Интегрированный урок-погружение Дисциплины: литература, русский язык Тема: «Талант — единственная новость, Которая всегда нова» ( Б. Пастернак).
Интегрированный урок-погружение
Дисциплины: литература, русский язык
Тема: «Талант - единственная новость,Которая всегда нова» ( Б. Пастернак).
Преподаватель литературы и русского: Луферчик Ангелина Станиславовна
Тип урока: Урок-погружение
Форма урока: лекция с элементами беседы
Оборудование: доска, компьютер, мультимедиа.
Педагогическая технология: активное обучение
Курс: 1
Цели: Литература:
1) Показать взаимосвязь и взаимовлияние литературной и общественной мысли конца XIX –начала XX вв. с историческими процессами в стране и мире;
2) Дать представление об основных тенденциях в литературе конца XIX –начала XX веков;
3) Воспитать чувство сопричастности и сопереживания к истории России, любовь к ее культуре.
Русский язык:
1) Расширение словарного запаса студентов, подвижности словарного запаса;
2) Развитие стилистической зоркости у студентов;
3) Умение анализировать, строить аналогии.
Задачи:
1. Завершить создание целостного образа ХХ века, поэзии Серебряного века путем постижения духовной жизни этой эпохи, эпохи всплеска, подъёма в науке, искусстве и литературе;
2. Ввести демонстрационную информацию, углубляющую знания учащихся о представителях русской поэзии ХХ века;
3) Развивать активное, творческое, ассоциативное мышление, навык выразительного чтения стихотворений;
4) Формировать чувство эстетического вкуса.
Компетенции: 1. Овладение духовными ценностями;
2. Осознание своей сопричастности судьбе Отечества;
3. Мотивация на творчество и инновационную деятельность;
4. Осознание себя личностью, социально активной; осознающей ответственность перед человечеством;
5. Креативно и критически мыслящий студент, активно и целенаправленно познающий мир; осознающий ценность образования, труда и творчества для человека и общества.
Методические приемы: Пояснения учителя, объяснительно-иллюстративный метод обучения (демонстрация наглядности с целью иллюстрирования отдельных выводов), репродуктивный метод обучения (задание на воспроизведение наизусть, наводящие вопросы, побуждающие к актуализации знаний и способов действия).
Россия – Сфинкс! Ликуя и скорбя,И обливаясь черной кровью,Она глядит, глядит в тебяИ с ненавистью, и с любовью!..
А. Блок
Пояснительная записка: Серебряный век – уникальный культурологический феномен, объяснить который невозможно лишь исторической эпохой и личной биографией его ярких представителей. Серебряный век родился на грани потустороннего и нашего миров, на грани разделяющей высокое искусство и беспредельное знание о чем-то ином. Поэзия и искусство Серебряного века неисчерпаемы в эмоциональном и духовном влиянии на человека XX и XXI веков, сокрыты от нас 'белыми туманами' символистов, завуалированы эпатажными выходками имажинистов. Наиболее исследованный период в истории искусств России до сих пор остается загадкой, неразгаданным уравнением.
Серебряный век - это многоактная пьеса, участники которой - М. Цветаева и В. Маяковский, С. Есенин и В. Брюсов, А. Блок и О. Мандельштам, А. Ахматова и Н. Гумилев, В. Хлебников, Бурлюк, Н. Петровская и многие другие. Место действия - литературные кафе и литературные притоны, улицы Москвы, частные квартиры и издательства, Политехнический музей, Литературный особняк, домик А. Белого на Старом Арбате. Содержание пьесы - смыслы, ценности, факты и курьезы жизни великих поэтов, каждый из которых пытался сотворить свою жизнь, словно произведение искусства. Развязка этого мистического и красивейшего в своей постановке спектакля оказалась драматичной. Последний акт пьесы был сыгран в Москве двадцатых годов. И этот акт - гибель Серебряного века, горестное крушение всех надежд, гремучая трагедия разочарований… Опускается занавес. Звучат напевные строки стихов Серебряного века, хочется вновь и вновь слышать их, перечитывать, осмысливать, и мы, как зрители поразившей нас драмы, уходим молча, желая вновь вернуться…
Ход урока
Этапы урока и время Содержание Виды деятельности
1 2 3
Организационный момент
1-2 мин Приветствие и проверка посещаемости,
готовность к уроку
Здравствуйте! Приветствуем вас на уроке литературы, физики и русского языка! Поговорим о Серебряном веке: о поэзии и науки. Постановка цели урока, задачи, мотивация
1.Слово учителя литературы
5 мин. Сегодня на уроке мы будем говорить о самом противоречивом, сложном периоде в истории России – о конце XIX – начале XX вв. Мы не ставим целью перечислить глобальные изменения во всех сферах жизни страны. Главное – почувствовать дух времени, лицо века. Переход от века к веку – в этом есть какая-то магия и загадка. И оно не только в событиях и именах. Можно ли почувствовать восторг и боль, мечты и разочарования этого времени?
