Рабочая программа дисциплины Управление персоналом БГР
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБОУ СПО СО «Исовский геологоразведочный техникум»
Утверждаю:
Зам. директора по УВР
______________________О.А. Зинурова
«_______»_________2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.11 управление персоналом
для специальности СПО
080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»
На базе среднего (полного) общего образования
Форма обучения – очная
Срок обучения 1 год 10 месяцев
Уровень подготовки: базовый
Нижняя Тура
2011
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания цикловой комиссии
математических и естественно-научных дисциплин
от _________№ __
Председатель ЦК
_______________Н.С.Жукова
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)».
Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области «Исовский геологоразведочный техникум».
Разработчик: Иванова Светлана Александровна, преподаватель математики и информатики ГБОУ СПО СО «Исовский геологоразведочный техникум» высшей категории.
Эксперты:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ _____________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебноЙ дисциплины
12
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
13
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
управление персоналом
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в цикл общепрофессиональных дисциплин 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)».
Изучение дисциплины «Управление персоналом» направлено на формирование общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать, повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Формирование профессиональных компетенций:
ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения.
ПК 3.4. Оформлять платёжные документы на перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды, контролировать их прохождение по расчётно – кассовым банковским операциям.
ПК 4.3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по Единому социальному налогу (ЕСН) и формы статистической отчётности в установленные законодательством сроки.
ПК 5.2. Разрабатывать и заполнять первичные учётные документы и регистры налогового учёта.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
создавать благоприятный психологический климат в коллективе;
эффективно управлять трудовыми ресурсами;
применять методы и принципы управления персоналом в решении конкретных хозяйственных ситуаций;
планировать и анализировать использование рабочего времени, пользоваться принципами самоменеджмента, определить потребность организации в персонале;
использовать технологии проведения профориентационной работы, обучения, социальной адаптации в коллективе;
вводить первичную информацию кадрового учета;
формировать необходимые кадровые документы, а также интерпретировать их итоги;
знать:
содержание кадрового, информационного, технического и правового обеспечения системы управления персоналом;
организационную структуру службы управления персоналом;
общие принципы управления персоналом;
принципы организации кадровой работы;
психологические аспекты управления, способы разрешения конфликтных ситуаций в коллективе;
теории и модели отечественного и зарубежного управления персонала;
способы воздействия на трудовую мотивацию сотрудников организации;
особенности оценки эффективности деятельности по управлению персоналом;
возможности и принципы работы с программой «1С: Предприятие. Зарплата и Управление персоналом», назначение и составные части комплекса кадрового учета.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 162 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 108 часов;
самостоятельной работы обучающегося 54 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
162
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
108
в том числе:
лабораторные и практические занятия
90
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
54
в том числе:
Домашняя работа
54
Итоговая аттестация в форме зачёта
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Управление персоналом.
162
Тема 1.1. Методологические основы управления персоналом.
Содержание учебного материала
9
Персонал предприятия (организации) как объект управления. История развития кадровых служб. Управление персоналом в системе управления предприятием (организацией). Закономерности управления персоналом. Принципы управления персоналом. Методы управления персоналом.
2
1
Практические занятия:
Принципы управления персоналом.
Методы управления персоналом.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Основные этапы развития науки о персонале. Характеристика основных концепций управления персоналом
Общая характеристика и классификация нормативно-методических документов работы с персоналом.
3
Тема 1.2. Рынок труда и реализация трудового потенциала в системе отношений занятости.
Содержание учебного материала
6
Трудовые ресурсы и их качество. Характеристика современного рынка труда, занятость и безработица. Система органов управления трудовыми ресурсами РФ. Российский рынок труда и роль Федеральной государственной службы занятости в управлении трудовыми ресурсами.
2
1
Практические занятия:
Трудовые ресурсы и их качество.
Характеристика современного рынка труда, занятость и безработица.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Федеральная государственная службы занятости населения в Нижней Туре, Лесном, Качканаре.
2
Тема 1.3. Система управления персоналом.
Содержание учебного материала
6
Цели и функции системы управления персоналом. Виды систем управления персоналом предприятия. Современный системный подход к управлению персоналом. Организационная система управления персоналом. Экономическая система управления персоналом предприятия. Социальная система управления персоналом предприятия. Обеспечивающая система управления персоналом.
