День памяти жертв фашизма.
Воспитательный час на тему: « День памяти жертв фашизма»
Цели:
создать условия для достижения учащимися следующих результатов: собственной потребности уважительного отношения к окружающим людям, независимо от их национальности и конфессиональной принадлежности;
знать исторические события, уметь делать выводы, размышлять в рамках обсуждаемой нравственной проблемы, анализировать, сравнивать;
воспитывать негативное отношение к фашизму, чувство толерантности и сострадания к жертвам фашизма, воспитывать силы духа, сочувствия и желания помогать людям, осуждать зло и насилие.
Оформление: материалы и произведения к мероприятию:
Стихотворение
Муса Джалиль «Варварство»
Воспитательный час проходит возле памятника « Жертвам фашизма».
Фото участников мероприятия.
Воспитатель. Каждый человек должен жить и помнить уроки своей истории.
Одна из самых трагических дат в истории человечества – это День памяти жертв фашизма. В 1962 году было принято решение считать каждое второе воскресенье сентября Международным днем памяти жертв фашизма.
В 1937 году открыл свои ворота концлагерь Бухенвальд. 79 лет назад там официально заработала нацистская фабрика смерти. 79 лет назад первые узники увидели на его воротах свой приговор: «Каждому свое». За годы существования Бухенвальда в эти ворота вошли более 150 тысяч человек. И более 120 тысяч из них никогда отсюда не вышли.
Лагерные ворота с надписью «Каждому свое» и колючая проволока сохранились до сих пор. Теперь это вход в Музей памяти Бухенвальда. На сотнях квадратных метров всего несколько построек. Санчасть, где нацисты проводили эксперименты над заключенными, сторожевые вышки, оружейная мастерская и крематорий - вот все, что осталось от лагеря смерти. На месте бараков, где жили тысячи узников, теперь поле и камни с номерами.
Людей сжигали в крематориях. Крематорий был самым страшным местом в лагере, обычно туда приглашали заключённых под предлогом осмотра у врача. Когда человек раздевался, ему стреляли в спину. Таким способом в Бухенвальде были убиты многие тысячи узников. Бухенвальд был мужским лагерем. Заучить свой порядковый номер на немецком языке узник должен был в течение первых суток. С этого момента набор цифр заменял имя.
Ученица. Над узниками проводилось множество медицинских опытов, в результате которых большинство умерли мучительной смертью. Заключённых инфицировали сыпным тифом, туберкулезом и другими опасными заболеваниями для того, чтобы проверить действие вакцин против возбудителей этих болезней. Заболевания перерастали очень быстро в эпидемии из-за скученности в бараках, недостаточной гигиены, плохого питания, а также из-за того, что эти заболевания не лечились.
Ученик . Главной целью фашистов в лагере было уничтожение человеческого достоинства, превращение людей в животных. Для этого часто перед строем заключенных фашисты устраивались пытки и издевательства над людьми.
Ученица .Еще об одном лагере. Вскоре после Освенцима он был создан в Бжезинке - Освенцим II, более известный как Биркенау. Количество узников в августе 1944 года достигло свыше 100 тысяч человек. Основным бедствием лагеря было отсутствие воды, ужасные санитарные условия и засилье крыс.
Ученик - На территории Биркенау гитлеровцы построили четыре крематория с газовыми камерами и две временные газовые камеры в переделанных для этих целей крестьянских домах, а также ямы и кострища. В лагерь сгоняли людей из многих государств. Они погибали здесь в результате рабского труда, голода, нечеловеческих условий существования, пыток и расстрелов.
Ученик. В апреле 1967 был открыт памятник жертвам концлагеря Биркенау. Памятник состоит из основного монумента и 20 плит, лежащих у его основания. Надписи на них выполнены на языках народов, представители которых были здесь замучены (плита с текстом на русском языке – седьмая слева). Содержание текста на всех плитах одинаковое: «Да будет навеки криком отчаяния и предостережения для человечества это место, где гитлеровцы уничтожили около полутора миллионов мужчин, женщин и
детей, большей частью евреев, из разных стран Европы.» Ученица. Мы должны понимать то, где, когда и в каких трагических обстоятельств оказались советские люди. Их имена и судьбы большей частью неизвестны. Но все они были солдатами и участниками той страшной войны и заслуживают свою частичку памяти.
Воспитатель. Международный день памяти в каждой стране, принявшей участие во второй мировой войне, отмечается не только отменой увеселительных мероприятий, но и посещением памятников, мемориалов, кладбищ. Этот день самый скорбный среди всех памятных лет. В нашем родном городе также чтят память погибших от рук фашистов.
