Статья на тему: Ребёнок и компьютер: за и против.
Сегодня не учить ребёнка общаться с компьютером – если хотите, то же самое, как не отдавать его в школу. Практически на любом рабочем месте, в первую очередь, требуются «знания ПК». И чтобы ребёнок приобрёл эти знания, нужно как можно раньше начать обучать его работе с компьютером. Тем более, что современные дети очень много общаются с телевидением, видео и компьютером. Если предыдущее поколение было поколением книг, то современное получает информацию через видеоряд.
Когда говорят об использовании компьютерных технологий в школе, как правило, имеют в виду средние и особенно старшие классы. Очень мало говорят об использовании компьютерных технологий на начальной ступени обучения. Попробуем разобраться, в чём польза использования компьютера на этом этапе.
В работах Л.А. Венгера можно найти научное обоснование и подтверждение того, как компьютер может помочь интеллектуальному росту ребёнка.
На экране дисплея могут ожить любые фантазии ребёнка, герои книг и сказок. Дети начинают понимать, что предметы и герои на экране – это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Это позволяет развивать у детей так называемую знаковую функцию сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней реальности окружающего нас мира, - это и реальные предметы, и картинки, схемы , это слова и уравнения и, наконец, это наши мысли, которые являются наиболее сложным, идеальным уровнем действительности.
Однако «знаковая функция сознания» не только даёт возможность осознать наличие в природе всех этих уровней, но и лежит в основе самой возможности мыслить без опоры на внешние предметы. О важности такого мышления и сложности его развития говорят известные всем учителям начальных классов и родителям трудности при обучении детей счёту или чтению «про себя». Ребёнок продолжает шёпотом произносить про себя прочитанный текст или перебирает собственные пальцы при счёте.
Не только психологи, но и родители, занимающиеся с детьми на компьютере с помощью обучающих программ и развивающих игр, заметили, что в процессе этих занятий улучшаются память и внимание детей. И это закономерно, так как соответствует законам психического развития детей. В исследованиях многих психологов – Ж. Пиаже, А. Валлона, П.П. Блонского и других – было открыто, что в начале обучения в школе у детей ещё нет желания запомнить, нет так называемого произвольного запоминания, то есть запоминания с ранее поставленной целью. В этом возрасте детская память непроизвольна, дети запоминают только яркие, эмоциональные для них случаи или детали, и здесь опять незаменимым помощником может стать компьютер, то есть он делает значимым и ярким содержание усваиваемого материала, что не только ускоряет его запоминание, но и делает его более осмысленным и долговременным.
Кроме развития интеллекта детей работа на компьютере имеет большое значение для формирования моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов.
Многие дети до начала обучения в школе с трудом повторяют сложные физкультурные упражнения, некоторые даже к шести с половиной годам плохо воспринимают такие понятия как «право» и «лево». Такие недостатки не свидетельствуют об умственной отсталости или задержке развития, но и сами собой редко проходят. Для преодоления такого сложного дефекта даже опытным психологам иногда нужно несколько месяцев. Компьютер же легко и быстро может помочь в этом. Необходимость нажимать пальцами на определённые клавиши при работе с компьютером развивает мелкую мускулатуру руки, моторику детей. При сочетании действия рук с видимым действием на экране совершенно естественно, без дополнительных специальных занятий, развивается необходимая зрительно-моторная координация.
Кроме того, любой урок с использованием компьютера не воспринимается ребёнком как учебное занятие, а в большей степени как любая новая игра. А какой же ребёнок не любит играть?
Таким образом, тот интерес, который вызывают у детей занятия на компьютере, и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание. Развитие этих качеств особенно важно для шестилетних детей, так как именно они во многом и обеспечивают психологическую готовность ребёнка к школе и адаптацию к школьной среде, формирование которых продолжается всё первое полугодие первого класса.
Компьютер – это наше будущее. Работа на нём обучает детей новому способу, более простому и быстрому, получения и обработки информации. А умение получить необходимый для работы материал и быстро его обработать ускоряет и оптимизирует процесс мышления, помогает не только узнать больше, но и лучше, точнее решать новые задачи. С другой стороны – нельзя уповать только на компьютер. В развитии навыков реального общения компьютерные навыки могут играть только вспомогательную роль.
И в заключение необходимо отметить, что раннее развитие навыков общения с компьютером для приобретения знаний способствует развитию общей компьютерной культуры. Сейчас во многих семьях есть компьютер и до того, как дети в средней школе начинают работать с компьютером с целью получения знаний, они уже имеют большой опыт компьютерных игр, которые с обучением и развитием не имеют ничего общего. А переучивать, как известно, гораздо труднее, чем учить. Ещё и именно поэтому необходимо внедрение информационных технологий в школе начинать с первого класса.
13PAGE 15
13PAGE 14115
15