1
1
Практические занятия:
Цели и функции системы управления персоналом.
Виды систем управления персоналом предприятия. Современный системный подход к управлению персоналом.
Организационная структура системы управления персоналом.
Социальная система управления персоналом предприятия.
5
2
Самостоятельная работа обучающихся:
-
Тема 1.4. Стратегическое управление персоналом организации.
Содержание учебного материала
7
Кадровая политика организации основа формирования стратегии управления персоналом. Стратегическое управление организацией как исходная предпосылка стратегического управления ее персоналом. Система стратегического управления персоналом организации. Стратегия управления персоналом и ее реализация.
4
1
Практические занятия:
Стратегия управления персоналом и ее реализация. Взаимосвязь стратегии развития организации и стратегии развития персонала.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Кадровая политика организации.
1
Тема 1.5. Система поиска, подбора и адаптации сотрудников.
Содержание учебного материала
8
Планирование потребности в персонале. Процедура описания рабочего места, составление портрета кандидата на должность. Поиск кандидата. Процесс отбора кандидата на должность. Критерии и методы отбора. Прием новых сотрудников.
3
1
Практические занятия:
Процедура описания рабочего места, составление портрета кандидата на должность. Поиск кандидата.
Процесс отбора кандидата на должность Критерии и методы отбора.
Прием новых сотрудников. Трудовая адаптация и ее роль в управлении персоналом.
3
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Собеседование при приёме на работу.
Трудовая адаптация.
2
Тема 1.6. Управление трудовой мотивацией.
Содержание учебного материала
8
Теоретические аспекты управления мотивацией. Анализ и оценка рабочих мест. Опыт построения системы оплаты труда с учетом мотивации работников. Экономическая и морально-психологическая мотивация трудовой деятельности.
2
1
Практические занятия:
Экономическая мотивация трудовой деятельности.
Морально-психологическая мотивация трудовой деятельности.
4
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Морально-психологическая мотивация трудовой деятельности.
2
Тема 1.7.
Развитие персонала в организации.
Содержание учебного материала
10
Необходимость и причины обучения и повышения квалификации персонала: изменения характера труда, структурные изменения в экономике, возникновение потребности в работниках нового профиля, необходимость развития личности. Формы и методы обучения и повышения квалификации персонала. Ротация кадров. Цель создания кадрового резерва. Этапы формирования кадрового резерва: составление прогноза предполагаемых изменений в составе руководящих кадров, предварительный набор кандидатов в резерв, получение информации о деловых, профессиональных и личностных качествах кандидатов, формирование состава резерва кадров.
4
1
Практические занятия:
Цель создания кадрового резерва. Этапы формирования кадрового резерва.
Управление деловой карьерой. Ротация кадров.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Преимущества и недостатки методов обучения.
Методика анализа эффективности системы управления персоналом.
4
Тема 1.8. Оценка и аттестация персонала.
Љ°Содержание учебного материала
4
Необходимость и причины обучения и повышения квалификации персонала: изменения характера труда, структурные изменения в экономике, возникновение потребности в работниках нового профиля, необходимость развития личности. Формы и методы обучения и повышения квалификации персонала. Ротация кадров. Цель создания кадрового резерва. Этапы формирования кадрового резерва: составление прогноза предполагаемых изменений в составе руководящих кадров, предварительный набор кандидатов в резерв, получение информации о деловых, профессиональных и личностных качествах кандидатов, формирование состава резерва кадров.
-
1
Практические занятия:
Цели и задачи деловой оценки персонала.
Методы оценки персонала. Выбор субъекта оценки персонала.
Процесс оценки результативности труда персонала. Факторы, влияющие на оценку результативности труда.
4
2
Самостоятельная работа обучающихся:
-
Тема 1.9. Анализ кадрового потенциала предприятия.
Содержание учебного материала
4
Понятие «кадрового потенциала» предприятия. Методы анализа кадрового потенциала. Признаки и функции трудового коллектива. Формальные и неформальные группы и управление ими. Власть и лидерство Нововведения и персонал. Социально-психологический климат в коллективе.
