Методическое руководство к проведению занятий природоведческой направленности


Формирование успешности ученика посредством сенсорных каналов получения информации
Плотникова Наталья Викторовна – преподаватель естественно научных дисциплин
Раздел: биология, общепедагогические технологии
Послушайте и вы забудете,Посмотрите, и вы запомните, сделайте и вы поймете.Конфуций
Современный процесс развития школы характеризуется использованием новых форм, методов, подходов к обучению. Мы, учителя, призваны обеспечить всестороннее развитие человека с учетом его склонностей, творческих способностей. Как же не ошибиться с выбором того самого «ключика», который откроет «дверцу» к внутреннему миру ребенка? Думаю, что подсказать может только сама природа.
Согласно теории нейро-лингвистического программирования – люди различаются по способам получения, обработки и хранения информации. Зрение, слух и кинестетические чувства – это три основные системы восприятия, которые востребованы в процессе обучения, обоняние и вкус используются в меньшей степени.
Однако всего у трети всех людей генетически определено предпочтение какой-либо модальности (сенсорному каналу получения информации). В основной массе человечество обладает одинаковым уровнем развития способности работать в разных модальностях. Сам этот уровень развития может быть различным, и зависеть не только от наследственности, но и от того, насколько часто востребуется данный канал для восприятия информации.
Если мир постигается в картинах-образах, то более развита визуальная система; если в ощущениях тела, то – кинестетическая, если в звуках – аудиальная; некоторые способны постигать мир посредством запаха и вкуса. Представления о мире более полные, если включаютсявсе каналы восприятия.
Итак, входя в класс, учитель имеет дело с визуалами, аудиалами и кинестетами, которых и обучать-то следует по-разному. Именно это заставляет вновь обратиться к проблеме методов обучения, что подводит к основной цели педагогической деятельности: создать условия для развития интереса к предмету, на основе формирования учебного успеха каждого ученика.

Перед вами структура учебного успеха, предложенная Н.И. Галеевой. Из которой видно, что «хочу и могу» зависит от системы ценностей ребенка, а вот «могу и умею» – от природы. Поэтому
вновь возвращаясь к природе человека, можно отметить, что на уроках биологии, изучая живое, необходимо научить детей ощущать, чувствовать, входить в образ, необходимо включать все органы чувств в процесс обучения.
Так, организуя внимание, педагог-визуал скажет: «Посмотрите…», аудиал: «Послушайте…», кинестет: «Почувствуйте», а педагог, желающий активизировать у аудитории все каналы восприятия, произнесет нечто вроде: «Сегодня вы увидите новое, услышите необычное и почувствуете, что это пригодится в вашей работе (учебе)». Визуал скажет: «Мы смотрим на это одними глазами». Аудиал заметит: «Это созвучно моим представлениям». А Кинестет произнесет: «Я чувствую это так как же как и вы»
В учебном процессе информация фиксируется и передается в 3 формах: звук, изображение, мышечное усилие, либо все в комплексе. Сообразно этому выделяются 4 группы методов обучения.
Рисунок 2
Аудиальные методы обучения представлены звуковой информацией. К этой группе относятся рассказ, беседа, объяснение, лекция, игровые задания. В чистом виде эти методы обеспечивают передачу и фиксацию информации по аудиальному каналу. Эффективность усвоения звуковой информации визуалами и кинестетами можно повысить, используя определенные сказуемые визуальной и кинестетической модальностей, а также жесты и темп речи, позволяющие включать и удерживать внимание обучаемых всех групп. Кроме того, работу на уроке целесообразно организовывать таким образом, чтобы и аудиалы, и визуалы, и кинестеты имели возможность высказаться. В этом случае информация, заключенная в их словах, будет более полно воспринята "одногруппниками".
Игровые задания и игры для аудиаловСлушая список животных, обозначить хлопком в ладоши только беспозвоночных.
Воробей, медведь, *муравей, носорог, ласточка, *дождевой червь, карась, *боярышница, *кузнечик, сокол,* беззубка, сова, бегемот, *саранча, *нереида, лиса, барсук, дятел, *богомолОпределите допущенные биологические ошибки:
А эта веселая птица – синица,Которая часто ворует пшеницу,Которая в темном чулане хранится,В доме, который построил Джек.(Ошибка: синица питается насекомыми, но даже в стужу, при отсутствии насекомых клюет семена подсолнуха или конопли, но не пшеницы.)
Игра: «Третий лишний».
