Классный час Тема: «Нравственные устои и этика поведения»

Классный час
Тема: «Нравственные устои и этика поведения»

Цели: 1. Ознакомить учащихся с кратким сводом правил поведения человека в современном цивилизованном обществе. 2.Оценить уровень знаний учащихся в области этикета и скорректировать план индивидуальной и общеклассной работы с целью развития гуманистических начал добра, любви, уважения, милосердия.

План мероприятия:
Общие сведения об этике.
Художественное чтение басни «Пир».
Обмен мнениями и анализ ошибок героев басни с точки зрения соблюдения ими правил этикета.
Заключение беседы. Этикет современного общества.
Оформление кабинета:
Тема беседы написана на доске. Над доской плакаты с изречениями.
Воспитанный человек – это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Д.С. Лихачев;
Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик. И.В. Гете;
Освобождать себя от соблюдения правил приличия, не значит ли искать средства для проявления своих недостатков? Ш. Монтескье;
Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай что рядом с тобой человек. В.А. Сухомлинский.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Раздел 1

Учитель: Тема нашей сегодняшней беседы – этикет. Вы теперь уже взрослые и знаете, что свод правил поведения, принятых в обществе. А как вы думаете, для чего нужны все эти правила, условности и ограничения? Может быть, проще и лучше прожить без них?
(Далее происходит обсуждение этого вопроса. Цель: привести детей к мысли о том, что жить, не соблюдая правила этикета – это почти то же самое, что двигаться по улице, где никто не соблюдает правил дорожного движения, и тогда аварий и столкновений не избежать).
Учитель: Проблема этикета волновала людей с давних пор. Человеческое общество в процессе своего развития создавало все новые и новые кодексы поведения в попытке отыскать самый полный и совершенный. Давайте заглянем в прошлое и узнаем, каким был этикет раньше.
Сообщения учащихся:
- возникновение в Японии в 1185 г. сословия самураев обусловило появление «Бусидо» - так называемого кодекса рыцарской чести. Основными его правилами были: отказ от мирских благ и удовольствий, обязанность полного подчинения своему господину Сегину, презрение к страданиям. А если самурай допускал неподчинение или другие проступки, то согласно кодексу «Бусидо», он должен был смыть бесчестье и неудачи, покончив жизнь мучительным самоубийством «харакири».
- в древнем Китае в 551 г. до н.э. жил мудрец Конфуций, создавший свое философское учение об этике. В соответствии с ним отношения людей должны определяться следующими правилами: плати добром за добро, уважай старших по возрасту и общественному положению, проявляй заботу о младших, соблюдай семейные традиции.
- в древнем Риме в среде знатных и богатых господ общепринятыми канонами поведения были: жизнь ради собственного удовольствия, стремление к роскоши, презрение к рабам, которых не считали за людей и которых разрешалось даже лишать жизни по прихоти хозяина.
- в древнем Риме в среде знатных и богатых господ общепринятыми канонами поведения были: жизнь ради собственного удовольствия, стремление к роскоши, презрение к рабам, которых не считали за людей и которых разрешалось даже лишать жизни по прихоти хозяина.
- христианская религия проповедовала смирение, всепрощение, покаяние, покорность судьбе и отречение от земных благ.

Учитель: О том, какие правила поведения приняты в обществе в наши дни, мы побеседуем в конце нашего классного часа. А сейчас я прочитаю вам басню, которая называется «Пир». Прошу вас внимательно слушать, а затем, по окончании чтения, мы обменяемся мнениями и выясним, какие ошибки с точки зрения этикета допустили герои. Итак, басня:
(В некоторых классах дети сами предлагают разыграть целое представление и исполнить роли героев басни, тогда ее художественное чтение репетируется с ними заранее.)

