Урок по темеУмножение чисел на однозначное число и круглые десятки


Городской конкурс
«Педагог (специального) коррекционного
образования - 2016 »
Номинация
«Профессиональное мастерство: учитель»

Думаева Ольга Андреевна
Учитель математики муниципального бюджетного образовательного учреждения « Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта) № 72 г. Челябинска»,
высшая квалификационная категория.
Оглавление
1.Пояснительная записка
2. Конспект урока
3. Приложение
4.Самоанализ урока
Пояснительная записка.
Формат урока - ЭКОНОМАТИКА (математика с элементами экономики)
Класс – 6.
Образовательная тема урока - «Умножение чисел на однозначное число и круглые десятки ».
Тип урока – закрепление учебного материала.
Форма урока – урок - практикум с элементами проектной экономической деятельности ( составление бизнес – плана).
Цели и задачи:
Воспитывающие:
прививать предпринимательские идеи, умение ориентироваться в сложной жизненной ситуации, умение рационально планировать свои расходы;
воспитывать толерантное отношение к мнению других;
создавать условия для успешной адаптации и социализации обучающихся в обществе.
Образовательные:
закрепить умение умножать числа на однозначное число и круглые десятки;
повторить умножение и деление на 10,100,1000;
познакомить учащихся с понятием «фермерство»;
получить представление о практическом применении математических знаний в реальной жизни.
Коррекционно - развивающие:
активизировать мыслительную деятельность учащихся;
формировать навыки постановки целей, планирования,
самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умений предвидеть возможные результаты своих действий.
Раздаточный материал:
листы «Бизнес - проект» (приложение 1);
бонусы.
Техническое оснащение урока:
компьютер,
интерактивная доска,
компьютерная презентация в Microsoft PowerPoint (приложение 2)
Учитель организует фронтальную, групповую и индивидуально-дифференцированную работу, является техническим исполнителем, управляющим навигацией по страницам презентации. Каждый слайд синхронизируется со структурой и содержанием урока. Оформление презентации является благоприятным фоном для активизации познавательной деятельности, повышения информационной грамотности.
Обучающиеся класса условно поделены на IV подгруппы по уровню обучаемости. На уроке обучающиеся выступают в роли фермера и пытаются составить «условный» бизнес - план своего дела. При расчетах используются приблизительные числа, т.к. цель обучающихся – понять и усвоить принцип составления подобных проектов.
В целом, уроки такого формата (математика с элементами экономики) повышают мотивацию обучающихся, активизируют мыслительную деятельность, обладают большим воспитательным потенциалом, таким, как навыки взаимодействия с людьми, умение принимать самостоятельно решения, формируют ответственность за материальное будущее своё и своей семьи. Привитие экономических основ развивает в них чувство собственного достоинства, формирует адекватную самооценку. В совокупности, всё это способствует коррекции недостатков познавательной деятельности личности обучающихся с отклонениями в развитии, а также их более успешной социализации.
Конспект урока по математике в 6 классе
Тема: «Умножение чисел на однозначное число и круглые десятки ».
Цель: Закрепление знаний учащихся по теме «Умножение чисел на однозначное число и круглые десятки »
Задачи:
Воспитывающие:
прививать предпринимательские идеи, умение ориентироваться в сложной жизненной ситуации, умение рационально планировать свои расходы;
воспитывать толерантное отношение к мнению других;
формировать навыки адаптации и социализации учащихся в обществе.
Образовательные:
закрепить умение умножать числа на однозначное число и круглые десятки; повторить умножение и деление на 10,100,1000;
познакомить учащихся с понятием «фермерства»;
получить представление о практическом применении математических знаний в реальной жизни.
Коррекционно - развивающие:
активизировать мыслительную деятельность учащихся;
формировать навыки постановки целей, планирования,
самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умений предвидеть возможные результаты своих действий.

