Разработка занятия в доп. образовании на тему Воздействие тяжелых металлов на здоровье человека


Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Эколого-биологический центр «Натуралист»
г. Амурска Амурского муниципального района
Хабаровского края
Педагог доп. образования: Кузьмина Н.В.
Кружок« Экология здоровья»
ДЭБЦ «Натуралист» г. Амурск.
Тема занятия:
«Воздействие тяжелых металлов на здоровье человека»
г. Амурск 2016г
Аннотация:
Двухчасовое занятие можно использовать на уроках химии и биологии, экологии в среднем и старшем звене, на кружковом занятии, связанном с изучением экологии и здоровья учащихся при изучении соответствующей темы в школах, училищах, техникумах и дополнительном образовании детей. Примечательно то, что учащиеся, работая с компьютером в группах, индивидуально, добывают знания сами через общение с интернетом. Каждый учащийся подводит итог своего труда, что повышает его самооценку, развиваются его творческие способности. Присутствует дух соперничества, что способствует отбирать материал в свои презентации более точно, четко и лаконично. Прослеживается также способность эстетического оформления материала, удачно встроенного в текстовое содержание.
Педагог доп. образования: Кузьмина Н.В. Кружок « Экология здоровья»
ДЭБЦ «Натуралист». Г. Амурск Хабаровского края.
Тема занятия: «Воздействие тяжелых металлов на здоровье человека»
Цель занятия: создание условий для изучения материала о тяжелых металлах и их влиянии на организм человека
Задачи:
Ознакомить учащихся с основными представителями тяжелых металлов.
Раскрыть причины загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами и выявить последствия воздействия их на здоровье человека.
Способствовать обучению учащихся добывать новые знания самостоятельно;
Продолжить формировать комплексное осмысление знаний в области экологии, биологии, химии;
Определять проблемную ситуацию, находить пути решения;
Самоконтроль, взаимопроверка, самооценка и самоанализ;
Рефлексия:
За что вы можете себя похвалить?
Оборудование: «ситуационные задачи, раздаточный материал с информативным материалом, фломастеры, альбомные листы, цв. карандаши, резинки , компьютеры, интернет.
Тип занятия – конференция.
Методы и приемы: словесная беседа, практическая, логические: постановка проблемы, выводы.Этапы занятия:
I.Самоопределение деятельности и актуализация знаний
1.Организационный момент. Мотивация.
2.Постановка цели: Изучение материала о тяжелых металлах и их влиянии на организм человека
II. Открытие новых знаний
1.Вводное слово учителя.
2.Пресс-конференция. Ключевые термины. Привлекательная цель. Вопросы к тексту. Работа с Интернет – ресурсами. «Да- нетка». «Научи другого».
А) Работа с информационным материалом на компьютере по группам.
-Знакомство с источниками загрязнения тяжелыми металлами и отрицательным влиянием их на организм.
-Ответить на поставленные вопросы и оформить слайд в презентации по конкретному металлу по заданному плану.
-Познакомиться с дополнительной информацией:
«Как вывести из организма тяжелые металлы», « Как оградить себя от воздействия тяжелыми металлами». Рекомендации по улучшению экологической обстановки на уровне государства.
III. Применение новых знаний по изученному алгоритму.
1. Работа с компьютером. Защита мини – проектов (по желанию – одна группа)
2. Решение ситуационных задач с экологическим уклоном;
Работа по группам. Презентация: «Экологические ситуативные задачи»
(см презентация учителя).
3. Игра «Да - нетка». (Ответ по цепочке)
4. Нарисуй плакат «Влияние тяжелого металла на организм человека» (по желанию - вторая группа).
IV.Углубление сформированных компетенций
Решение проблемной задачи:
Как вывести из организма тяжелые металлы.
Как оградить себя от воздействия тяжелыми металлами.
(Составить короткий план ответа)
3. Обобщение и систематизация знаний. Возврат к чёрному ящику (в случае необходимости)
V. Подведение итогов занятия. Рефлексия.Этапы урока:
I.Самоопределение деятельности и актуализация знанийОрг. Момент: мотивация.
А) В Амурске в связи с остановкой работы ЦКК более чем 14 лет действует программа Демеркуризация. Как Вы думаете, что обозначает данное слово, применительно к нашей теме?
Б) Черный ящик. Как вы думаете, какой экологически опасный предмет, относительно нашей темы, может в нем находиться?
Постановка цели занятия: Изучение материала о тяжелых металлах и их влиянии на организм человека.
II. Открытие новых знаний
Вступительное слово учителя:
Загрязнение окружающей среды – бич нашего времени. Экологические проблемы уже в течение многих последних лет не только не теряют своей актуальности, но с каждым годом становятся острее.
Поэтому задачи сегодняшнего занятия: получить самостоятельно знания об основных источниках загрязнения тяжелыми металлами и выяснить, как они влияют на здоровье человека.
Находить пути решения в проблемных ситуациях. Развивать личные качества и подумать над применением полученных знаний в дальнейшей жизни.
Ваша задача также в конце занятия определить свой личный вклад в работу и постараться объективно оценить работу сверстника.