Вселенский огонь охватил многие страны мира на рубеже веков: важнейшие перемены в странах Европы и США, невиданная безработица среди рабочих, экономический кризис охватил всю Европу. Эхо мирового кризиса, невиданных потрясений скоро настигло и нашу страну. “Огненной Россией” назвал А.Ремизов это время предельной напряженности и трагичности.
Запись темы в тетради показ слайдов, проверка результатов мотивация
Постановка проблемного вопроса: Почему возникла такая «вспышка талантов» на стыке веков, которую потом назвали Серебряным веком?
Лекция с использованием презентации
2. Основные тенденции общественной и социальной жизни России на рубеже веков.
5 мин. Первый вопрос. Какие события в истории России этого периода вы можете назвать?
Предполагаемые ответы студентов:
Русско-японская война 1904-1905-гг.
Первая буржуазно-демократическая революция в 1905 году.
Февральская революция в 1917 году. Начало катастрофы.
Гражданская война 1919-1921 годов. Война, открывающая одну из самых кровавых страниц российской истории.
Первая мировая война 1914-1919 годов. Война, которая по жестокости и числу жертв, превзошла все предыдущие войны.
Октябрьская революция 1917 года. Страна рухнула в пропасть, прервались вековые традиции.
Эти события изменили жизнь каждого человека. Новая Россия как Сфинкс, вызывая ужас и трепет, встала перед миром.
Свершались революции, гремел войны, менялась власть... А чем жил обычный человек в это Смутное время?
Ситуативные вопросы
3. Сообщения студентов.
3.1. Журналистика на рубеже веков
5 мин. Общая народная судьба и неразрывно связанные с ней виражи индивидуальных успехов и катастроф – все это запечатлело время. В центральных газетах того времени все чаще стали появляться статьи о самоубийствах, разводах. Все тревожнее стали говорить о небывалом падении нравов. Проблемы пола и богоискательства после 1907г. заняли едва ли не главное место. “ В нашем отечестве внимание общества раскололось на три части и фиксируется на богоискательстве, порнографии и атлетической борьбе”,- писал в 1909г. журналист А.Яблоновский. Казалось, даже облик человека стал в это время другим. Сначала на улицах Европы, потом в России стали появляться женщины, шокирующие окружающих своим внешним видом. Женщина обрезала волосы, надела брюки! Перед Первой мировой войной закончился стиль “прекрасной эпохи”. Чтение отрывка из стихотворения А.Блока “Незнакомка”.
И каждый вечер, в час назначенный(Иль это только снится мне?),Девичий стан, шелками схваченный,В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,Всегда без спутников, одна,Дыша духами и туманами,Она садится у окна.
И веют древними поверьямиЕе упругие шелка,И шляпа с траурными перьями,И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный,Смотрю за темную вуаль,И вижу берег очарованныйИ очарованную даль.
Известный русский поэт, наверное, последний среди современников воспевал уходящую дворянскую культуру, ее идеалы Прослушивание информации студентами; показ слайдов
Комментарий педагога
3.2. “Мода идет на войну…»
5 мин. Когда 1914году Европа вступила в войну, женщины продолжали носить экстравагантные вещи в стиле “прекрасной эпохи”. Вскоре на военных заводах женщины стали надевать комбинезоны. Первые женщины в брюках появились во время Первой мировой войны. Женщины стали коротко стричься или носили стрижки “под мальчика”. Кроме того, женщины стали курить в обществе и пользоваться косметикой – раньше это сочли бы безнравственным. Впервые заговорили о Коко Шанель. Она уловила дух времени. Придуманное Шанель черное платье журнал “Yog n” приравнял по популярности к автомобилю “Ford”. Мировая популярность этой женщины не имела аналогов, она перевернула представление о женской сути. Она первой отразила в моде XX век. Коко Шанель попала в рейтинг самых влиятельных людей XX века.
Вопрос студентам: Какие грани общественной и культурной жизни отразила К. Шанель в своих работах?
