Краткосрочный план урока по литературе на тему А.П.Платонов «Песчаная учительница»


Тема урока: А.П.Платонов «Песчаная учительница Школа: школа-лицей имени Сатбаева
Дата: 20.01.2017 Ф.И.О. учителя: Усербаева С.А.
КЛАСС: Количество присутствующих: Количество отсутствующих:
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке знакомство с творчеством А.Платонова, анализ рассказа «Песчаная учительница»; создают условия для целостного видения проблем рассказа “Песчаная учительница”познакомятся с проблематикой, композиционными и сюжетными особенностями рассказа;
Цели обучения Все учащиеся смогут: Раскрывая идейное содержание рассказа, показать смысл жизни человека. 
Большинство учащихся будут уметь: Расширить представление о личностных качествах, необходимых для освоения желаемой профессии. 
Некоторые учащиеся смогут: давать оценку поступкам героев; обучать характеристике литературного героя через работу с понятиями « смысл жизни», «нравственный выбор». 
Языковая цель Учащиеся могут: Актуализировать проблему выбора профессии; Способствовать выявлению личных интересов и склонностей в профориентации в ходе опроса
.
Стиль языка, подходящий для диалога/письма в классе: работа с понятиями « смысл жизни», «нравственный выбор»
Вопросы для обсуждения Для чего человек живет? В чем смысл жизни? 
1. Как проявляются качества героини рассказа? 2.Почему рассказ называется "Песчаная учительница”? 3. Чему подчинена композиция рассказа? 4.Какие проблемы поднимаются в произведении? 
Подсказки: Душа Мечты Дела Открытая, настойчивая, целеустремлённая , добрая Выйти замуж, 
Я думаю так, потому что …. Я предлагаю…
Предыдущее обучение А.П.Платонов Жизнь и творчество
План
Планируемы сроки Планируемые действия Ресурсы
Начало урока
5 мин. 1. Как проявляются качества героини рассказа?
1) Почему рассказ называется “Песчаная учительница”?2) Чему подчинена композиция рассказа? 3) Какие проблемы поднимаются в произведении?
Как, исходя из этого, можно сформулировать тему урока? (слайд 1)
Сформулируйте свои цели.
Работа с эпиграфом (слайд 2):
Трудно тебе будет, да сердце у тебя есть, а на сердце и разум придет, а от разума и трудное легким станет.
Из сборника сказок А.Платонова
Чтение, выделение основной диалогической пары “сердце – разум”
Бумага А4Середина урока
На изучение и обсуждение информации – 5 мин.
Задание1-5 мин.
Задание 2- 7мин
Задание 3 - 3мин.
Задание 4 – 4 мин.
Задание 5 – 3 мин.
Задание 6 – 10мин
Домашнее задание (на выбор) Исторические справки (работа с информационными листами).
Насколько в рассказе отражены особенности времени?
Охарактеризуйте исторический отрезок 1917-1927 годы (информационный лист 1)
Вывод: Платонов решает скорее общечеловеческие проблемы, чем конкретно исторические. Но он не абстрагируется от своего времени, а пытается раскрыть свое понимание жизни человека в условиях современной ему исторической ситуации.
IV. Работа в режиме диалога.
Анализ основных проблем в режиме диалогических пар философии А.Платонова (слайд 3).
Ознакомление детей с основной схемой (приложение 1).
Составить схему диалогических пар на основе посылок из текста. (Слайд 4).
молодость – пустыня,
надежда-отчаяние
мужчина-женщина
кочуи-хошутинцыПафос “Странно, что никогда не помогает в этом возрасте молодому человеку одолеть мучащего его тревоги; никто не поддержит тонкого ствола, который треплет ветер сомнений и трясет землетрясение роста…”
“Крепкая, веселая, мужественная натура Нарышкиной стала теряться и потухать…”
“Неужели молодость придется похоронить в песчаной пустыне…”
“Первая настоящая в жизни Марии печаль…”
“Вы, Мария Никифоровна, могли бы заведовать целым народом, а не школой…”
Ирония
Работа по исследованию текста.
События рассказа “Песчаная учительница” происходят в пустыне. По мнению западноевропейского ученого, знатока символов Кэрола, в пустыне человек проявляет свои самые сильные качества. Иисус Христос, согласно библейскому преданию, уходил в пустыню на сорок дней без еды и питья, чтобы укрепить свой дух.
