Презентация на тему: А. П. Платонов «Песчаная учительница»


Западно- Казахстанская область Теректинский район Аксуатская средняя общеобразовательная школа.Учитель русского языка и литературы1 категории стаж работы 21 годБакбасова Гульмира Джамбуловна.Урок   русской литературы. 11 класс Тема: А. П. Платонов «Песчаная учительница». Образ Марии Никифоровны. Цель: Раскрывая идейное содержание рассказа, показать смысл жизни, отношение интеллигентного человека к людям.Задачи:Образовательные: учиться читать А.П. Платонова, писателя-философа, мыслителя, постигая его стиль; давать оценку поступкам героев; обучать характеристике литературного героя через работу с понятиями « смысл жизни», «нравственный выбор», «человек и обстоятельства».Развивающие: отрабатывать умение анализировать замысел автора, композицию литературного произведенияВоспитывающие: дать нравственные ориентиры для определения своих жизненных целей. Тип урока: урок закрепленияФорма урока: урок-диалог с использованием компьютерных слайдов.Методы и приемы: частично-поисковый; наглядный, словесный.Наглядные материалы: портрет А.П. Платонова, текст рассказа “Песчаная учительница”, слайд – презентации.Межпредметные связи: история и литература, философия и литература. № Оценивание этапов работы Баллы 1 Домашнее задание 2 Для чего человек живет? В чем смысл жизни? 3 Что делает человека счастливым? 4 Викторина 5 Трудности в жизни девушки 6 Условия жизни/таблица/ 7 Поступок героини 8 Какие проблемы в рассказе? 9 Диалог 10 Понимание культуры другого народа Предварительная работа: О творческой биографии писателя. Историческая справка о жизни народа в 1917- 1927 годах. Сообщение о растении - шелюга . Роль профессии в жизни человека. В чем уникальность профессии учителя? Платонов Андрей Платонович родился 16 (28) августа 1899 г. в рабочем пригороде Воронежа. Был старшим сыном в семье слесаря железнодорожных мастерских. С 12 лет писал стихи. Учился в церковноприходской школе, в 1914 вынужден был оставить учебу и пойти работать.   В 1918г. поступил в Воронежский железнодорожный политехникум. Окончил в 1924 году, поступил на историко-филологический факультет университета. Работал инженером, мелиоратором, журналистом. В 1920 г. вступил в РКП(б), но уже через год по собственному желанию вышел из партии.  В 1922 г. Платонов женился на сельской учительнице М.А.Кашинцевой, которая стала прототипом заглавной героини рассказа «Песчаная учительница» .Был запрещен к печати роман «Чевенгур»(1929г), он был опубликован в 1972 г. во Франции, а в 1988г. в СССР, а такжеповесть «Впрок».   Его произведения были разрешены в годы ВОВ, когда он работал фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда» и писал рассказы на военную тему. После публикации рассказа «Возвращение» в 1946г., имя Платонова опять было вычеркнуто из советской литературы. Первая после большого перерыва книга «Волшебное кольцо « и другие сказки была издана в 1954, уже после смерти автора. Все публикации произведений Платонова сопровождались в советский период цензурными ограничениями. Умер Платонов в Москве 5 января 1951. Для него очень важны были темы семейного счастья, радости общения между родными людьми. Художественный мир произведений Платонова обращен к вечным вопросам человечества: Что такое счастье? Как отличить добро от зла? В чем сила и бессилие? Что такое душа? К. Паустовский назвал А. П. Платонова “самым гениальным писателем XX века”. Историческая справка. После Октябрьской революции началась борьба за всеобщую грамотность .Ликвидация безграмотности рассматривалась как непременное условие обеспечения сознательного участия всего населения в политической и хозяйственной жизни страны. Властям предоставлялось право привлекать всех грамотных лиц к обучению неграмотных на основе трудовой повинности. Декрет предусматривал также организацию обучения детей школьного возраста, не охваченных школами. Для чего человек живет? В чем смысл жизни? Оставить добрый след на земле;Для других людей;Чтоб разбогатеть;Продолжить свой род;Добиться славы, успеха, известности. Весь  смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать  больше . Эмиль Золя.  Что делает человека счастливым? Семья;Близкие люди;Работа;Достижение цели;Успех;Любовь;Дружба;Душевное равновесие. Роль профессии в жизни человека.           Выбранная профессия играет огромную роль в жизни человека. Люди проводят на работе треть своего времени, если не больше в отдельных случаях. А это значит, что треть нашей жизни – это и есть работа. Именно поэтому к ее выбору надо относиться со всей серьезностью.                