знаток», – тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям.
- Ребята, давайте попробуем определить, какие вы «Знатоки» правил вежливости.
– Для этого поиграем в игру «Вежливо – невежливо». – Наши гости Знайка и Незнайка будут называть ситуацию, а вы должны определить вежливыми или нет были действия в ней. Если вежливыми были действия, то хлопните в ладоши, а если не, то сидите без движения.
Слайд 43 З: - Нужно здороваться со знакомыми ребятами, товарищами по двору. (вежливо)
Слайд 44 Н: - При встрече девочка должна поздороваться первая. (невежливо)
Слайд 45 З: - Нужно разговаривать на уроке с соседом по парте. (невежливо)
Слайд 46 Н: - На прощанье нужно говорить: «До свидания». (вежливо)
Слайд 47 Ведущий: Воспитанные дети должны всегда пользоваться вежливыми словами, от которых становится теплее, радостнее, светлее на душе.
Незнайка: Кажется, я все понял. Можно я дам ребятам совет?
Ведущий: Можно.
Незнайка: Если вы по коридору
Мчитесь на велосипеде,
А на встречу, вам из ванной
Вышел папа погулять,
Не сворачивайте в кухню,
В кухне твердый холодильник,
Тормозите лучше в папу,
Папа мягкий он простит.
Знайка: Ты не прав, Незнайка. Дома нужно помогать родителям.
Слайд 48 Ведущий: Иногда люди оскорбляют друг друга колкими, дерзкими, нехорошими словами. Сейчас почему то стало модным грубо ответить кондуктору в автобусе, огрызнуться с бабушкой из соседнего подъезда, передразнить одноклассника. А вот на добрые слова мы скупимся или стесняемся их произнести вслух. Но слово – это не просто звуки.
– Слово не воробей, вылетит – не поймаешь;
– Доброе слово лечит, худое – калечит.
А сейчас давайте вспомним, как мы ведем себя в школе.
Слайд 49 Незнайка:
А в школе надо делать так.
Девчонок надо никогда
Нигде не замечать
И не давать прохода им
Нигде и никогда.
Им надо ножки подставлять, пугать из-за угла,
Чтоб сразу поняли они:
До них вам дела нет.
Ведущий: Ох, что-то Незнайка ты путаешь!
Знайка: К девочкам нужно относиться уважительно, помогать и защищать их.
Слайд 50 Ведущий: Давайте посмотрим видео ролик о правилах поведения в школе.
Слайд 51 Незнайка: Вот теперь мне стало понятно. Доброта – это лекарство от всего, и, прежде от всего дурного.
Слайд 52 Знайка и Незнайка уходят.
Слайд 53 Ученик 1:
Друзья вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном.
Его зовут, а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовем.
Ученик 2:
«Спасибо, здравствуйте, простите»
Произносить он не привык,
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.
Ученик 3:
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече «добрый день»
Казалось бы простое слово,
А он стесняется, молчит.
И в лучшем случае «здорово»
Он вместо «здравствуй» говорит.
Ученик 4:
А вместо слова «до свиданья»
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье:
«Ну, я пошел, пока, всего…»
Ученик 5:
Не скажет он друзьям по школе:
«Алеша, Петя, Ваня, Толя»
Своих друзей зовет он только:
«Алешка, Петька, Ванька, Только»
Ученик 6:
Ребята мы не можем тут
Сказать вам как его зовут
Мы честно вас предупреждаем,
Что имени его не знаем.
Ученик 7:
Но, может быть, он вам знаком,
И вы встречались с ним где-либо,
Тогда скажите нам о нем,
А мы…Мы скажем вам «спасибо».
Слайд 54 Ведущий: Как же возникает в человеческом сердце это чудесное, светлое свойство – доброта, помогающая людям жить, творить, делающая жизнь красивой и даже прекрасной? Ведь в сердце человека не заглянешь. Нет прибора, который мог бы определить – чего там больше, зла или добра. А, если человек добр, он спокоен, весел, от него исходит тепло.
Слайд 55 Поют песню «Дорога добра».
Спроси у жизни строго
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.
Иди за солнцем следом
Хоть этот путь неведом.
Иди мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Забудь свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба
Себя ведёт не как сестра.
Но если с другом худо
Не уповай на чудо,
Спеши к нему
Всегда иди дорогою добра.
Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов,
Не забывай, что эта жизнь
Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда
Иди дорогою добра.
Спроси у жизни строго
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда
Иди дорогою добра.
Слайд 56 Ведущий: Сейчас давайте посмотрим видео ролик о добре.
Слайд 57 Ведущий: А теперь мы отправляемся в гости к Буратино и Мальвине. Давайте послушаем, о чём же они спорят и поможем им разобраться в ситуации.
Сценка «Буратино и Мальвина»
Диалог между Буратино и Мальвиной.
Мальвина: Здравствуй, Буратино!
Буратино: Здравствуй, Мальвина!
Мальвина: Что это ты невесёлый сегодня? Может быть, задание не выполнил?
Буратино: Плохо я справился с заданием.
Мальвина: Почему?
Буратино (злобно выкрикивает): Потому, что не умею себя сдерживать.
Мальвина: А как ты думаешь, приятно ли людям с тобой говорить, когда ты такой сердитый?
Буратино: Вот ещё! Кто не хочет, пусть со мной не разговаривает, плакать не буду.
Мальвина: Буратино, ответь, пожалуйста, каким тоном ты разговариваешь?
Буратино: Что значит – каким тоном? Обыкновенным!
Мальвина: Подожди, Буратино, пусть ребята тебе подскажут, действительно ли у тебя обыкновенный тон. (Ребята высказывают свои мнения). Я заметила, что ты говоришь таким тоном не только с ребятами, но, к сожалению, и с папой Карло.
Буратино: Не было этого, не было, не было…
Мальвина: Ну вот, опять ты за своё. А когда ты говорил папе Карло: «Хочу мороженое, Хочу мороженое»– или: «Хочу в школу, хочу в школу»– разве это не было сказано капризным, недовольным тоном?
Буратино: Может быть, я иногда и говорю немного громко или капризно. Зато я хороший товарищ, всем помогаю, люблю всех веселить. Только некоторые шуток не понимают. Вот вчера, например, иду и вижу: пьеро поскользнулся и как грохнется на землю. Я, конечно, начал смеяться и спросил у него: «Ну, как посадка прошла?» Он обиделся и почему-то ушёл: что я плохого ему сказал? Или вот учительница двойку ему за кляксу поставила, а я, чтобы утешить его, спел: «Клякса-вакса-гуталин, на носу горячий блин!» Что тут было! Он очень рассердился. А я ведь развеселить его хотел. Нехорошо он поступил, правда, ребята? (Выслушиваются ответы ребят).
Мальвина: Я думаю, что ребята правильно тебе сказали: ты поступил плохо. Нужно всегда вначале подумать: не обидишь ли ты человека тем, что ему скажешь. Нужно следить за своими словами.
Буратино: Я разве один так разговариваю? Да я, можно сказать, учусь у ребят. Вот они на меня нападают, объясняют, что правильно, что неправильно. А сами как разговаривают? Пусть скажут… А, замолчали? Потому что многие из них очень похожи на меня. Разве не так? Есть такие (переходит на шепот), что даже бранятся. Да, да, я сам слышал. Из-за мелочи называют друг друга грубыми словами, дразнятся, не уступают друг другу. А иногда смеются над неудачами товарищей! Давайте, ребята, не будем спорить, кто хуже или лучше себя ведёт, а просто все станем добрей. Хорошо я придумал, Мальвина?
Мальвина: Это ты здорово придумал! Недаром в народе говорят: "Слово лечит, слово и ранит". Запомните это!
Слайд 58 Ведущий: Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
Много добрых дел ждёт нас, но прежде мы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми и весёлыми. А чтобы стать вежливыми, мы должны пользоваться волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее.
Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни вашим родителям, ни друзьям. Надо стараться всегда и во всём быть полезными людям.
Слайд 59 Ведущий: Мы думаем, что никогда не исчезнут с нашей земли настоящие друзья, мужественные и благородные люди, способные всегда прийти на помощь, защитить слабого, люди сильные, смелые и благородные.
Слайд 60 Ученик:
Не стой в стороне равнодушно.
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря…
Слайд 61 Ведущий: Закончился наш праздник, я уверена, что в ваших сердцах добра стало немножко больше, вы станете более бережно относиться не только к близким, но и ко всему живому. Вы не станете равнодушными к чужой беде. Спасибо вам! Всего доброго!
Слайд 62 Спасибо за внимание!