Предполагаемый ответ:
История Коко Шанель, символа элегантности XX века, наглядно демонстрирует, что стартовые условия не являются препятствием на пути к успеху, а целеустремленность – главный ключ к удаче. Бедная воспитанница приюта, Коко Шанель стала королевой моды и стиля. Каждый человек сам определяет свою судьбу? «Если ты родился без крыльев – не мешай им расти» — такой была жизненная философия Коко Шанель.
Прослушивание информации студентами; показ слайдов
Комментарий педагога
3.3. Русская философия серебряного века. “...Мрак есть начало света.. .»
5 мин. Внешнее есть отражение внутреннего! Если женщины впервые надели брюки, значит, менялась и внутренняя суть человека. В чем-то человек новой эпохи был другой... В начале века происходит вымирание и вырождение “благороднейшего сословия” Российской империи. Менялись люди, менялись и кумиры.
Кумиром новой эпохи стал немецкий философ Фридрих Ницше. Ницше оказал огромное влияние на мыслителей Западной Европы, США и России. Противник христианства с его, как он говорил, “рабской моралью”, Ницше выдвинул идею “сверхчеловека”: “Бог умер! На смену ему пришел сверхчеловек!” Молодые умы будоражили эти лозунги, щекотали нервы, требовали иных поступков и действий! Совершенно к иному призывали русские философы того времени: Н.А.Бердяев, Е.Н.Трубецкой П.А.Флоренский С.Н.Булгаков, В.С.Соловьев. По словам Андрея Белого, именно В. Соловьев говорил, что “идеи Ницше – это единственное, с чем надо считаться как с глубокой опасностью, грозящей религиозной культуре”. Соловьев был убежден: истинная цель исторического процесса состоит в том, чтобы каждый стал подобным Христу, т.е. Богочеловеком. Пророком Града Божьего назвал Соловьева поэт Вячеслав Иванов. Философ Н.Бердяев также отмечал “пророческое значение” В. Соловьева. Звук пророческого рожка Соловьева был услышан всей русской культурой рубежа XIX-XX столетий. С этого звука по существу начинается вся русская литература серебряного века.
Вопрос к студентам: Какие духовные ценности провозглашались русскими философами серебряного века?
Предполагаемый ответ: В России первой трети прошлого века, как известно, произошел мощный духовный всплеск, вбросивший в сокровищницу мировой культуры немало значительных идей и произведений в сферах религиозной и философской мысли, всех видов искусства, филологических штудий. Три направления интеллектуально-художественно творчества того времени: религиозная философия, символизм и авангард явились основными столпами культуры Серебряного века. Заметное место в ней занимало и эстетское направление художников, литераторов, мыслителей, группировавшихся в круг журнала "Мир искусства", Прослушивание информации студентами; показ слайдов
Комментарий педагога
3.4. Литература конца XIX – начала XX века. Модернизм на рубеже веков.
5 мин.
Слово учителя литературы:
Литература – это и есть “ образ мира, в слове явленный”. “Поэт – есть вселенная, да здравствует он, носящий в себе весь мир!” – восклицал М.Горький.
Поэзия стала полновластной царицей нового времени. По аналогии с золотым веком русской литературы Н.Бердяев назвал этот период “серебряным веком” русской поэзии. Русская поэзия переживает свое второе рождение, свой – Ренессанс!
Прослушивание информации студентами; показ слайдов
Комментарий педагога
Выступление студента о символизме. “Тень несозданных созданий...”
5 мин. “Серебряный век” - одно из проявлений духовного и художественного ренессанса в русской культуре конца XIX - начала XX вв. Совпавший с господством стиля модерн в других областях искусства – живописи, архитектуры, дизайне и т.д., он представлен в поэзии плеядой “мэтров” символизма: Д.С.Мережковский, К.Д.Бальмонт, В.Я.Брюсов, Ф.Сологуб, З.Н.Гиппиус, И.Ф.Анненский, В.Иванов, Андрей Белый, А.А.Блок и М.А.Волошин. Каждый из названных поэтов создал в рамках этого направления свой индивидуальный художественный стиль и внес свою лепту в литературу. Понятие “серебряный век” появилось, когда все крупнейшие представители той литературы и культуры ушли из жизни. Их современники использовали, как правило, другие термины, один из которых “модернизм” (от французского слова moderne – “современный”). Термин достаточно точно передавал заложенную в литературе серебряного века идею создания новой литературы по отношению к литературе классической.
