Муниципальная система оценки качества образования в Ленинск-Кузнецком ГО

Мониторинг качества образования в условиях введения ФГОС
В.Г.Амосова, педагог-психолог,
МБОУ ДПО «Научно-методический центр»
Создание системы оценки качества образования в России происходит в период введения образовательных стандартов и появления необходимости оценивать их достижение в масштабах всей страны. Федеральный закон № 273 «Об образовании» от 29.12.2012 трактует, что качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Для развития и совершенствования муниципальной системы оценки качества образования (МСОКО) и в соответствии с нормативными документами: Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 20.07.2011 № 539-р «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования в Кемеровской области, направленного на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», на период 2011-2015 годов» и приказ департамента образования и науки Кемеровской области от 07.09.2012 № 2050 «Об утверждении Положения о региональной системе оценки качества образования в Кемеровской области» 21.01.2009 г. утверждено Положение о муниципальной системе оценки качества образования в Ленинск-Кузнецком городском округе, которое определяет цели, задачи, содержание деятельности, принципы функционирования муниципальной системы оценки качества образования, ее организационную и функциональную структуру.
В организационно-функциональную структуру МСОКО входят:
управление образования администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа;
МБОУ ДПО «Научно-методический центр»;
образовательные организации;
общественные институты.
В свою очередь в МБОУ ДПО «Научно-методический центр» был создан отдел оценки качества муниципальной системы образования и сопровождения инновационной деятельности, который является его структурным подразделением. В своей деятельности отдел руководствуется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»; Законом Кемеровской области «Об образовании», другими приказами департамента образования и науки Кемеровской области и управления образования администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа, уставом МБОУ ДПО «Научно-методический центр», Положением об отделе оценки качества муниципальной системы образования и сопровождения инновационной деятельности.
Отдел осуществляет свою деятельность во взаимодействии с центром мониторинга состояния региональной системы образования КРИПКиПРО, его отделами и лабораториями, образовательными организациями Ленинск-Кузнецкого ГО.
Основной целью отдела является проведение оценки качества муниципальной системы образования, информационное и инструктивно-методическое обеспечение процедур оценки качества образования.
Содержание деятельности отдела включает в себя следующие формы работы:
1. Участие в подготовке и проведении единого государственного экзамена и обработке его результатов, подготовка аналитической информации по итогам ЕГЭ и государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов.
2. Организация и проведение мониторинга качества образования.
3. Координация, проведение и планирование на основе выявленных потребностей мониторинговых исследований деятельности муниципальной системы образования и отдельных ОО.
4. Составление информационно-аналитических материалов о состоянии и развитии муниципальной системы образования по результатам мониторинговых исследований для различных групп пользователей.
5. Подготовка материалов для адресного обеспечения различных групп пользователей информацией об образовании на основе статистических, социологических исследований, мониторинга качества, эффективности и доступности образования.
До того, как была проведена апробация рейтингования ОО в Кемеровской области, в нашем муниципалитете проводился свой рейтинг ОО в течение 3-х лет. Участниками рейтинга были все муниципальные образовательные учреждения дошкольного, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования. Рейтинг формировался по четырём номинациям: «Лучшее дошкольное образовательное учреждение», «Лучшая основная общеобразовательная школа», «Лучшая общеобразовательная средняя (полная) школа» и «Лучшее учреждение дополнительного образования детей». Каждая номинация оценивалась по направлениям деятельности, имела свои показатели качества. К каждому показателю качества были установлены индикаторы – измерения с целевыми значениями. Каждое целевое значение индикатора имело количественную оценку в баллах.
Например, номинация «Лучшая общеобразовательная средняя (полная) школа», определялась по трем направлениям: «Качество знаний выпускников общеобразовательных (полных) средних школ», «Достижения педагогов общеобразовательного учреждения», «Достижения общеобразовательного учреждения».
В 2014 году мы приняли активное участие, наряду с другими территориями, в апробации электронного рейтинга с использованием базы АИС «Образование Кемеровской области», определяющего качество условий образовательного процесса, что позволило в дальнейшем ввести рейтинг ОО в штатный режим.
