Идея доброты, отзывчивости в рассказе А.П. Платонова Песчаная учительница
План-конспект
Урока литературы.
Тема: «Идея доброты, отзывчивости в рассказе А.П. Платонова «Песчаная учительница»
6 класс
Учитель: Мочалова Т.Н.
Цель урока: 1) продолжить работу над рассказом ( прочитать и разобрать 4 и 5 главы); 2) формировать навыки связной речи учащихся, добиваясь развернутого ответа на поставленные вопросы, продолжить работу над формированием умения работать с текстом; 3) выявить основные черты характера героини; 4) воспитывать чувства сопереживания, стремления быть добрым и отзывчивым к окружающим.
Оборудование: плакат с изречением, толковый словарь русского языка, карточки.
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Сообщение темы урока.
- Ребята, сегодня мы с вами продолжим работу над рассказом А.П. Платонова «Песчаная учительница», остановимся на том, как выразил автор идею доброты, отзывчивости.
3. Проверка домашнего задания.
А) Карточки (2 человека работают на месте)
Б) Беседа с классом по вопросам.
1) Чем интересна личность А.П. Платонова?
2) Что мы узнали о Марии Никифоровне, что героиня рассказала, из прочитанных глав? ( Ей 20 лет. Она родилась в небольшом городке Астраханской губернии. Её отец - учитель. Когда ей исполнилось 16 лет, он отвез её в Астрахань на педагогические курсы. После окончания Марию Никифоровну назначили учительницей в село Хошутово, которое находилось на границе с мертвой среднеазиатской пустыней).
3) Прочитайте, что увидела Мария Никифоровна, приехав в Хошутово? (2 гл.)
4) Как проходило ученье? (стр.128)
5) Почему жители Хошутова относились к школе равнодушно? Найдите ответ в тексте. (стр. 129)
6) Как могла поступить Мария Никифоровна в этой обстановке? (Все бросить и уехать на родину. Или остаться и учить тех, кто придет в школу. Или пытаться убедить крестьян в том, что учиться их детям в школе необходимо)
7) Какое решение она приняла? ( конец 3 главы, стр. 129)
8) Как это решение характеризует её? ( Она человек неравнодушный, деятельный, стремящийся помочь другим)
4. Запись темы урока.
- Итак, мы продолжим работу над рассказом, выясним, как решает автор проблему идеи доброты, отзывчивости. Чтобы это хорошо понять, надо посмотреть внимательно на каждое слово темы, подумать, что оно значит.
1) Индивидуальное задание. Толкование значение слов а) идея (многозначное слово) – основная, главная мысль произведения; б) доброта -душевное расположение к людям, отзывчивость, стремление делать добро другим; в) отзывчивость – свойство по прилагательному «отзывчивый» (многозначное) – быстро, легко отзывающийся на чужие нужды, просьба, всегда готовый помочь другому, т.о. отзывчивость – готовность помочь другому.
Значит, основная мысль рассказа – стремление, готовность Марии Никифоровны помочь другим.
5. Изучение нового материала
1) Индивидуальное задание.
- Проследим по тексту, прочитав 4 главу, как Платонов раскрывает идею своего рассказа.
- Беседа по содержанию прочитанного.
1) Как изменился облик села, жизнь крестьян, их отношение к школе и друг другу через 2 года?
2) Благодаря каким качествам Марии Никифоровны это произошло?
(благодаря доброте, знаниям, упорству, настойчивости, целеустремленности, трудолюбию, вере в людей)
2) Индивидуальное задание.-Прочтите 5 главу.
- Беседа по содержанию прочитанного.
1) Какая беседа случилась в Хошутове на 3-й год жизни там Марии Никифоровны? Прочитайте, как стала выглядеть степь через трое суток после прихода кочевников? ( стр. 131)
2) Что заставило Марию Никифоровну пойти к вождю кочевников? ( Был уничтожен труд 3-х лет)
3) Давайте перечитаем (по лицам) спор Марии Никифоровны с вождем кочевников. Кто из них прав в этом споре?
Вывод учителя: Действительно, каждый в этом споре прав по- своему. Трудная жизнь у жителей Хошутова, и только-только она начала обустраиваться, пришли кочевники и все уничтожили. Но ведь не менее трудна и жизнь кочевников, живущих в степи. Давайте вспомним историю о сотворении мира, о которой мы говорили на факультативе «Основы православной культуры».