Прослушивание информации студентами; показ слайдов
Комментарий педагога
3.5. Сообщение студентов о младосимволистах.
7 мин. В начале 1900-е годов на литературной арене заявило о себе поколение “младших символистов”: А.Белый, В.Иванов, А.А.Блок. Литературная ориентация младосимволистов сразу же оказалась несколько иной. Петербургский символизм не казался столь вызывающим, как московский. И символы были прозрачнее, и язык традиционнее, и “упадничество” не возводилось в доблесть. К началу XX в. даже предельно суровые критики должны были признать: символизм, сформировав величайшую культуру стиха, научил поэтов с равной уверенностью пользоваться старыми, классическими формами, внутренними созвучиями.
Далёкая, родная, -Жди меня...Далекая, родная:Буду - я...Твои глаза мне станутДве звезды.Тебе в тумане глянут - Две звезды.Мы в дали отстояний -Поглядим;И дали отстояний -Станут: дым.Меж нами, вспыхнувшими, - Лепет лет...Меж нами, вспыхнувшими, Светит свет.
(Андрей Белый)
К концу 1900-х годов символистский лагерь заметно пополнился. Среди последователей выделялась “молодежь с исканиями”, которая “растаскивала” и тиражировала образцы “мэтров”. Символистская литература уже перестала быть чтением для немногих, она распространилась в широких кругах читающей публики и стала модным веянием. В 1910 г. критика уже открыто заговорила о “кризисе символизма”. Некоторые представители “новой поэзии” также склонны были считать, что направление исчерпало себя, “закончило круг своего развития”. 1910 г. вошел в историю русской поэзии “серебряного века” как год подведения итогов символизма и стал границей между двумя эпохами – символистской и постсимволистской.
Вопрос к студентам: Что нового внесли символисты в русскую литературу?
Предполагаемый ответ:
Вся поэзия того времени проникнута мотивами усталости, опустошения, глубокого уныния. Немало этому способствовала политическая жизнь России того времени — кризис существовавшего общественного строя, классовые противоречия, режим реакции, наступивший после разгрома революционного народничества — все это не самым лучшим образом сказывалось на состоянии русской литературы. Именно этот период и стал началом зарождения нового поэтического течения — символизма. Это движение возникло как протест против оскудения русской поэзии, как надежда на ее возрождение, стремление придать ей былую силу и значимость. Но вместе с этим поэты-символисты отличались полной своей аполитичностью, стремясь уйти от общественных проблем и, ставя во главу своего творчества идеализм и религию. Значительное влияние на русских символистов оказывала и западная поэзия, где символизм возник десятилетием раньше, хотя сами поэты и не признавали принципиальной зависимости от западного течения, утверждая, что основы данного явления заложены Тютчевым, Фетом и даже Пушкиным. К поэтам символистам относили себя К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, И. Анненский и многие другие.
Прослушивание информации студентами; показ слайдов
Комментарий педагога
3.6. Сообщение студента об акмеизме.
7 мин. 19 декабря 1912 г. была впервые публично оглашена программа акмеизма. Произошло это в кабаре “Бродячая собака”, которое размещалось в подвальном этаже дома № 5 на Михайловской площади (ныне пл. Искусств). Процессы демократизации культуры, усиления ее “карнавализации”, “богемности” сопровождались активизацией интереса к “низу” культуры. На смену “надмирным” элитарным “башням” символизма пришли “подвалы” постсимволистской эпохи.
Значение термина “акмеизм” впервые было истолковано Н. Гумилевым в его рецензии на сборник С.М. Городецкого “Ива”. Этимологически слово восходит к греч. “акмэ” - “высшая степень, расцвет”, или, как уточняет Гумилев, “расцвет всех духовных и физических сил”. Понятия зримого, осязаемого мира, культ конкретности, прославление вещи и ее имени – слово – вот в чем был акмеизм, и на этих принципах строилась акмеистическая поэтика. Естественно, что у каждого поэта эти черты получили свое индивидуальное преломление.
