Презентация к уроку по рассказу А. Платонова Песчаная учительница
Верны ли эти утверждения ? (+/-)Мария выросла в Прикаспийской пустынеОтец Марии был известным рабочимМарию назначили учительницей в село ХошутовоСело Хошутово было красивым и цветущимМария Никифоровна учила жителей строить заводы и фабрикиЧерез год после приезда Марии село опустелоКочевники истребили все, что с трудом выращивали жители селаМолодая учительница не выдержала жизненных испытаний и вернулась в родной город.
"Место человека в жизни" (По рассказу Андрея Платонова "Песчаная учительница") ...Главное – сеять души в людях...Трудно тебе будет, да сердце у тебя есть, а на сердце и разум придет, а от разума и трудное легким станет.А.Платонов
Андрей Платонович Платонов(1899-1951) «теперь исполняется моя долгая упорная детская мечта – стать самому таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир ради меня и ради всех людей, и из всех людей – я каждого знаю, с каждым спаяно мое сердце...».
С точки зрения географииПустыня — природная зона, характеризующаяся равнинной поверхностью. В пустыне редко встречается или отсутствует флора, фауна здесь специфическая. Большей частью территория пустынь бессточна, иногда их пересекают транзитные реки. Грунтовые воды часто минерализованы. Почвы развиты слабо. Расстояние между соседними растениями от нескольких десятков см до нескольких метров и более.
Песчаные пустыни населены из растений в основном колючими кустарниками, из животных — пресмыкающимися и мелкими степными животными. В песчаных пустынях над местами залегания подземных вод встречаются оазисы — «островки» с густой растительностью и водоёмами. Снежные пустыни в основном находятся за полярными кругами и населены животными, устойчивыми к холоду.
С точки зрения лирикиКакое-то неприятное, даже пожалуй, страшное само слово пустыня. Она не оставляет никакой надежды, решительно объявляя - здесь ничего нет и быть не может. Здесь пустота, пустыня. На многие сотни километров тянется пустыня, сколько, казалось бы, ни идти, ни ехать, все одна и та же безжизненная земля.Но для людей, выросших в пустыне или рядом с ней, земля эта действительно величественна и прекрасна, как и всякая земля, по которой ходит человек.
Сравните{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Астраханская пустыняСреднеазиатская пустыня
Проверьте{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Волнующаяся от легчайшего ветраКараваны верблюдов, уходящих в ПерсиюЗагорелые купцыПесчаная пудраПустыня-родина героиниГеография поэзия Солнце исходило зноемВысота жуткого небаРаскаленные барханы, как пылающие кострыПесчаная буряЯркий день кажется мрачной ночьюНеухоженные колодцы
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Ни война, ни революция ее не коснулась; Отец-учитель не разъяснял девочке событий, жалея ее детство; С восторгом читает книги по географии; Пустыня для нее поэзия; Неясно осознает свое предназначениеТоскливое чувство охватило путешественницу; первый раз видела Мария Никифоровна настоящую бурю в пустыне; долгие вечера думала, что ей делать в этом селе, обреченном на вымирание; крепкая, веселая натура Нарышкиной стала теряться и потухать
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}итогОберегалась родителями от невзгод, не готова к настоящей жизниСтолкнулась с настоящими трудностями жизни в пустыне
Задания:1 вариант: Найдите и опишите Хошутово в первые месяцы работы молодой учительницы 2 вариант: Найдите и опишите пустыню, преображенную стараниями жителей села и молодой учительницы
Итог исследования:В начале повествования мы видим героиню и ее окружение отчужденными от настоящей жизни, непонимающими ее. Затем к ней приходит первая настоящая печаль, связанная с крушением ее мечты о будущем. Она понимает противоречия жизни, связанные с трудностями в пустыне, встречей с аборигенами, постижением их правды жизни. Героиня меняется, добивается восстановления земли.Душа героини, как возрожденная степь, победила в этой борьбе.
В чем смысл служения людям?Смысл служения людям в бескорыстном выполнении своей работы, искренней помощи.
Домашнее заданиеОтветь письменно:Нужны ли обществу такие люди как Мария Никифоровна, героиня рассказа А.Платонова «Песчаная учительница»? Используй выражения:Я считаю, что….…, потому что …Я могу доказать это на примере…Исходя из сказанного, делаю вывод, что…