Педагог: Загрязнение атмосферы, почв и воды приводит к нарушениям существующих в природе циклов обмена веществ и энергии. Из-за увеличения масштабов техногенной деятельности человека наметились глобальные изменения в биосфере, которые уже сказываются на здоровье человека и состоянии генетического фонда человечества. Эти изменения в дальнейшем могут привести к необратимым процессам и в конечном итоге к невыносимым условиям существования человека на Земле.
В настоящее время, чтобы понять и ответственно оценить все процессы, которые происходят на планете Земля, связанные с производственной деятельностью, необходимо сформировать у каждого человека реальное экологическое мировоззрение и воспитывать общую культуру в области экологической безопасности.
Особую опасность представляет загрязнение тяжелыми металлами.
К тяжелым металлам относят более 40 металлов периодической системы Д.И. Менделеева с атомной массой свыше 50 атомных единиц: .
Свинец, кадмий, ртуть, медь, никель, цинк, хром, ванадий — практически постоянные компоненты воздуха промышленных центров. Свыше 250 тыс. т свинца ежегодно в мире выбрасывается в воздух с выхлопными газами автомобилей. Мы с вами сегодня рассмотрим воздействие на окружающую среду ртути, кадмия и свинца.
1 –ый этап Вашей деятельности следующий: Работать будем по группам и индивидуально. У Вас на партах имеются карточки – инструкции для выполнения задания. Имеется раздаточный материал для необходимой подготовки. Вам следует оформить свой слайд в самопрезентации по инструктажу. Затем последует защита. Определитесь с видами деятельности. Материал для оформления на рабочем столе.
(Содержание инструктивных карточек, по которым ребята работают по группам): см отдельно в приложении.
Инструктивная карточка №1.
Используя интернет – ресурсы, составь один – три слайда в самопрезентации по плану:
1. Каковы источники попадания ртути в окружающую среду.
2. Какое влияние оказывает данный металл на организм человека?
3.Можете ли Вы связать данную информацию с экологической обстановкой в г. Амурске? (устно)
4. Предложите способы выведения тяжелых металлов из организма.
(В презентации – короткий план. Можно добавить рисунки, таблицу, схему)
Инструктивная карточка №2.
Используя интернет – ресурсы, составь один - три слайда в самопрезентации по плану:
1. Каковы источники попадания кадмия в окружающую среду.
2. Какое влияние оказывает данный металл на организм человека?
3.Расскажи о простом способе выведения шлаков из организма. (устно)
(В презентации – короткий план. Можно добавить рисунки, таблицу, схему)
4. Какие меры по снижению негативного влияния тяжелых металлов на уровне государства Вы можете предложить?
Инструктивная карточка №3.
Используя интернет – ресурсы, составь один – три слайда в самопрезентацию по плану:
1. Каковы источники попадания свинца в окружающую среду.
2. Какое влияние оказывает данный металл на организм человека?
3. Расскажи, как оградить себя от воздействия тяжелых металлов
(В презентации – короткий план. Можно добавить рисунки, таблицу, схему)
(дополнительная карточка)

III. Применение новых знаний по изученному алгоритму.
1. Работа с компьютером. Защита мини – проектов. (по желанию – одна группа)
2. Решение ситуационных задач с экологическим уклоном;
Работа по группам. Презентация: «Экологические ситуативные задачи»
(см презентация учителя).
Игра «Да - нетка». (Ответ по цепочке)
Отвечать только «да» или «нет».
-Одним из источников загрязнения атмосферы является автотранспорт.
-Только завышенное содержание ионов металлов в организме
вызывает различные болезни.
-Ионы тяжелых металлов разрушают структуру белка.
-Присутствующие в воздухе пары ртути вызывают поражение центральной нервной системы.
-Питьевую воду надо хранить в оцинкованной посуде
4. Нарисуй плакат «Влияние тяжелого металла на организм человека» (по желанию - вторая группа).
IV.Углубление сформированных компетенций
Решение проблемной задачи:
Как вывести из организма тяжелые металлы.
Как оградить себя от воздействия тяжелыми металлами.
(Составить короткий план ответа)
3. Обобщение и систематизация знаний. Возврат к чёрному ящику (в случае необходимости)
V. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
1. Итоги совместной и индивидуальной деятельности.
2. Самооценка личного вклада каждого ученика в работу.
3.Применение научных знаний. ( Как и где тебе могут понадобиться полученные знания в жизни).
Планируемый результат:
1.Знания на воздействия тяжелых металлов на организм. (Предметные)
2.Пути решения данной проблемы. (Личные)
3.Метапредметный результат.
4.Практическое применение полученных знаний.
Домашнее задание: 1.Найти в интернете интересную информацию, понравившуюся Вам о тяжелых металлах.
Составить реферат или презентацию на тему: «Вредное воздействие тяжелых металлов на организм человека». Предстоит защита самопрезентаций.
Прилагаю сжатый план занятия в таблице. К уроку обязательно прилагается презентация педагога, которая используется в процессе занятия с дидактическим материалом, содержанием занятия. В конце занятия дети защищают материал со своими презентациями, составленными в процессе занятия. Предполагается по желанию педагога поощрение по защите презентаций в случае конкурсной установки на лучшую презентацию.