- Работа с картиной “Христос в пустыне” ( информационный лист 2)
Лирическому герою стихотворения А.С.Пушкина “Пророк” вдохновение в образе Серафима также является в пустыне:
Духовной жаждою томим,В пустыне мрачной я влачился,И шестикрылый серафим На перепутье мне явился.
Изображение пустыни.
Проследите за тем, как автор описывает пустыню, и какой она, предстает в разное время года?
Астраханская пустыня и среднеазиатская пустыня: в чем их отличие.
Причины использования терминов “ландшафт”, “солонцы”, “лессовая пыль”, “барханы”
Роль выразительных средств: сравнения (пылающие костры саван – “огонь несущий смерть”) эпитеты жуткое небо, шипящий ветер, “стонущий” песок, “дымящиеся верхушки барханов”, непрозрачный воздух, наполненный песком, буря в пустыне, “когда яркий день кажется мрачной ночью”.Почему страшная картина опустошающей бури в мертвой среднеазиатской пустыне завершается описанием другой, “наполненной звоном жизни” земли, которая чудилась путнику за морем барханов?
Чем являлась пустыня для жителей села? Почему в двух описаниях пустыни первое высказывание не содержит негативной оценки, которая есть во втором эпизоде.
Соотнесите описание зимней пустыни с душевным настроем героини.
Найдите и опишите пустыню, преображенную стараниями жителей села и молодой учительницы.
Сообщение: изображение душевного состояния героини:
в начале рассказа – “пейзажный характер описания”
душа героини, как возрожденная степь, победила в этой борьбе.
Проведите мини-исследование по предложенным вопросам и предложите вопрос другой группе.
Заслушивание индивидуального задания (анализ образа главной героини по заданной схеме) схеме (слайд 5)
В начале повествования мы видим героиню и ее окружение таким:
Пустыня Душа Мечты Дела
Прикаспийская “Треплет ветер и землетрясения роста” О счастливой, спокойной жизни, о работе, приносящей только удовлетворение Учеба
Затем к ней приходит первая настоящая печаль, связанная с крушением ее мечты о будущем. Она постигает противоречия жизни, связанные с трудностями жизни в пустыне, встречей с аборигенами, постижением их правды жизни. Героиня меняется, встречает трудности, добивается восстановления земли
Среднеазиатская Душа Мечты Дела
Целые сугробы мельчайшего беловатого песка … и еще больше заневестилась лицом О лучшей жизни в пустыне Зеленели посадки
Каждый ученик выбирает себе траекторию, по которой строит свое продвижение на уроке
В чем заключается Поступок героини?
Отдать свои молодые годы и всю жизнь на служение людям, добровольно отказавшись от личного счастья.
Выделение “Ценности” – служение людям.
Обучающиеся выделяют свое (современное) понимание данной ценности, а также то, другое понимание.(Пафос и ирония.)
Работа обучающихся в диалоговом окне “Диалог с Героем” (приложение 2).
Вопрос: В чем смысл служения людям?
Гипотеза: Если человек отдает всего себя служению людям, его жизнь имеет смысл.
Мария поняла, что необходимо помочь людям в борьбе с пустыней
Не растеряла всей своей силы, стойкости и все-таки добилась своего собственными силами.
Решила пожертвовать собой ради спасения своего села.
11. Ответ: Смысл служения людям в бескорыстном выполнении работы, улучшающей жизнь окружающих.
Такие люди, как Мария нужны. Вспоминаются слова Н.А. Некрасова:
Природа-мать! Когда б таких людей Ты иногда не посылала миру -Заглохла б нива жизнь...
Героиня достигает результатов, но какой ценой?
“Вернулась 70-лет старухой, но…”
Примириться с пустыней Принять идеи кочевников Изменить себе Попытаться изменить окружающее общество
       
– Оцените поступок героини. Ваша задача – попытаться встать в позицию героини, как бы поступили вы?
Предложите другое развитие сюжета, например,
Героиня не соглашается ехать на новый подвиг
Развитие действия, поиск иного смысла “служения человечеству”
Заполните пустые клетки таблицы.
 Напишите мини-сочинение на тему :"Какую пользу я могу принести людям”. 
Конец урока
2 мин. «Если не знаешь, в какую сторону ты идешь, Ни один ветер не будет тебе попутным» Древний философ Луций Анней Сенека 
Дополнительная информация Дифференциация.
Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся? Межпредметные связи
Соблюдение СанПиНИКТ компетентность
Связи с ценностями
- работа с теорией
- рефлексия
- формативное оценивание - физ. минутка
- рациональное использование ИКТ
Рефлексия