На доске в несколько столбиков написаны названия организмов или явлений (по три в каждом столбике), сгруппированные по определенному признаку. Но одно название в каждом столбце лишнее. Задача: определить, кто лишний в каждом случае и объяснить свой выбор. Пример:
желудок, кишечник, трахея. (1, 2 – органы пищеварения, 3 – орган дыхания)
масленок, сыроежка, мукор (1, 2 – шляпочные грибы, 3 – плесневый гриб)
Игра: «Подсказки».
Эта занимательная игра знакомит ребят с характерными признаками тех или иных организмов. Основная ее цель: сформировать знания особенностях основных групп живых организмов. Условия игры: чем быстрее угадаешь, тем лучше; подсказки расположены так, что каждая следующая приближает к ответу быстрее, чем предыдущая; каждая новая подсказка снимает один балл (если школьники угадывают, о ком идет речь после первой подсказки, им засчитывают максимальное количество баллов, после второй подсказки на балл меньше и т.д.)
Игра «Членистоногие».
Подсказка 1: первопоселенцы суши.
Подсказка 2: живут повсюду.
Подсказка 3: их называют «восьминогие агрессоры»
Подсказка 4: на голове 4 пары простых глаз
Подсказка 5: являются санитарами воздуха
Подсказка 6: на брюшке имеют паутинные бородавки – железки, выделяющие жидкость, застывающую на воздухе в виде нити
Подсказка 7: укусы некоторых опасны для человека.
Визуальные методы обучения предполагают передачу информации в виде изображения. Это демонстрация натуральных объектов и изобразительных пособий, а также работа со всеми видами печатной или письменной информации.
В чистом виде эти методы рассчитаны на визуалов, поэтому они обязательно должны сопровождаться устными текстами (для аудиалов и кинестетов), содержащими сказуемые кинестетической модальности, а также жестами, удерживающими внимание и облегчающими восприятие информации кинестетами. Например, при описании натуральных объектов можно с помощью жестов обозначить параметры, а с помощью слов дать представление о структуре поверхности.
Игровые задания и игры для визуаловИгра «Гусеница»
Пример: соколибрибисойканарейказаркайральбатрососедроздрофазанандудодубоносорокакаду
(найдите названия птиц)
Игра: «Фоторобот»
Задание: по отдельным фрагментам собрать целое изображение
Игра: «Домино»
(Правильно соедини блоки и получишь задуманные слова)
ца архе ана о кара птерикс кон ка да ти(каракатица, археоптерикс, анаконда)
Кинестетические методы обучения предполагают передачу и восприятие информации с помощью мышечных усилий и иных ощущений тела. 
Игровые задания и игры для кинестетовСобери цепь РНК, которая соответствует последовательности аминокислот:
Аланин – валин – глицин – лизин – тирозин
(используя цветные канцелярские скрепки)
Определить название плода с закрытыми глазами на ощупь.
Полимодальные методы обучения предполагают передачу информации по нескольким каналам восприятия. К этой группе следует отнести часть наглядных и все виды практических методов.
Аудиовизуальные методы рассчитаны на одновременную визуальную и аудиальную фиксацию, а графическое представление повышает эффективность запоминания;
составление опорных конспектов тем или уроков, т. е. схематизация относительно больших объемов учебного материала также облегчает выделение существенных информационных блоков и повышает эффективность запоминания за счет их визуализации;
составление таблиц, в ходе которого ученик объединяет и систематизирует всю имеющуюся в его распоряжении информацию. Кроме того, необходимость вписывать большие объемы информации в ограниченные рамки граф таблицы заставляет изобретать приемы ее свертывания (визуализации);
использование немых рисунков для контроля знаний. Если обучающиеся оповещены, что в контрольной работе им нужно будет сделать подписи к схематическим рисункам, это стимулирует и инициирует целенаправленную работу по трансформации всей приобретаемой информации в визуальную форму.
В качестве дополнительного приема визуализации информации целесообразно использовать цветовое кодирование рисунков и схем.
Учителю необходимо помнить, что рисунки, схемы, графики, опорные конспекты ученик, по возможности, должен выполнять сам, так как способы свертывания информации сугубо индивидуальны. 
Задания с использованием полимодальных методов
Задание 1. Заполнить таблицу: Сравнительная характеристика кровеносной системы позвоночных животных
Признаки Рыбы Земноводные Пресмыкающиеся Птицы Млекопитающие
Число камер сердца          
Числокругов кровообращения          
Задание 2. С помощью стрелок соотнеси названия органов и их функции.