Студент:
Н. Гумилев
У камина
Наплывала тень… Догорал камин,Руки на груди, он стоял один,Неподвижный взор устремляя вдаль,Горько говоря про свою печаль:«Я пробрался вглубь неизвестных стран,Восемьдесят дней шёл мой караван;Цепи грозных гор, лес, а иногдаСтранные вдали чьи-то города,И не раз из них в тишине ночнойВ лагерь долетал непонятный вой.Мы рубили лес, мы копали рвы,Вечерами к нам подходили львы.Но трусливых душ не было меж нас,Мы стреляли в них, целясь между глаз.Древний я отрыл храм из под песка,Именем моим названа река,И в стране озёр пять больших племёнСлушались меня, чтили мой закон.Но теперь я слаб, как во власти сна,И больна душа, тягостно больна;Я узнал, узнал, что такое страх,Погребённый здесь в четырёх стенах;Даже блеск ружья, даже плеск волныЭту цепь порвать ныне не вольны…»И, тая в глазах злое торжество,Женщина в углу слушала его.
Прослушивание информации студентами; показ слайдов; чтение стихотворения наизусть
Комментарий педагога
3.7. Сообщение студентов о футуризме. “ Я сразу смазал карту будня...”
5 мин. Почти одновременно с акмеистами на литературной арене с большим шумом появились футуристы (от латинского futurum - будущее): Д. Бурлюк, В.Хлебников, А. Крученых, В. Каменский и др. Они не принимали буржуазно – дворянского искусства, выступали против символизма и акмеизма и ставили своей задачей совершить “революцию в искусстве”. Но бунт футуристов против буржуазно – дворянской культуры был несостоятельным: они выступали за аполитичное, “свободное искусство”. Это роднило футуристов с представителями упадочного искусства. Сближало их и другое – стремлению к новаторству формы, насаждение формализма в искусстве, отказ от лучших завоеваний русской классической литературы.
В. Маяковский
А вы могли бы?
Я сразу смазал карту будня,плеснувши краску из стакана;я показал на блюде студнякосые скулы океана.На чешуе жестяной рыбыпрочел я зовы новых губ.А выноктюрн сыгратьмогли бына флейте водосточных труб?
Прослушивание информации студентами; показ слайдов
Комментарий педагога
4. Подведение итогов по вышесказанному:
3 мин. Вопрос к студентам: Что нового вы узнали о литературе серебряного века? С чем оно у вас ассоциируется? Подберите к нему символы, знаки и т.д.
Предполагаемый ответ:
Для мира Россия стала символом революции, в стране происходили глобальные перемены, гибель устоявшихся за века духовных ценностей и идеалов. Но за этой болью стоит и восторг Возрождения русской поэзии, новая жизнь, новые образы, новые имена – они вошли в сокровищницу русской и мировой литературы. В целом же “русская литература стала факелом, ярко святящим в самых темных углах русской национальной жизни. Но свет этого факела разлился далеко за пределами России; он озарил собой всю Европу”. Литература рубежа веков преподносит нам новые загадки и открытия, тем она и неисчерпаема, интересна. Наше тысячелетие, наше время... .
Самые читаемые писатели – В.Пелевин, Т.Толстая, Л.Петрушевская - экзотический стиль, шокирующие образы и темы. Уже в прошлом советская эпоха и его идеалы. И нет связующего звена между прошлым и будущим. Мир в очередной раз с ожиданием смотрит на Россию:
Россия – Сфинкс! Ликуя и скорбя,И обливаясь черной кровью,Она глядит, глядит в тебяИ с ненавистью, и с любовью!..
Обобщение нового материала
5. Слово учителя русского языка
6.1. Введение студентов в проблемную ситуацию с целью создания личностного отношения к предмету обсуждения
5 мин. Сегодня мы говорили о культуре серебряного века. Культура, нравственность, духовные ценности – это не просто слова, Это – это часть целого, что называется «цивилизация». Поработаем с этими понятиями.
.
Задание: Прочитайте внимательно текст и подготовьтесь к его обсуждению.
Один из крупных мыслителей ХХ века, Клод Леви-Стросс, говорил, что культура – это система табу и так было всегда. В истории еще не было эпохи, когда объявлялись ненужными, изжившими себя все табу, кроме юридических («Разрешено все, что не запрещено»), когда финансовые и идеологические элиты при помощи купленных ими средств культуры, информации и пропаганды стремились бы лишить человека вечности, упразднить разницу между черным и белым, верхом и низом – без такой разницы жить, мол, легче и приятнее, и это называется прагматизмом.
