Рабочая программа по биологии 6 класс
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. имени Восьмое Марта
муниципального района Ермекеевский район
Республики Башкортостан
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
Руководитель ШМО учителей Зам. директора по УВР Директор школы
_________Латыпова Р.И. _________Рахматуллина Л.Р.
__________/Ярмухаметова А.М./ «_____»______________20___г приказ №_____________
Протокол №__ «_____»___________20___г «25» августа 2016 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИИ
ДЛЯ 6 КЛАССА ООО
Программа разработана на основе авторской программы по биологии для 5 класса И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой, опубликованной в сборнике « Рабочие программы ФГОС. Биология. 5-9 классы: программа». - М.: Вентана –Граф, 2015.
Срок реализации программы__4 года___________
Составитель учитель биологии высшей категории
МОБУ СОШ с.имени Восьмое Марта
Шайлина Гузель Галиевна
2016г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса биологии 6 класса составлена на основе: Основной образовательной программы основного общего образования МОБУ СОШ с. имени Восьмое Марта, Положения о рабочей программе, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 №273-ФЗ (ред. от 30. 12. 2015), Закона Республики Башкортостан «Об образовании в Республики Башкортостан» от 18. 09. 2015 № 696-3, Примерная программа по учебным предметам. Биология: 5–9 классы: - М.: Просвещение, 2015. – 54с. – (Стандарты второго поколения)
Биология: 5-9 классы: программа. – Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. - М.: Вентана-Граф, 2015. - 304с.
Рабочая программа реализуется по УМК «Алгоритм успеха» под ред. Пономарёвой И.Н.:
- Учебник Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. - М.: Вентана - Граф, 2016. ФГОС
- Авторская программа И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова,А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова ( Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2015г)
- Рабочая тетрадь для учащихся: Биология 6 класс под ред. проф. И.Н.Пономарёвой. - М.: Вентана - Граф, 2016. ФГОС
- Методическое пособие: Биология 6 класс: методическое пособие/ И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. - М.: Вентана - Граф, 2016. ФГОС
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5-го по 9-й класс (280 часов). 6-й класс – 1 час в неделю (34 часа)
Предлагаемая рабочая программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования, Примерной программе по биологии. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.
Содержание разделов и тем учебного курса
Наука о растениях - ботаника (4ч.)
Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений. Многообразие жизненных форм растений. Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки. Ткани растений.
Экскурсия «Осенние явления в жизни растений».
Органы цветковых растений. ( 8ч.)
Семя, его строение и значение. Условия прорастания семян. Корень, его строение и значение. Побег, его строение и развитие. Лист, его строение и значение. Стебель, его строение и значение. Цветок, его строение и значение. Плод. Разнообразие и значение плодов.
Лабораторная работа № 1. «Изучение строения семени двудольных растений».
Лабораторная работа № 2 «Строение корня у проростка».
Лабораторная работа № 3 «Строение вегетативных и генеральных почек».
Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы».
Основные процессы жизнедеятельности растений. ( 7ч.)
Минеральное питание растений и значение воды. Воздушное питание растений- фотосинтез. Дыхание и обмен веществ у растений. Размножение и оплодотворение у растений. Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Использование вегетативного размножения человеком. Рост и развитие растений. Зависимость процессов роста и развития от условий среды обитания.
Лабораторная работа № 5 «Черенкование комнатных растений».
Многообразие и развитие растительного мира. ( 10 ч.)
Систематика растений, ее значение для ботаники. Водоросли, их многообразие в природе. Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика. Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. Семейства класса Двудольные. Семейство класса Однодольные. Историческое развитие растительного мира на Земле.
Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения моховидных растений».
Природные сообщества. (5 ч.)
Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Смена природных сообществ. Многообразие природных сообществ. Жизнь организмов в природе.
Экскурсия «Весенние явления в жизни экосистемы».
Планируемые результаты изучения курса биологии
Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.
По окончанию 6 класса обучающийся научится:
характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
По окончанию 6 класса обучающийся получит возможность научиться:
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
использовать приёмы работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;
выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Календарно-тематическое планирование по биологии
6 класс ФГОС ООО (34 часа в год, 1 час в неделю)
№ п/п
Кол.час.
Тема урока
Дата по плану
Дата по факту
Раздел 1. Наука о растениях ботаника (4 ч.)
1
1
Вводный инструктаж по Т/Б при работе в кабинете биологии. Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений
05.09
2
1
Многообразие жизненных форм растений.
19.09
3
1
Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки.
26.09
4
1
Ткани растений.
03.10
Раздел 2. Органы растений (8 ч)
5
1
Семя, его строение и значение. Лабораторная работа №1" Строение семени фасоли". Т/Б при л/р Инструкция № 9
17.10
6
1
Условия прорастания семян.
24.10
7
1
Корень, его строение и значение. Лабораторная работа №2"Строение корня проростка". Т/Б при л/р Инструкция № 9
31.10
8
1
Побег, его строение и развитие. Лабораторная работа №3"Строение вегетативных и генеративных почек". Т/Б при л/р Инструкция № 9
07.11
9
1
Лист, его строение и значение.
14.11
10
1
Стебель, его строение и значение. Лабораторная работа №4 "Внешнее строение корневища, клубня и луковицы". Т/Б при л/р Инструкция № 9
28.11
11
1
Цветок, его строение и значение.
05.12
12
1
Плод. Разнообразие и значение плодов.
15.12
Раздел 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (7 ч)
13
1
Минеральное питание растений и значение воды.
19.12
14
1
Воздушное питание растений – фотосинтез.
26.12
15
1
Повторный инструктаж по Т/Б при работе в кабинете биологии. Дыхание и обмен веществ у растений.
09.01
16
1
Контрольная работа № 1
16.01
17
1
Размножение и оплодотворение растений.
23.01
18
1
Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Лабораторная работа №5" Черенкование комнатных растений". Т/Б при л/р Инструкция № 9
30.01
19
1
Рост и развитие растений.
06.02
Раздел 4. Многообразие и развитие растительного мира (10 ч)
20
1
Систематика растений, ее значение для ботаники. Рассказ о растениях растущие в селе имени Восьмое Марта.
13.02
21
1
Водоросли, их многообразие в природе.
20.02
22
1
Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения моховидных растений» ". Т/Б при л/р Инструкция № 9
27.02
23
1
Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика.
06.03
24
1
Отдел голосеменные. Общая характеристика и значение. Рассказ о голосеменных растениях растущие в селе имени Восьмое Марта.
13.03
25
1
Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. Рассказ о покрытосеменных растениях растущие в селе имени Восьмое Марта.
20.03
26
1
Семейства класса Двудольные. Рассказ о классе двудольных встречающие в селе имени Восьмое Марта.
27.03
27
1
Семейства класса Однодольные. Рассказ о злаковых культурах выращиваемые в селе имени Восьмое Марта.
03.04
28
1
Историческое развитие растительного мира.
17.04
29
1
Разнообразие и происхождение культурных растений. Дары Старого и Нового Света. Охрана растений. Редкие и охраняемые растения в с. 8 Марта.
24.04
Раздел 5. Природные сообщества (5 ч)
30
1
Понятие о природном сообществе - биогеоценозе и экосистеме. Экскурсия «Весенние явления в жизни экосистемы (лес, парк, луг, болото)».
08.05
31
1
Совместная жизнь организмов в природном сообществе.
15.05
32
1
Смена природных сообществ и ее причины.
22.05
33
1
Итоговый контроль знаний по курсу 6 класса.
29.05
Лабораторных работ- 6, контрольно-обобщающих уроков - 2, региональный компонент – 6.
15