Байкальская регата
Тема: Байкальская регата.
Цель: Проверить знания об озере Байкал.
Задачи:1. Закрепить знания об озере Байкал.
2. Развивать умение всесторонне оценивать природные условия и
ресурсы.
3.Совершенствовать навыки общения, и культурного слушателя.
4.Формировать чувства любви к родной природе
Тип урока: закрепление
Форма урока: урок – игра
Оборудование: Физическая карта России, музыкальное оформление (классическая музыка), картины «Байкал», схема водных дорожек, 2 лодочки, задания.
Ход урока.
Организационный момент.
- Здравствуйте ребята.
Сегодня тема нашего урока « Байкальская регата». Мы познакомились с особенностями этого замечательного озера. « Жемчужиной Сибири».
Пришло время проверить ваши знания о Байкале.
Регата – это традиционно проводимые гонки спортивных судов. Суда могут быть гребные или моторные. Вы будете соревноваться на этих лодочках с парусами.
Нужно выбрать лодку и написать название команды.
- Ребята, во время регаты помните о тех качествах, которые должны быть присущи каждому спортсмену: выдержка, умение уважать соперника, умение прислушиваться к мнению товарища по команде. Вам предстоит пройти нелегкий путь.
Правила игры: Каждой команде будут задаваться вопросы или задания. Если команда не может ответить на вопрос или ответ неверен, то имеет право ответить другая команда. Будут выдаваться жетоны команде, вы сами решите, кто получит жетон. т. е. кто правильно ответил. Выигрывает та команда, которая первой придет к финишу или приблизится ближе.
И так – в путь. Попутного вам ветра.
Выполнение заданий.
Старт . « Веришь – не веришь». Работа с карточками.
1. Озеро. 1. Совокупность форм земной поверхности различных по очертаниям, размерам, происхождению, возрасту и истории развития.
2. Водный режим.2. Количество растворенных веществ в воде, их состав и степень концентрации.
3. Полуостров.3. Природный водоем с замедленным водообменом,
заполняющий впадину суши, и закрытый отсвободной связи с морем.
4. Минерализация вод.4. Часть океана, моря или озера, вдающаяся в сушу но
имеющая свободный водообмен с основной частью
водоема.
5. Рельеф.5. Характер движения вод, их температура и т. д.
Разделяют две группы по водному режиму –
сточные и бессточные.
6. Залив.6. Глубоко вдающийся участок материка или острова, окруженный с трех сторон водой,
с четвертой - соединен с сушей.
I этап « Исторический».
1. Летом 1643 г. Один из зимовщиков, казачий пятидесятник, первый проведал путь от Верхней Лены на Байкал. Кто этот казак? ( Курбат Иванов).
2. Происхождение впадины Байкала? (разломы и последующего опускания земной коры или тектоническое происхождение).
3.Кто из ученых занимался изучением Байкала? ( Черский, Берг, Паллас, Обручев, Жак Ив Кусто).
4.Кто открыл остров Ольхон? ( Курбат Иванов).
II этап « Узнай меня».
1.Она поднимается от подножья до высоты 600 – 800 м. над уровнем озера. А выше идут густые заросли кедрового стланика, заканчивающегося каменными россыпями. Она состоит из кедра, сосны, лиственницы и кустарников подлеска. В густых ветвях стройных кедров то и дело мелькают пышнохвостые белки. Редко – редко медведь, лось, или какой – либо другой зверь пробирается через эту чащобу. О чем идет речь? ( О тайге.)
2.Его древесина не только прочна, но и легка. Плоды богаты маслами. Они заменяют здесь семена подсолнуха. Высота его 30 – 40 м , он мягкий, темно –голубоватого цвета. Чем ближе к воде озера, тем больше влаги, а потому величественны, раскидисты его кроны. Назовите его. ( Кедр. )
3. Он здесь самый большой. Безлесен. Объясняется это постоянными сильными ветрами, мешающими деревьям заселить его. На нем есть рыболовецкий поселок с собственной электростанцией, школой и другими культурными и хозяйственными учреждениями. Назовите его. ( Остров Ольхон. )
4.Это животное очень древнего происхождения. Нигде, кроме Байкала, оно не встречалось, а вопрос, как оно сюда попало, до сих пор остается спорным. Вес его от 50 до 100 кг. Окраска спины у него буровато – серая с легким оливково – сизоватым оттенком. Брюхо более светлое, чуть желтоватое. Беспомощен на суше и ловок, стремителен, пластичен в воде. Кто он? (Нерпа байкальская. )
5.Одно из самых красивых мест на юго – западном побережье Байкала. Ее знаменитые зубцы, скалы – колокольни, пещера – грот, ходульные сосны и лиственницы, светоносные сосновые леса на склонах гор привлекают много туристов. Для охраны этого уголка Байкала создан заказник. Как называется этот уголок Байкала? ( Бухта Песчаная. )
6.Это эндемик Байкала. Нежно – розовое, почти прозрачное тело ее не имеет чешуи. Отсутствует у нее брюшные плавники и плавательный пузырь. В воде ее поддерживает большое количество жира, составляющего почти треть веса ее тела. О ком идет речь? ( О голомянке.)
III этап . « Волшебные цифры».
Кто первый расшифрует.
636 км.( длина озера)
25 млн. лет( образовался)
1637 м.( максимальная глубина)
1500( видов животных)
70 %( эндемики)
550( рек, впадает)
1( Ангара - вытекает)
31, 5 тыс. км( площадь)
1969 г. ( образовался Байкальский заповедник).