-
1
Практические занятия:
Формальные и неформальные группы и управление ими. Власть и лидерство. Нововведения и персонал.
Социально-психологический климат в коллективе.
4
2
Самостоятельная работа обучающихся:
-
Тема 1.10 Управление трудовыми противоречиями.
Содержание учебного материала
4
Организация управления конфликтами и стрессами. Методы управления конфликтами. Формирование поведения руководителя в конфликтной ситуации. Правила профилактики конфликтов.
-
1
Практические занятия:
Организация управления конфликтами и стрессами.
Методы управления конфликтами.
Формирование поведения руководителя в конфликтной ситуации. Правила профилактики конфликтов.
4
2
Самостоятельная работа обучающихся:
-
Тема 1.11 Зарубежный опыт работы с персоналом.
Содержание учебного материала
4
Исторический аспект современных знаний в области управления человеческими ресурсами. Концепция научного управления персоналом Японский опыт управления человеческими ресурсами. Основные пути развития практики управления человеческими ресурсами в США. Организация работы по управлению человеческими ресурсами в европейских странах. Международная организация труда (МОТ): основные цели и сферы деятельности.
-
1
Практические занятия:
Японский опыт управления человеческими ресурсами.
Основные пути развития практики управления человеческими ресурсами в США.
Организация работы по управлению человеческими ресурсами в европейских странах.
4
2
Самостоятельная работа обучающихся:
-
Тема 1.12 Оценка эффективности управления персоналом.
Содержание учебного материала
3
Сущность и показатели эффективности деятельности службы управления персоналом. Комплексная оценка управленческого труда. Критерии оценки кадровых решений. Оценка затрат на персонал организации. Оценка экономической и социальной эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом. Методы оценки эффективности, применяемые в системе управления персонала.
-
1
Практические занятия:
Комплексная оценка управленческого труда. Критерии оценки кадровых решений.
Оценка затрат на персонал организации.
Оценка экономической и социальной эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом.
Методы оценки эффективности, применяемые в системе управления персоналом.
3
2
Самостоятельная работа обучающихся:
-
Тема 1.13 Автоматизация ведения кадрового учета (Программа « 1С: Предприятие. Зарплата и Управление Персоналом»)
Содержание учебного материала
71
Общие сведения о периодах работы с программой для кадрового учета. Способы загрузки программы. Меню. Пиктограммы и кнопки. Работа с окнами. Помощь в программе. Поиск. Работа с калькулятором и календарем. Удаление в программе. Основные объекты в программе. Справочники, документы, реквизиты, отчеты, журналы и др. Назначение и заполнение констант. Ввод начальных данных о предприятии. Основные справочники программы, их характеристика и особенности использования. Работа со справочниками. Режимы просмотра и редактирования справочника. Заполнение необходимых справочников. Способы ввода первичной информации. Ввод операций вручную. Анализ журналов. Первичные документы. Ввод нового документа. Проведение документа. Сделать документ не проведенным. Печать документа. Регламентные документы. Обработка первичных документов. Анализ журналов первичных документов. Формирование стандартных отчетов за день, месяц, квартал, год. Расшифровка данных отчета.
--
Лабораторные занятия
51
3
Самостоятельная работа обучающихся:
Корректировка штатного расписания предприятия.
Формирование личных данных сотрудников.
Требования к должностям на предприятии.
Мотивация сотрудников предприятия.
20
2
8
6
4
Самостоятельная работа обучающихся заключается не только в систематической проработке конспектов занятий, учебной и специальной литературы, но и в подготовке к практическим и лабораторным работам.
Каждый студент должен написать реферат и защитить его.
Примерная тематика рефератов:
1. Сущность и функции кадрового менеджмента. Кадровая политика.
2. Цели и функции системы управления персоналом.
3. Организационная структура системы управлением персоналом.
4. Кадровое и делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом.
5. Составляющие стратегии управления персоналом.
6. Взаимосвязь стратегии управления персоналом и стратегии развития организации.
7. Компетенция персонала как объект стратегического управления.
8. Управление компетенцией персонала.
9. Сущность, цели и задачи кадрового планирования. Виды кадрового планирования.
10. Маркетинг персонала. Факторы определяющие направления маркетинга персонала.
11. Планирование и анализ показателей по труду, расходов на персонал.