Каждый человек стремится к тому, чтобы работа приносила ему хорошую прибыль, была престижной, открывала некие возможности и плюс ко всему этому еще и нравилась. Ну, если кто-то сумел совместить все эти факторы – то он действительно самый настоящий счастливчик. В большинстве же случаев нам приходится всегда чем-то жертвовать, несмотря на свои желания. В чем уникальность профессии учителя? Профессия учителя массовая, но не очень престижная среди молодёжи. Их работа обычная и они обыкновенные люди. Всё это так. Но это лишь одна сторона. А есть и другая… Учитель – это руководитель, воспитатель, наставник, психолог... Какой ещё род деятельности может совмещать в себе столько различных профессий? Никакой. Какая ещё профессия требует проявления терпения, понимания, большой самоотдачи каждый день? Таких не так уж и много. Учитель – профессия одновременно и массовая, и уникальная. Профессия учителя – это большая ответственность. Своими поступками учителя подают пример детям, учат жизни. Они помогают нам, ученикам, стать хорошими людьми. Стать учителем – значит передать детям не только знания, но и жизненный опыт. Именно в этом, гражданское назначение учителя, его человеческое предназначение в этом мире. Анализ темы урока. Викторина – проверка знания текста рассказа.1). Сколько лет было Марии Никифоровне, когда она начала преподавать?2). Почему дети в селе не ходили в школу?3). Какой новый предмет пришлось преподавать учительнице?4). Смогла ли Мария Никифоровна помочь жителям пустыни?5). Осталась ли она в Хошутове навсегда? Какие трудности встретились в жизнимолодой девушки? Неустроенность быта;Одиночество;Погодные условия;Другая среда, окружение;Незнание языка. Увидев условия в Хошутове, она могла вернуться Поступок Вернуться обратно к себе домой. Остаться по назначению Качествахарактера Увидев условия в Хошутове, она могла вернуться Поступок Вернуться обратно к себе домой. Остаться по назначению Качествахарактера Слабость, равнодушие, безответственность Долг, решительностьответственность В чем заключается Поступок героини? Отдала свои молодые годы и всю жизнь на служение людям, добровольно отказавшись от личного счастья.Ввела предмет «Обучение борьбе с песками».Посадила шелюгу и сосны. Шелюга, кустарник или деревце из рода ива; то же, что краснотал.ве́рба (лат. Sбlix) — деревянистое растение; род семейства Ивовые (Salicaceae). В некоторых областях России в повседневной речи используют слово «тальник».Различные виды ивы называются: ветла, верба, шелюга, ракита (крупные деревья и кустарник Какие проблемы поднимает в своем рассказе писатель? Борьба человека с природой;Борьба за выживание;Становление характера человека;Столкновение с культурой другого народа. Диалог между вождем кочевников и Марией Нарышкиной.- Травы мало, людей и скота много: нечего делать, барышня. Если в Хошутове будет больше людей, чем кочевников, они нас прогонят в степь на смерть, и это будет так же справедливо, как сейчас. Мы не злы, и вы не злы, но мало травы. Кто-нибудь умирает и ругается.Все равно вы , негодяй! Мы работали три года, а вы стравили посадки в трое суток…Я буду жаловаться на вас Советской власти, и вас будут судить…Степь наша, барышня. Зачем пришли русские? Кто голоден и ест траву родины, тот не преступник.Она втайне подумала, что вождь умен. Смогла ли молодая учительница понять обычаи и традиции другого народа?В чем проявилось уважительное отношение ее к кочевникам?Как бы вы повели себя на ее месте? Чем хороша на ваш взгляд героиня рассказа? Душа Мечты Дела Открытая, простая, светлая, добрая Выйти замуж, создать семью, Научила жителей бороться с песками, учила детей, сажала деревья,плела корзины, мебель. Главная ценность – служение людям. Гипотеза: Если человек отдает всего себя служениюлюдям, его жизнь имеет смысл.Мария помогла людям в борьбе с пустыней. Не растеряла всей своей силы, стойкости и добилась своего. Пожертвовала собой ради спасения своего села. Вывод: Смысл жизни в бескорыстном выполнении работы, улучшающей жизнь окружающих. Такие люди, как Мария нужны всегда и везде. Подведение итогов урока. № Оценивание этапов работы Баллы 1 Домашнее задание 2 Для чего человек живет? В чем смысл жизни? 3 Что делает человека счастливым? 4 Викторина 5 Трудности в жизни девушки 6 Условия жизни/таблица/ 7 Поступок героини 8 Какие проблемы в рассказе? 9 Диалог 10 Понимание культуры другого народа Шкала оценивания ответов «5» -10-15 баллов«4» - 7-9 баллов«3» - 4-6 баллов«2» - 0-3 баллов Домашнее задание Напишите мини-сочинение на тему “Роль учителя на селе”.