Ход урока
Этап урока Действия учителя Действия учащихся/
1-4 подгруппы
Коррекционно-развивающая направленность
I.Орг. момент
(Слайд 1)
II.Устный счёт (актуализация знаний)
(Слайд 2)
(Слайд 3)
(Слайд 4)
(Слайд5)
(Слайд 6)
(Слайд 7)
(Слайд 8)
(Слайд 9)
(Слайд 10)
III. Основная часть
(Слайд 11)
(Слайд 12)
(Слайд 13)
(Слайд 14)
(Слайд 15)
(Слайд 16)
IV. Домашнее задание
V. Итог
VI. Рифлексия деятельности
(Слайд 17)
(Слайд 18) - Сегодня наш урок будет необычным. Во-первых, работать мы будем не в тетрадях, а на специальных листах; за работу на уроке каждый будет получать бонусы. А ещё побываем в гостях. Правильный ответ поможет заполнить таблицу, где спрятано слово, которое подскажет - куда мы отправимся.
- Какое правило используется, чтобы умножить число на 10,100,1000? Почему?
ши - Какое правило используется, чтобы разделить число на 10,100,1000? Почему?
сто ши -1 кг картофеля стоит 3 рубля. Сколько мы заплатим за 50 кг? Каким действием посчитали? Это число нам пригодится, поэтому запишите его в нашу таблицу. Подумайте в какой графе запишем?
сто ши но
-1 куб воды стоит 2 рубля. Сколько мы заплатим за 250 кубов? Каким действием посчитали? Запишите ответ в листок.
сто кваши но
- Аренда 1 сотки земли стоит 15 рублей. Сколько мы заплатим за 30 соток? Запишите в листок.
Про сто кваши но
- Кто догадался, где мы побываем? Правильно!
-Что общего между всеми примерами, которые мы сейчас решили?
-Сформулируйте тему урока.
-Какова наша цель?
-Поднимите руку, кто из вас смотрел этот мультфильм или читал эту книжку? Молодцы!
- Итак, мы тоже оказались в Простоквашино и тоже без родителей! Как вы это себе представляете? Как мы там сможем выжить? Ведь у нас нет денег? Пойти работать? Но в деревне мало работы, да и образования нет. Давайте подумаем, каким делом можем заняться в деревне, которое принесёт нам прибыль? Ваши предложения!
- Давайте взвесим свои возможности. Я предлагаю заняться фермерством, т.к. у каждого в деревне есть земля, огород. Но для начала посчитаем, насколько это будет рентабельно
( выгодно). Кто знает, как правильно это называется?
-Значит наш урок называется?..
-Что это такое?
I.Решение задачи
Задача:
Весной, чтобы засадить 20 соток земли, мы закупили 50 кг семенного картофеля по цене 3 рубля. Осенью с каждой сотки собрали по 234 кг. Какую прибыль мы получим, если продадим весь урожай по 10 рублей за килограмм?
Анализ задачи:
-О чём задача?
-Что будем считать в рублях? В килограммах?
-Что делали с картофелем?
-Сколько закупили картофеля и по какой цене?
-Сколько собрали?
- По какой цене продали собранный картофель?
-Что должны узнать в задаче?
-Какие главные слова запишем в краткой записи?

-Сможем сразу ответить на главный вопрос?
-Почему?


-А теперь давайте воспользуемся своими записями. На какие вопросы мы уже ответили?
- Начинаем с вопроса №2.

Решение задачи (все действия выполняются решением в столбик):
150р.-семена (уже записано)
234кг х20с.= 4680 кг – собрали урожая
- В какой столбик отнесем наш ответ?
-По какой цене продали?
-Как посчитаем?
4680 кг х10р.=46800р.- доход от продажи
II .Решение примеров:
-Чтобы посчитать рентабельность (выгодность, прибыльность) нашего дела, нам необходимо исключить все текущие расходы, например: чтобы вырастить картофель, нужна вода, которая стоит денег. Если мы взяли целое поле в аренду, то нужно посчитать затраты на его содержание. Кроме того, нам необходимо заплатить все налоги. Давайте всё по порядку. Какие расходы мы уже посчитали?
Вода: 500 р.
Аренда: 450 р.
-Доход мы посчитали, обведите его кружком. Знаем ли мы общую сумму расходов? Как мы это сделаем? Запишите.
500р. + 450р. + 150р.=1100р.- все расходы
- Обведите кружком и это число.
-Зная доход и расходы, что мы можем узнать?
-Как мы это сделаем? Посчитайте.
46.800р. – 1100р. =45.700р. – прибыль
- Проверьте каждый своего соседа.
-Мы ответили на главный вопрос? Как запишем ответ?
-В закрепление нашей темы, посчитайте, какую прибыль мы сможем получить за 10 лет?
Как посчитали?
-Нам осталось посчитать оплату налогов. В нашей стране налог составляет примерно 1/10 часть от прибыли. От какого числа будем считать?
-Это будет вашим домашним заданием. Всем понятно домашнее задание? (карточки)
-Мы взяли за пример выращивание картофеля, но в деревне можно заняться и другой деятельностью, которая будет приносить прибыль. Дома подумаете, какой?
-Итак, чем сегодня мы занимались на уроке?
-Кто понял, что это такое?
- Все числа приблизительные и символические. Важно, чтобы вы поняли принцип разумного подхода к делу.
-Какой ВЫВОД сделаем?


