Анализ стихотворения Незнакомка А. Блока
Урок литературы в 9 классе
Тема урока: «Анализ стихотворения А. Блока «Незнакомка»»
Форма проведения: урок-исследование
Цели урока:
Познакомить учащихся со стихотворением А.Блока «Незнакомка».
Развивать навыки анализа лирического произведения.
Прививать любовь к русской поэзии, развивать эстетический вкус.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, аудиодиск со стихотворением А. Блока «Незнакомка», стихотворение (в учебнике).
1.Слово учителя. «Незнакомка» - одно из лучших стихотворений
поэта, и одно из совершеннейших созданий всей русской лирики.
Оно обладает какой-то удивительной музыкальностью, с первого
прочтения завораживает, околдовывает. «Незнакомка» очаровывает читателя, перенося в прекрасный, волшебный мир.
Наш урок мы посвятим этому поэтическому шедевру. Цель урока – знакомство со стихотворением и анализ его. Проведем урок в форме исследования. Работать будете в парах, но класс разделим на три группы. Это связано с тремя вопросами, которые вы будете раскрывать. Ребята, в работе вам необходимо использовать аргументы, подтверждающие верность ваших мыслей.
Первый ряд постарается описать атмосферу города.
Второй ряд – изобразит лирического героя.
Третий ряд раскроет образ «незнакомки».
2. Повторение материала «Средства художественной выразительности»
Используется презентация, отражающая значения основных изобразительно-выразительных средств.
Далее на экране появляется план анализа стихотворения.
3.Аудиозапись стихотворения А.Блока «Незнакомка»
4. Беседа.
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Каким настроением оно проникнуто?
- Как построено стихотворение?
(Стихотворение построено на контрасте картин и образов.)
- Какова его композиция?
- Каковы особенности образов?
- Кто такой «друг единственный»?
(Отражение второго Я героя)
- Как вы понимаете последнюю строфу?
(Герою открыласьтайна: возможность другой прекрасной жизни вдали от пошлой действительности. А вино- символ откровения, ключа к тайнам прекрасного)
4.Работа в парах по предложенной теме.
5.Исследовательские работы зачитываются выборочно и обсуждаются всеми учащимися под руководством учителя.
Содержание некоторых работ.
Тема «Атмосфера города»
- Читая стихотворение, мы попадаем за город в весенний вечер. Однако не ощущаем радости. Хотя весна- это что-то прекрасное, обновлённое, а вечер - то таинственное время, когда происходит ожидание чуда. Но здесь все пропитано «тлетворным» духом (эпитет). Мы чувствуем «горячий воздух » (эпитет). Автор здесь не называет цвета, но мы ясно представляем их серыми и скучными, как и пыль переулочная. Мы видим, кто населяет этот мир: пошлые женщины и мужчины, плачущие дети, а также «пьяницы с глазами кроликов», «сонные лакеи»». Не видим мы высокого чувства и возвышенных отношений. Автор использует многочисленные эпитеты, помогающие понять, что представляет собой описываемое место. Созданию мрачной атмосферы помогает и звукопись (аллитерация), а именно сочетание звуков [х],[к],[г],[ч].
Тема «Изображение лирического героя»
Лирический герой одинок в окружении пьяниц. Об этом говорят строки
И каждый вечер друг единственный
В моём бокале отражён
с употреблением эпитета «друг единственный
Да, лирический герой пьёт, но отвергает ужасающий его душу мир, мир, в котором нет места прекрасному. Этот мир травит его. Но образ незнакомки будит в герои светлые чувства. Об этом говорит метафора « все души моей излучины пронзило терпкое вино». При появлении «незнакомки» меняется настроение. Лирический герой начинает верить в прекрасное, в светлое начало жизни. И это помогает понять метафора «В моей душе лежит сокровище, // И ключ поручен только мне!»
Тема «Образ героини»
«Незнакомка» появляется неожиданно, она вся окутана шелками, духами, туманами, тайной. Она полна поэтической прелести, таинственности.
И веют древними поверьямиЕе упругие шелка, И шляпа с траурными перьями,И в кольцах узкая рука.
Эпитеты: "шляпа с траурными перьями", метафоры: "девичий стан, шелками схваченный" помогают представить этот образ.
Таинственная Незнакомка чужда окружающей реальности, это воплощенная Поэзия, Женственность. Сонорные звуки [р], [л], [н] и гласные [а], [ю], [у] подчеркивают воздушность, утонченность героини.
Глаголы: "движется", "веют", "цветут", "качаются" создают ощущение нереальности. Множество эпитетов и метафор во второй части ("древними поверьями", "близостью закованный", "берег очарованный", "траурными перьями") помогают почувствовать ту же нереальность и лёгкое оцепенение.
Незнакомка-это прекрасное будущее, без пошлости, грязи окружающего мира.
Рефлексия. Обсуждение и оценка прочитанных работ. Обсуждение формы урока и его содержания.
Домашняя работа. Написать сочинение на тему «Стихотворение
А. Блока «Незнакомка»»
15