Независимая оценка качества образования осуществляется в форме рейтингов. Рейтингование - процедура оценки эффективности деятельности образовательных организаций на основе анализа показателей мониторинга качества образования. Рейтинг – форма оценки эффективности деятельности образовательных организаций. Рейтинг образовательных организаций обеспечивает информационную открытость региональной системы образования, позволяет спланировать мероприятия по совершенствованию и развитию отдельных образовательных организаций, муниципальной и региональной систем образования. Рейтинг является одним из оснований для стимулирования руководителей образовательных организаций.
Заказчиком рейтинга является департамент образования и науки Кемеровской области. Результатами пользуются органы законодательной и исполнительной власти Кемеровской области, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, образовательные организации, общественные организации, обучающиеся и их родители.
Кластерные группы выделяются по уровню и направленности реализуемых образовательных программ, по численности обучающихся по территориальной принадлежности образовательной организации. Рейтинг формируется на основе данных
базы АИС «Управление образованием региона», внешних оценочных процедур оценки учебных достижений.
Результаты рейтинга ОО позволил увидеть место ОО Ленинск-Кузнецкого ГО в разрезе всей Кемеровской области, так, например, среди организаций, реализующих программы среднего общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» находится на 14 месте, среди детских домов МКОУ «Детский дом №1»- на 7 месте, а МБОУ ДОД «Дворец творчества»- на 3 месте, что позволяет определить стратегические направления деятельности каждой ОО.
На протяжении 3-х лет, Ленинск-Кузнецкий ГО является самым активным участником обсуждения материалов на Едином образовательном портале Кузбасса, организованном центром мониторинга КРИПКиПРО. Участие образовательных организаций на Едином образовательном портале Кузбасса анализируется на совещаниях при начальнике управления образования.
Результаты областных мониторинговых исследований «Удовлетворенность населения качеством общего образования», «Удовлетворенность населения качеством дошкольного образования», «Удовлетворенность населения качеством дополнительного образования», «Изучение уровня воспитанности обучающихся», «Сформированность социального опыта воспитанников ДОУ, обучающихся 1-х, 4-х классов», «Сформированность социального опыта воспитанников ДОУ, обучающихся 6-х, 9-х, 11-х классов», находят свое отражение в сборнике аналитических материалов по результатам мониторинговых исследований с 2007/2008 учебного года: «Мониторинг в системе образования города Ленинска-Кузнецкого», с последующим его перенаименованием в «Мониторинг в системе образования Ленинска-Кузнецкого городского округа».
Также в сборнике отражены аналитические сведения по результатам муниципальных мониторингов:
- мониторинговое исследование: «Анкетирование обучающихся 11-х классов по методике выбора учебных предметов для сдачи ЕГЭ», который проходит в муниципалитете 2- ой учебный год;
- электронный мониторинг «Сверка кадров» с 2008 года;
- с 2007 года проводим мониторинг «Анализ состояния и потребностей кадров в профессиональном развитии и оценке качества методической службы в городе»;
- третий год в муниципалитете проходит мониторинг качества предоставления муниципальных услуг».
В сборнике анализируются показатели удовлетворенности качеством образования субъектов образовательного процесса, комфортности обучения и воспитания, показатели сформированности социального опыта обучающихся и воспитанников в динамике по годам и в сравнении с областными показателями.
Во втором сборнике аналитических материалов содержится информация о результатах мониторингов образовательных достижений обучающихся, результаты государственной итоговой аттестации выпускников IX классов, результаты ЕГЭ по предметам в динамике по годам и в сравнении с образовательными организациями Ленинска-Кузнецкого городского округа, с рейтингом результатов.
Составленные сборники предоставляются всем образовательным организациям, данные сборников размещаются на сайте управления образования, заслушиваются на Совете управления образования, полученная информация доводится до сведения главы, заместителя главы по социальным вопросам, на Коллегии администрации Ленинск-Кузнецкого ГО.


15