-Что узнали нового и полезного?
-Какие узнали новые слова?
-А сейчас посчитайте свои бонусы.
Оценивание работы учащихся по количеству набранных бонусов.
- А сейчас каждый выйдет к доске и поставит себе тот смайлик, который соответствует вашему настроению.
Имя учащегося Мне понравилось на уроке Урок был обычным Мне не понравилось на уроке
Алёша Артём Боря Ваня Влад Вова Данил К. Данил П. Денис Маша Оксана Полина Тимофей -Спасибо за урок! Ребята, вы были активными, трудолюбивыми и, если вы действительно попадёте в Простоквашино, то точно сумеете найти выход из трудной ситуации!
Подготовка учащихся класса к работе.
-Приписать нули/
2-3 гр.
-Отбросить нули/
2-3 гр.
-150 рублей,
Умножением, запишем в графе «Расходы» /1-2 гр.
-250 умножить на 2 рубля получится 500 рублей./
1-2 гр.
-15 умножить на 30 получится 450 рублей/
1-2 гр.
- В Простоквашино – у дяди Фёдора
- Они все на умножение.
-Умножение чисел.
-Закрепить умножение многозначных чисел на однозначное и круглые десятки.
- Ответы учащихся
- Ответы учащихся
-Составить бизнес-план.
-ЭКОНОМАТИКА
- экономика + математика /
3-4 гр.
Дети читают вслух
Анализируют
все группы
-о рублях и килограммах
- деньги, массу картофеля
-сначала- закупили и посадили, затем- собрали и продали
-50 кг по 3 рубля
- с 20 соток по 234кг
- по 10 рублей за 1 кг
-Какую прибыль мы получим?
-Расход -50 кг по 3 р.
Собрали-20 с. по 234кг
Продали-? кг по 10 р.
Прибыль -?
1-2 гр.-записывает
3-4 гр. – вписывает числа
- Нет
-Мы не знаем:
1. сколько израсходовали денег за семена картофеля, 2.сколько собрали картофеля,
3. сколько получили денег после его продажи.
- На первый .- Сколько собрали картофеля?
-В «Доходы»
- По 10 рублей.
-Нужно 4680 р. умножить на 10.
- Расходы за воду и аренду земли
-Нет, нужно сложить все цифры
- Прибыль.
-Прибыль = доход-расход
Проверка на доске.
Работа в парах.
-Ответ: 45.700 рублей прибыли мы получим. 1-2 гр.
- 457.000 рублей
1-2 гр.
- Приписали 1 нуль
1/10 от 45.700р.
Ответы учащихся.
-Сегодня мы попытались составить простейший бизнес-план.
- Умение спланировать, рассчитать свой бизнес
-Прежде, чем открыть своё дело, нужно всё просчитать.

Ответы учащихся.
Учащиеся считают бонусы.
Учащиеся оценивают своё отношение к уроку. Нацеливание и мотивация на работу.
Коррекция долговременной памяти, активизация словаря (математических терминов) через повторение ранее изученного материала.
Развитие мыслительных процессов
Коррекция мыслительных процессов синтеза
Самоопределение целеполагания
Коррекция долговременной памяти
Развитие коммуникативных функций, навыки социализации учащихся
Активизация словаря (математических терминов)
Коррекция восприятия, умения полученную информацию сравнивать, группировать факты и явления
Коррекция мыслительных процессов анализа
Коррекция мыслительных процессов
Активизация мыслительной деятельности
Развитие основных мыслительных операций : умения планировать деятельность
Коррекция концентрации внимания, долговременной памяти
Коррекция концентрации внимания
Расширение словарного
запаса
Коррекция чувства взаимопомощи.
Концентрация внимания
Формирование умения делать выводы на основе обобщения
Коррекция речи и умения оформлять свои мысли с учётом учебных и жизненных
ситуаций
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Приложение 1
Бизнес – план
фермерского хозяйства (образец готовой карточки)
Расход -50 кг по 3 р.
Собрали-20 с. по 234кг
Продали-? кг по 10 р.
Прибыль -?
Доходы Расходы Прибыль
234 кг. * 20= 4.680 кг- собрали картофеля
4.680 кг х10р.=46.800р.- от продажи
150 р.- семена
500р.- вода
450р.- плата за аренду
---------------------------------------
1.100р.-итого 46.800 р.-1.100р.=45.700р.
Бизнес – план
фермерского хозяйства (для обучающихся 1-2гр)

Доходы Расходы Прибыль
---------------------------------------
Бизнес – план
фермерского хозяйства (для обучающихся 3-4гр)
Расход -__ кг по __ р.
Собрали-__ с. по ___кг
Продали-? кг по __ р.
Прибыль -?
Доходы Расходы Прибыль
234 кг. * 20= __
4.680 кг х10р.=__
____- семена
____- вода
____- плата за аренду
---------------------------------------
____ - итого