Я убежден, что здесь начало неслыханной всемирно-исторической катастрофы, куда страшнее налета «боинга» на Всемирный торговый центр… Чтобы это предотвратить, надо для начала хотя бы отдать себе отчет в том, что происходит, разуть глаза и открыть заткнутые уши. Вспомним, что всегда, во все эпохи все религиозные, нравственные и идеологические учения исходили из того, каким должен бы быть человек. Представления об этом могли быть разными, но сам импульс был поступательный, творческий, он требовал от человека трудиться над собой, в чем-то преодолевать себя. Сейчас пестуется другой импульс – потребительский, удобственный, исключающий внутреннюю поступательность, вообще всякое самосозидание. Душа не обязана трудиться, лучше воспроизводить себя такого, как я есть, а совершенствовать лишь условия и удобства моего существования. Ничего стыдного нет, запретного тоже, стыд и запрет – тоталитарные категории, а у нас свобода.
Понятия чести и достоинства остались только в формулировке судебного иска, в остальной жизни их, по-видимому, уже стесняются. Нравственные понятия «можно» и «нельзя» заменены физическими «возможно» и «невозможно». Что возможно, то и можно. Это животный принцип, и это антропологическое преступление. Ведь без различения между человеческим и, условно говоря, животным невозможно адекватное родовое самосознание человека. Без него он погибнет, сойдет на нет.
В каждом человеке две сущности, в каждом есть верх и низ, «природа» и дух, между ними идет постоянный диалог, нередко он перерастает в борьбу. Дело культуры – не пресмыкаться в нижних этажах натуры, не потакать нашим слабостям, низменным тяготениям и дурным привычкам, но помогать тому, чтобы натура служила духу, а не наоборот.
Цивилизация служит удобству, культура требует труда. Леонид Хейфиц недавно сказал жестко и прекрасно: высокую культуру надо навязывать! Мне скажут: а как же свобода? А я отвечу: когда твой ребенок упрямо идет на красный свет – тащи его за шиворот, и никакой свободы! Свобода – положительная ценность только тогда, когда она в системе других ценностей. А когда свобода подменяет собой все другие ценности, когда остается одна, она истребляет все вокруг – и себя тоже. Как террорист-камикадзе… (Валентин Непомнящий. «Литературная газета» №52 от 26-31.12.01).
Метод активизации ассоциативных связей.
Работа с текстом
Задания к тексту:
7 мин.
1. Определить тип, стиль и жанровую принадлежность текста.
- Это рассуждение (есть тезис, который опровергает автор).
- Публицистический стиль: цель автора – воздействие на читателя, открытая оценочность, стремление убедить в своей правоте.
- Полемическая статья.
2. Назовите ключевые слова текста, аргументируя свой ответ. (Обычно сразу выделяется концепт «культура»).
Комментарий для учителя:
Доказывая, что культура - ключевое слово, старшеклассники обращаются к следующей системе доказательств:
во-первых, оно находится в сильной, семантически значимой позиции текста (в первом предложении и в последнем абзаце);
во-вторых, по мере развертывания концептуального содержания текста слово «культура» четырежды повторяется в разных контекстах.
3. Назовите эти контексты:
- культура – это система табу;
- дело культуры - помогать тому, чтобы натура служила духу, а не наоборот;
- культура требует труда;
-высокую культуру надо навязывать.
4. Существует ли культура сама по себе? Кто является творцом и носителем культуры? (Человек).
Учитель. Итак, в основе текста лежат два ключевых концепта: человек и культура. Перед вами два определения.
Культура - совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. (Толковый словарь С. И. Ожегова).
Культура – социально-прогрессивная творческая деятельность человечества. (Философский словарь).
- В каждом из двух определений выделите смысловую доминанту (на интерактивной доске). (Культура – достижение - творчество).
5. Определите слова, входящие в ядро концептуального поля культуры:
нравственность («нравственные понятия «можно» и «нельзя»»),
духовность («дух» и «душа»),
система ценностей.
6. Подумайте, какое место в системе человеческих ценностей занимает нравственность? На какой вопрос она пытается найти ответ? («Каким должен быть человек?») На какой оппозиции держится нравственность? (Можно и нельзя). Назовите высшую нравственную ценность? Комментарий педагога
6. Рефлексия
5 мин.
1. Назовите тему урока?
2. Какая цель стояла перед вами в начале урока?
З. Заполнение таблицы "Что вы знали? Что нового узнали? Что хотели бы узнать?"
4. Ваше эмоциональное состояние в конце урока (выберите, соответствующее вам): усталость, удовольствие, утомление, удовлетворение, напряжённость, хорошее настроение.
7. Домашнее задание; итоги урока.
2 мин.
Выучите любое стихотворение поэтов серебряного века контроль знаний
Резерв времени: 11 мин.