12. Нормирование и учет численности персонала. Виды норм.
13. Этапы и содержание стадий организационного проектирования системы управления персоналом.
14. Цели и составные части концепции управления персоналом.
15. Методы, применяемые при обследовании и анализе системы управления персоналом.
16. Варианты включения службы управления персоналом в общую структуру управления организацией.
17. Анализ рынка труда и проблема занятости в Свердловской области и Нижней Туре.
18. Перспективы развития стратегического управления персоналом в России.
19. Формирование эффективной организационной культуры в рамках стратегического управления персоналом.
20. Анализ затрат и результативности набора персонала.
21. Тренинг персонала.
20
Всего:
162
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ.
Оборудование учебного кабинета:
рабочие места для студентов и преподавателя, аудиторная доска;
комплект учебно-методической документации (учебники и учебные пособия, сборники задач, карточки-задания, комплекты тестовых заданий, КИМы);
наглядные пособия (схемы, таблицы);
авторский комплект компьютерных презентаций.
Технические средства обучения: ПЭВМ, мультимедийный проектор, экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Базаров Т.Ю. Управление персоналом. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. Гриф Экспертного совета по профессиональному образованию МО РФ, Издательство: Академия-центр, 2010.
Кибанов А.Я. Управление персоналом: Учебное пособие для ССУЗов (изд. 2) Издательство КноРус, 2010.
Макарова И.К. Управление человеческими ресурсами: Пять уроков эффективного HR-менеджмента: Учебник. – М.: Дело, 2007.
Методические материалы для слушателя сертифицированного курса. «1С: Предприятие 8» Управление персоналом (регламентированный и управленческий учёт). М.: Фирма «1С», 2007 г.
Руденко А.М. Управленческая психология. М.: Издательство Феникс, 2010.
Цыпкин Ю. А. Управление персоналом. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
Шекшня С. В. Управление персоналом современной организации. - М, 2003.
Дополнительные источники:
Егоршин А.П. Управление персоналом. Н. Новгород: НИМБ, 2001.
Чижов Н.А. Кадровые технологии. М.: Экзамен, 2000.
Кузнецов Ю.А. Взаимодействие руководителя и коллектива. М.: Кадры, 2000.
Психологические аспекты подбора и проверки персонала./ Сост. Н.А.Литвинцева. М., 1997.
Справочники:
1. Персонал: Словарь понятий и определений. - М: Экзамен, 2000.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных и групповых заданий, практических и лабораторных работ.
Формой итогового контроля является зачёт. К зачёту допускаются обучающиеся, имеющие положительные оценки по всем практическим и лабораторным работам, успешно освоившие материал дисциплины по всем разделам, защитившим реферат по предложенной теме.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Уметь:
создавать благоприятный психологический климат в коллективе;
эффективно управлять трудовыми ресурсами;
применять методы и принципы управления персоналом в решении конкретных хозяйственных ситуаций;
планировать и анализировать использование рабочего времени, пользоваться принципами самоменеджмента, определить потребность организации в персонале;
использовать технологии проведения профориентационной работы, обучения, социальной адаптации в коллективе;
вводить первичную информацию кадрового учета;
формировать необходимые кадровые документы, а также интерпретировать их итоги.
Индивидуальный контроль выполнения практических и лабораторных работ.
Знать:
содержание кадрового, информационного, технического и правового обеспечения системы управления персоналом;
организационную структуру службы управления персоналом;
общие принципы управления персоналом;
принципы организации кадровой работы;
психологические аспекты управления, способы разрешения конфликтных ситуаций в коллективе;
теории и модели отечественного и зарубежного управления персонала;
способы воздействия на трудовую мотивацию сотрудников организации;
особенности оценки эффективности деятельности по управлению персоналом;
возможности и принципы работы с программой «1С: Предприятие. Зарплата и Управление персоналом», назначение и составные части комплекса кадрового учета.
Индивидуальный и фронтальный опросы в ходе аудиторных занятий, контроль выполнения индивидуальных и групповых заданий, защита и презентация реферата.
13PAGE 15
13PAGE 14215
13PAGE 15
Заголовок 1Заголовок 3Заголовок 6Заголовок 7Заголовок 815