№ Этапы урока уч-ся учитель
1. I.Самоопределение деятельности и актуализация знанийОрг. Момент: мотивация.
А) В Амурске в связи с остановкой работы ЦКК более чем 14 лет действует программа Демеркуризация. Как Вы думаете, что обозначает данное понятие?
Б) Черный ящик. Как вы думаете, какой экологически опасный предмет, относительно нашей темы, может в нем находиться? (градусник)
Постановка цели занятия: Изучение материала о тяжелых металлах и их влиянии на организм человека.
беседа мотивация
2.
3. II. Открытие новых знаний
Загрязнение окружающей среды – бич нашего времени. Экологические проблемы уже в течение многих последних лет не только не теряют своей актуальности, но с каждым годом становятся острее.
Поэтому задачи сегодняшнего занятия: получить самостоятельно знания об основных источниках загрязнения тяжелыми металлами и выяснить, как они влияют на здоровье человека.
Находить пути решения в проблемных ситуациях. Развивать личные качества и подумать над применением полученных знаний в дальнейшей жизни.
Ваша задача также в конце занятия определить свой личный вклад в работу и постараться объективно оценить работу сверстника.

Педагог: Загрязнение атмосферы, почв и воды приводит к нарушениям существующих в природе циклов обмена веществ и энергии. Из-за увеличения масштабов техногенной деятельности человека наметились глобальные изменения в биосфере, которые уже сказываются на здоровье человека и состоянии генетического фонда человечества. Эти изменения в дальнейшем могут привести к необратимым процессам и в конечном итоге к невыносимым условиям существования человека на Земле.
В настоящее время, чтобы понять и ответственно оценить все процессы, которые происходят на планете Земля, связанные с производственной деятельностью, необходимо формировать каждому человеку реальное экологическое мировоззрение и воспитывать общую культуру в области экологической безопасности.
Особую опасность представляет загрязнение тяжелыми металлами.
К тяжелым металлам относят более 40 металлов периодической системы Д.И. Менделеева с атомной массой свыше 50 атомных единиц: .
Свинец, кадмий, ртуть, медь, никель, цинк, хром, ванадий — практически постоянные компоненты воздуха промышленных центров. Свыше 250 тыс. т свинца ежегодно в мире выбрасывается в воздух с выхлопными газами автомобилей. Мы с вами сегодня рассмотрим воздействие на окружающую среду ртути, кадмия и свинца.
1 –ый этап Вашей деятельности следующий: Работать будем по группам и индивидуально. У Вас на партах имеются карточки – инструкции для выполнения задания. Имеется раздаточный материал для необходимой подготовки. Вам следует оформить свой слайд в самопрезентации по инструктажу. Затем последует защита. Определитесь с видами деятельности. Материал для оформления на рабочем столе.
III. Применение новых знаний по изученному алгоритму.
1. Работа с компьютером. Защита мини – проектов
(по желанию – одна группа).
2. Решение ситуационных задач с экологическим уклоном;
Работа по группам. Презентация: «Экологические ситуативные задачи»
(см презентация учителя).
Игра «Да - нетка». (Ответ по цепочке)
Отвечать только «да» или «нет».
-Одним из источников загрязнения атмосферы является автотранспорт.
-Только завышенное содержание ионов металлов в организме
вызывает различные болезни.
-Ионы тяжелых металлов разрушают структуру белка.
-Присутствующие в воздухе пары ртути вызывают поражение центральной нервной системы.
-Питьевую воду надо хранить в оцинкованной посуде
4. Нарисуй плакат «Влияние тяжелого металла на организм человека» (по желанию - вторая группа).
Беседа
отвечают
Карточки - инструкции
работа по группам
Играют
Работа с комп.
рисуют плакат. Защищают Вступительное слово
Помощь при необходимос
ти
4.
5. IV.Углубление сформированных компетенций
Решение проблемной задачи:
Как вывести из организма тяжелые металлы.
Как оградить себя от воздействия тяжелыми металлами.
(Составить короткий план ответа)
3. Обобщение и систематизация знаний. Возврат к чёрному ящику (в случае необходимости)
V. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
1. Итоги совместной и индивидуальной деятельности.
2. Самооценка личного вклада каждого ученика в работу.
3.Применение научных знаний. ( Как и где тебе могут понадобиться полученные знания в жизни).
Планируемый результат:
1.Знания на воздействия тяжелых металлов на организм. (Предметные)
2.Пути решения данной проблемы. (Личные)
3.Метапредметный результат.
4.Практическое применение полученных знаний.
Домашнее задание: 1.Найти в интернете интересную информацию о тяжелых металлах, положительном воздействии их на организм человека.
3. Составить реферат или презентацию на тему: «Вредное воздействие тяжелых металлов на организм человека». Предстоит защита самопрезентаций.
Решают проблемн задачи:
самооцен
Возврат к чёрному
ящику.
Подв итог
урока
Приложение с презентацией прилагается.