Философский смысл рассказа А.П. Платонова « Песчаная учительница»

Философский смысл рассказа А.П. Платонова « Песчаная учительница»

Асаубаева Кульбаршин Сейткеновна
КГУ « Комплекс Жангизтобинская средняя школа-детский сад»
п. Жангиз-Тобе Жарминского района
Восточно-Казахстанской области

Цель урока: : Определить основную идею рассказа , научить характеристике литературного героя через  работу с понятиями « смысл жизни», «нравственный выбор», «человек и обстоятельства». Развивать навыки внимательного чтения . Воспитывать чувство сопереживания, любви к родному краю и его людям.
Оборудование: портрет А.П.Платонова, текст, постеры.
Эпиграф к уроку:
«Пустыня была ее Родиной, а география- поэзией.»

Ход урока:
Организационный момент урока.
Слово учителя
- Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом А.П.Платонова «Песчаная уительница» Бытует такое мнение, что проза Платонова сложная, недоступная для восприятия школьников, отпугивающая странным языком и стилем. Наша с вами задача – сломать этот стереотип и показать неповторимую красоту платоновского голоса и трогательную чистоту его героев. Мы с вами поговорим о произведении А.П.Платонова «Песчаная учительница». Прежде чем начнем чтение текста, давайте составим концептуальную карту- ассоциацию со словом труд .
Тяжелый
повседневный кропотливый

рабский героический

плодотворный благородный
никчемный
Словарная работа: песчаная, зыбкая, сыпучая, хрупкая; шелюга, лютовать,зауютить.
Работа с текстом. (Составление плана по главам.)
План:
Назначение.
Встреча спустыней.
Твердое решение.
Победа.
Новое назначение.
Сопоставительный анализ текста. Рамка письма

Слова, Глаголы , характеризуюшие действия действия и поступки героини. героини
°Какие чувства вызывают действия и поступки героини?

Решила одолеть
очутилась
поселилась
пожертвовала
помогать
не сдавалась
уважение
восхищение
жалость
сострадание
понимание
уважение

Чтение и обсуждение последней главы.
Стратегия «Аллея сознания» : «Займи свою позицию»
Как вы думаете, трагична ли судьба Марии Нарышкиной? (ДА. Нет.)
Обобщение.
Какова основная тема рассказа?
Какие проблемы решаются в в рассказе?
А. Нравственная(Забота о людях)
Б. Экологическая(Человек и природа)
В. Философский(Смысл жизни )
Рефлексия:
Эта молодая дувушка достойна примера для подражания. Несмотря на молодость , она решилась пожертвовать собой ради спасения села. Это ли не сила характера – отдать не просто свои молодые годы, но и всю жизнь на служение людям, добровольно отказавшись от личного счастья? Это ли не сила характера – помогать тем, кто уничтожал твои достижения и победы? Даже недальновидный начальник признал за этой девушкой удивительное мужество: «Вы, Мария Никифоровна, могли бы заведовать целым народом»     Женское ли дело – «заведовать народом»? Но это оказалось по силам ей, простой учительнице. Как многого она уже достигла! Но сколько ей еще предстоит одержать побед Думается, немало. Невольно веришь в такого человека. Им можно лишь гордиться!
13. Подведение итогов урока. Домашнее задание: Написать сочинение на тему: « Какой я представляю дальнейшую судьбу героини рассказа?»

Труд