А) Кто создал Землю (Бог)
Б) Бог ли создал пустыню, непригодную для жизни? ( Бог создал Землю как рай, т.е. все должны были быть одинаково счастливы)
В) Откуда же возникла пустыня, где нельзя жить? (Это наказание за грех, который человек совершит много лет спустя.)
Вывод учителя: Вождь кочевников умён и вызывает наши симпатии. Наверное, многие поколения кочевников уже почти искупили грех, и не за горами то время, когда их жизнь станет намного легче.
4) Почему завокроно сказал Марии Никифоровне, что теперь в Хошутове обойдутся без нее? (У нее было много друзей – помощников. Крестьяне узнали, что можно жить намного лучше, чем они жили прежде)
5) Почему именно Марии Никифоровне предложил завокроно поехать в Сафуту? (Она хотела помогать людям, добивалась поставленной цели, хотела изменить жизнь в пустыне)
6) Прочитайте, о чем задумалась Мария Никифоровна после слов завокроно. Перед каким жизненным выбором встала она? (Жить среди осевших кочевников в пустыне или создать семью)
7) Найдите ответ Марии Никифоровны. Как вы поняли её слова: «Приеду не по песку, а по лесной дороге?» (Она сделает все возможное для озеленения пустыни)
8) Её слова несколько удивили завокроно, и сказал: «Мне жалко как-то вас…» А надо ли жалеть героиню рассказа? (Нет.) Какие чувства она вызывает у вас? (Чувства восхищения, преклонения)
9) Можно ли назвать героиню счастливым человеком? Почему? (Да. Она посвятила жизнь осуществлению мечты.)
10) О чем она мечтала в юности? (Быть нужной, полезной людям, поэтому решила стать учительницей, как и её отец.)
11) Мы привыкли считать по-настоящему счастливым человеком того, у кого любимая работа и крепкая семья. У Марии Никифоровны есть любимая работа, но автор ничего не говорит о её семье. Как вы думаете, будет ли у неё семья? (Наверное, да, ведь она очень молода.)
12) С чьим творчеством можно сравнить созидательный, т.е. создающий что-то, труд Марии Никифоровны? (Её созидательный труд можно сравнить с творчеством Бога по сотворению мира. Творить может только человек. Он творит по образцу, данному Богом. Как Бог обустроил Землю для человека, так и Мария Никифоровна старалась обустроить пустыню для людей. Она вкладывает душу, и люди откликаются на её доброту. Как и у Иисуса Христа были ученики, так и у нее в Хошутове остались друзья, как пишет автор, «настоящие пророки новой веры в пустыне»)
6. Итог урока.
-Почему рассказ называется «Песчаная учительница» (Он об учительнице, которая учила бороться с песком)
- Чему учит этот рассказ? (Трудолюбию, доброте, отзывчивости)
- Как в этом рассказе проявилась идея доброты, отзывчивости? (Мария Никифоровна помогает людям бороться с песком, согласившись жить еще дальше в пустыне, потому что она добрая и отзывчивая.)
- А кто был первым, кто призывал быть добрым? (Иисус Христос)
- Посмотрите на изречение: «Хорошо тому, кто добро делает, - еще лучше тому, кто добро помнит». Как оно перекликается с содержанием рассказа? (Добро, т.е. хорошее, полезное, людям несет Мария Никифоровна. Они ее помнят, поэтому и сами становятся лучше, стараясь подражать ей во всем)
- Давайте еще раз обратимся к эпиграфу - словам А.П. Платонова на стр. 133. Как он помогает понять смысл рассказа? (Подлинное счастье лишь тогда, когда его можно разделить с другими людьми.)
- А как, по-вашему, есть ли сейчас люди, похожие на Марию Никифоровну, готовые поступиться своими интересами ради других? (Человек сам для себя должен выбрать добро.)
Учитель: закончить урок мне хочется призывом Александра Яшина: «Спешите делать добрые дела!»
7. Комментирование оценок.
8. Д/З
Стр.133; Вопросы к главам 4-5; иллюстрации (по выбору); прочитать рассказ А.П. Платонова «Корова».
Карточка №1
Найдите в тексте 2 главы самые яркие слова, рисующие враждебный человеку облик пустыни, где затерялось село Хошутово.
Карточка №2
Найдите в тексте 2 главы, как показано в рассказе противоборство людей и пустыни.