IV этап. « Поэтический».
Много поэтов и писателей которые писали о Байкале ( А. Твардовский, А. Вознесенский, А. П. Чехов, В. Распутин ).
Выбирают четверостишия, зачитывают. Задаю вопросы по их стихотворению.
И сам он величав и вечен,
В гранитной раме вырезной,
И весь до донышка просвечен,
И весь до капельки родной.
Весь ли « до донышка» просвечен?
Какова прозрачность Байкала? ( Диск диаметром 30 см скрывается на глубине 40 м.).
2.Это не узник на волю просится,
Это не ропщущий рушился кедр –
Взломанный лед, накренясь, торосился
От напряженья качнувшихся недр!
О чем идет речь? ( Байкал находится в сейсмической зоне. Возможны землетрясения. )
3. И триста речек шумных, быстрых
Порожистых и озорных
Несут потоки вод неистовых
С уступов, падая, крутых.
Но лишь одна имеет право
На расточительство добра –
О чем идет речь? ( о реках, Ангаре).
V этап « Пятачок ».
Вытягивают листочки с заданиями
5 видов полезных ископаемых, имеющихся в окрестностях Байкала. (Мрамор, олово, вольфрам, молибден, медь, полиметаллические руды).
5 видов животных Байкала и его окрестностей. ( Соболь, медведь, лось, кабарга, марал и др.)
5 видов растений окрестностей Байкала. ( Кедр, лиственница, сосна, пихта, береза и т. д. )
5 видов рыб Байкала. ( Омуль, осетр, таймень, голомянка, бычки и др.)
VI этап « Заповедный».
В. Панченко:
Чистой – чистой хрустальной чашей
Он лежит меж обрывистых скал,
Голубая жемчужина наша,
Легендарное море Байкал.
Почему Байкал « чистый – чистый»? ( Горы Байкала сложены кристаллическими породами: реки несут в озеро мало твердых частиц. Байкал очищается живыми организмами, а лесные массивы вокруг очищают воздух. )
В. Панченко:
В кедрах темно тесно,
Соболиная страна.
От густого чернолесья
Спинка гибкая черна.
В каком заповеднике с 1916 г. взят под охрану соболь? ( В Баргузинском.)
3.А. Вознесенский:
Когда ты болеешь, все мы больны.
Байкал, ты – хрустальная печень страны!
И кто – то добавил из глубины:
Байкал – заповедная совесть страны.
Назовите источники загрязнения Байкала. ( Иркутская ГЭС, промышленные предприятия Улан – Уде, Иркутска, сплав леса по рекам.)
4.Е. Евтушенко:
Без тебя горизонт быть
Не может чистым.
Если ты загрязнен,
Не могу себя чувствовать чистым.
Какие меры необходимо предпринимать, чтобы Байкал был чистым? ( На предприятиях должны быть более современные очистные сооружения. Прекратить сплав леса.)
VII этап « Рыбы».
В Байкале обитают 58 видов рыб. Я вам предлагаю ребус. Вы должны отгадать название рыб. Ищите начало названия в первом слове, окончание в последнем.
ЛЕС – ПЛАЩ
ПЛОТНИК – ТРАВА
ЛИСА – КОНЬ
САНИ – НАРЗАН
ТАЙГА – КАМЕНЬ
6. РАНА – ЛИМОН
СОЛЬ – КОМ
ЩУР – МУКА
СЕЛО – КУНИЦА
10. ПЕНКА – КРАН – СИЛА.
( ЛЕЩ, ПЛОТВА, ЛИНЬ, САЗАН, ТАЙМЕНЬ, НАЛИМ, СОМ, ШУКА, ОКУНИ, КАРАСИ.)
VIII этап «Покажи меня»
Показать на настенной карте:
1.5 хребтов вокруг Байкала.( Приморский, Байкальский, Хамар – Дабан, Баргузинский, Ухан – Бургасы.)
2.5 городов, поселков на побережье Байкала в его окрестностях. ( Иркутск, Байкальск, Северобайкальск, Нижнеангарск, Баргузин, Давшее и др.)
IX этап «Синквейн»
Напишите синквейн
Байкал.
Глубокий, пресный.
Бушует, замерзает, привлекает.
Байкал – единственная в своем роде природная лаборатория.
Жемчужина.
Байкал.
Красивый, изумрудный.
Играет, привлекает, радует.
Кто воды не пил из Байкала, тот здоров не будет никогда.
Озеро.
X этап «Эрудит»
1.Сколько бы могли прожить люди земли на байкальской воде?
( 40 лет; в России 1000 – 2000 лет.)
2.Причина большой глубины озера?
3.Почему вокруг озера Байкал свой микроклимат?
4.Необходимые природоохранные мероприятия?
5.В чем неповторимость озера Байкал?
( самое глубокое, прозрачное, уникальный органический мир, 80% пресной воды России.)
6. Почему ученые предполагают – что Байкал станет океаном?
- Вот и закончилась наша Байкальская регата. Давайте, определим победителей. Чья лодка пришла быстрее.
Команды подсчитайте свои жетоны. Поставьте оценки каждому участнику регаты.
Домашнее задание.
Составить рекламу для туристического агентства « Байкал».
IV. Итог урока.
Выставление оценок.
Спасибо всем за работу на уроке.