Раздел 2

Однажды Лев затеял пир честной4
И множество гостей он поздно весной
Созвал из всех своих владений.
Чтоб уберечь от нравственных падений,
Войну пресечь и помирить их всех,
Он приготовил множество потех
Для светских времяпровождений.
В лесу большой накрыт был стол, чтоб каждый из возможных зол и бед,
Крушащих белый свет, мог выбрать меньшую – обед.
На праздник сей сошлась, друзья,
Пестрейшая компания:
Лев – царь с златой роскошной гривой
Сидел с осанкой горделивой,
И взгляд, что молнии метал,
В душе у каждого читал.
Лисичка, рыжая краса,
По лапу правую сидела,
На всех хозяйкою глядела,
За Львом следила искоса
И вытворяла чудеса:
- Ах, гости! Будьте здесь как дома,
Не забывая, что в гостях!
Порядок все же не пустяк.
Вам положение знакомо.
Все нынче дорого, и всяк
В еде свою пусть меру знает,
Ведет себя, как подобает!
Ну что ж, преступим без стесненья, -
И молвила без промедленья,
Склоняясь ко Льву и снизив тон:
- Ах, милый! В пору выйти вон!
Ведь с головы и до хвоста
Все гости – серость, беднота!
А мы с тобой другого круга:
Ты – Царь, а я – Твоя подруга!
А здесь Осел, Козел и Пес.
Рога, копыта, мокрый нос.
И, Боже! Что же вижу я?!
Да это, кажется, Свинья!
- Проголодавшись не на шутку,
Не по звонку, а по желудку
Я припожаловала к вам.
И сяду здесь, нет, лучше там! –
Прохрюкала Свинья, пошла
И чье-то место заняла,
Явившись в зал без приглашенья
И без законного решенья.
Медведь, устав от важных дел,
Пришел последним в сой удел.
Поприветствовал сердечко.
Видит, время быстротечно,
И полон яств зеленый дом,
Да места нету за столом.
- Кто не успел, тот опоздал! –
Запальчиво Козел сказал.
Вот он едва лишь слово вставил,
Как Пес его уже облаял!
- Но ты, Козел, нельзя ли тише!
Ведь я сильней и рангом выше,
И то молчу! – заметил Пес,
Задравши гордо кверху нос.
- Да это свинство! Знаю я! –
Сурово хрюкнула Свинья.
А Осел, взглянул сердито,
Поднял уши, вздернул хвост:
- Не корректен ваш вопрос! –
Он заметил деловито, -
Медведь совсем неладно скроен
И приглашенья не достоин!
- Столько ест он, столько пьет!
Прахом весь доход пойдет! –
Тихо взвизгнула Лиса,
Выдирая волоса.
- Мог бы я вас всех задрать!!! –
Гнев стараясь удержать,
Молвил им Медведь в ответ, -
Но я-то знаю этикет!
Сказать еще что – не нашел.
Попрощавшись, он ушел.
Лапой Лев прикрыл глаза,
Что-то вякнула Коза,
Стих даже писк лесных Мышей.
Все покраснели до ушей.
Мораль сей басни такова:
Чтоб за себя не стало стыдно,
И чтобы не было обидно
Другим за грубые слова.
Здесь есть один простой секрет –
Соблюдайте этикет!!!

Раздел 3

Учитель: вот и все. А теперь попрошу каждого высказать свое мнение. Насколько верным было поведение героев басни? Кто, на ваш взгляд вел себя более прилично и почему? Как вы думаете, какой должна быть реакция Льва в этой ситуации?
(Заслушивание мнений учащихся)

Раздел 4

Учитель: Теперь, когда мы обменялись мнениями, подведем итог нашей беседы. Какими основными правилами должен руководствоваться человек, знающий этикет?
(Обычно дети предлагают множество своих вариантов, которые можно объединить в указанную ниже группу правил, их учитель кратко записывает га доске по мере возникновения во время обсуждения.)
быть точным и аккуратным.
уметь владеть собой, не «срывать зло» на окружающих.
воспитанный человек никогда не даст слова, если твердо не уверен в возможности его выполнения.
он внимательно слушает собеседника, не перебивая его, пока тот не закончит рассказ. Даже в споре никогда не повышает голоса.
необходимо избегать назойливости: если ваше присутствие неприятно человеку – оставьте его.
в гостях нужно вести себя так, чтобы ваше присутствие было приятно и для хозяев, и для гостей.
гостей надо встречать приветливо. Если хозяин чем-то огорчен, он должен вести себя так, чтобы гости этого не заметили.
за проявленное к вам внимание, заботу. За любую услугу следует поблагодарить и ответить взаимной услугой и вниманием.
за причиненное неудобство нужно сразу же попросить прощения.

Это лишь часть правил хорошего тона, но применение даже этой малой части облегчит вашу жизнь, потому что хорошие манеры необходимы каждому. Изучение правил хорошего тона мы продолжим на следующих наших занятиях.
Но для того, чтобы стать культурным человеком, мало знать этикет, нужно следовать этим правилам всегда. В этом секрет успеха!