На центральной аллее сквера, отделяющего площадь Ленина от кинотеатра « Победа», стоит мемориальная плита на невысоком постаменте. « Здесь похоронены советские граждане, павшие от рук немецко- фашистских захватчиков» - золотыми буквами выбито на камне. Их было 200 человек. Среди них - дети.
Сегодня и мы с Вами, ребята, пришли почтить память погибших от рук фашистов. Возложим цветы и маленькие игрушки, показывая этим, что никто не забыт и память будет жить в наших сердцах.
Когда читаю это стихотворение, я всегда плачу... И мне хочется кричать: "Люди ! Очнитесь! В какое счастливое время мы живем! Цените то, что у Вас есть! Не создавайте себе лишних проблем! Живите, любите, трудитесь и тогда не будет обидно за бесцельно прожитые годы!"
Муса ДжалильВАРВАРСТВООни их собрали, спокойно до боли,Детишек и женщин… и выгнали в поле.И яму себе эти женщины рыли.Фашисты стояли, смотрели, шутили…Затем возле ямы поставили в рядИзмученных женщин и хилых ребят.Поднялся наверх хищноносый майор,На этих людей посмотрел он в упор.А день был дождливый,Касались луга свинцовые тучи,Толкая друг друга.Своими ушами я слышал тогда,Как реки рыдали, как выла вода…Кричали ручьи, словно малые дети…Я этого дня не забуду до смерти.И солнце сквозь тучи (я видел все это!)Рыдая, ласкало детей своим светом.…Но звук автомата сумел вдруг прерватьПроклятье, что бросила извергам мать!У сына дрожали ручонки и губки.Он плакал в подол ее выцветшей юбки.Всю душу ее на куски разрывая,Сын будто кричал уже все понимая:«Стреляют! Укрой! Не хочу умирать!»Нагнувшись, взяла его не руки мать,Прижала к груди: «Ну не бойся, сейчасНе будет на свете, мой маленький, нас…Нет, больно не будет… мгновенная смерть…Закрой только глазки, не надо смотреть.А то палачи закопают живьемНет, лучше от пули мы вместе умрем».Он глазки закрыл, пуля в шею вошла…Вдруг молния два осветила стволаИ лица упавших белее чем мел…И ветер вдруг взвизгнул, и гром загремел.Пусть стонет земля, Пусть рыдает крича;Как магма, слеза Будет пусть горяча.Планета, живёшь миллионы ты лет,Лесам и озёрам числа твоим нет,Но видела ль ты хоть единственный раз,Позорнее случай, чем тот, что сейчас?Страна моя, Правда на знамени алом,Омыто слезами то знамя не мало:Огнями той правды, гони палачей,За детскую кровь и за кровь матерей!
Воспитатель - « Гордиться славою своих предков не только можно, но и нужно»,– писал А.С. Пушкин. Знание истории своих предков способствует выработке патриотизма и гражданственности. Любовь к Родине всегда конкретна. Любовь к своему дому, родному городу, людям, живущим вокруг нас и посвятившим свою жизнь служению Родине, – это и есть любовь к Родине. Для того чтобы по-настоящему любить свою Родину, надо хорошо знать ее историю, людей, творивших эту историю.
После ужасов войны, оккупации, концлагерей никто и помыслить не мог о возможности возрождения фашизма на Земле. Но прошли годы, и в некоторых странах к власти пришли люди, открыто поддерживающие идеи национализма и фашизма. Прикрываясь любовью к своему народу, стремлением принести пользу своей стране, они устраивают марши бывших эсэсовцев на площадях, воздвигают обелиски, уничтожая при этом памятники воинам-освободителям, преследуя ветеранов Великой Отечественной войны.
И даже в нашей стране, понесшей самые тяжелые потери в войне, поднимают голову сторонники идей фашизма. Особенно страшно, что в свои ряды они втягивают молодежь, лживыми лозунгами, лживыми идеями прикрывая свои настоящие цели. За долгую историю человечества нет ни одного примера, когда идеи фашизма принесли бы пользу народу и стране.
Мы ни в коей мере не забываем о том, что мы граждане молодой Республики, мы гордимся ею, помним ее историю, чтим традиции и обычаи своего народа.
И мы с вами сегодня должны уметь противостоять идеям фашизма. К этому нас призывает кровь наших соотечественников, отданная за правое дело, за наше светлое будущее.
Минута молчания.