Органы кровеносной системы Выполняемые функции
1. Предсердия  Несут кровь к сердцу, имеют клапаны.
2. Желудочки Мельчайшие сосуды пронизывают все тело животного, в них происходит газообмен.
3. Артерии  Несут кровь от сердца, самые крупные сосуды. 
4. Вены  Принимают кровь из предсердий, сокращаясь, выталкивают ее в артерии.
5. Капилляры Собирают кровь из вен, проталкивают ее в желудочек.
Одним из биологических задатков является ведущий канал восприятия информации. Чтобы выработать и максимально использовать возможности восприятия вначале необходимо установить, какой канал восприятия является доминирующим.
С помощью диагностики Приложени1,2 можно определить ведущий канал восприятия каждого ученика класса. Затем используя различные методы, формы и приемы работы с учетом модальности, определяются обучающие задания.
…творческий человек не приемлет однообразия, шаблона, унылого стандарта, он постоянно стремиться попробовать что-то новое: новые методики и технологии, подходы и учебники…
Приложение 1. (Диагностика Л.Ф.Тихомирова)
Имитационная игра.
У каждого из вас на столах листы бумаги и ручки. Сейчас я буду читать ряд слов, а вы постарайтесь их запомнить:
Дирижабль, лампа, яблоко, карандаш, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок.
- Запишите слова, которые вы запомнили.
2. Теперь посмотрите второй ряд слов:
Самолет, чайник, бабочка, ноги, хомут, бревно, свеча, тачка, журнал, машина
- Запишите слова по памяти.
3. - Третий ряд слов прослушайте, повторяя шепотом каждое слово и "записывая" его в воздухе:
пароход, собака, парта, сапоги, сковорода, калач, роща, гриб, шутка, воротник.
- Запишите третий ряд слов.
4. - Подсчитайте слова в каждой группе.
- Определите группу с наибольшим количеством слов.
- Если это первая группа - вы аудиал, ведущий канал восприятия - слуховой.
- Если это вторая группа - вы визуал - ведущий канал восприятия - зрительный.
- Если это третья группа - вы кинестетик - ведущий канал восприятия - двигательный
(моторный).
Тест
Инструкция: зачитайте предлагаемые утверждения. Поставьте знак «+», если вы согласны с  данным утверждением, и знак « - », если не согласны. 
Я люблю фотографировать, выбирать удачные ракурсы для снимков.
Я долго помню то, что мне сказали.
После тяжелого дня самое большое желание – принять удобное положение и расслабиться.
Я узнаю по шагам, кто вошел в комнату.
Люблю наблюдать за облаками и звездами.
Я не стану носить очень модную вещь, если она неудобна.
Люблю петь, когда чем-нибудь занимаюсь.
Мне очень приятно, когда в лицо дует легкий теплый ветерок.
Для меня очень важны цвета, которые меня окружают.
Я иногда разговариваю сам с собой.
Стараюсь записать все важные дела, чтобы не забыть.
Вечером я обязательно должен принять душ или ванну.
Я люблю танцевать.
Не могу уснуть, когда рядом тикает будильник.
Не выношу беспорядка в комнате, где живу.
Я часто слушаю плеер.
Если мне приходится долго сидеть, я ужасно устаю.
Люблю рассматривать репродукции картин.
Мелодия прошлого лета переносит меня в него.
Я люблю читать во время еды.
Очень часто и помногу разговариваю по телефону.
Я не худой человек.
Люблю потягиваться, разминаться.
Я умею слушать собеседника.
Обожаю смотреть фильмы.
У меня хорошая память на лица.
Люблю слушать шум дождя.
Не люблю спать на слишком мягкой постели.
Меня развлекают пародии, умение подражать голосам.
Много времени уделяю своему внешнему виду.
Люблю массаж.
В общественном транспорте я рассматриваю людей.
Предпочитаю слушать чье-либо чтение вслух, чем читать самому.
Я согласен с японской мудростью, что один цветок больше передает красоту, чем огромный     букет.
Не могу долго ездить на машине.
Много информации о собеседнике содержится в интонациях его голоса.
Мне нравится, когда люди хорошо одеваются.
В шуме не могу сосредоточиться.
Когда слышу музыку, отбиваю такт ногой.
Не люблю синтетических тканей.
Найти удобную обувь для меня очень сложно.
От яркости освещения в комнате зависит мое настроение.
Визуал: 1,5,9,11,15, 18, 20, 22, 25, 26, 30, 32, 37,42.
Аудиал: 2,4, 7,10,14,16,21,24,27,29,33,36,38.
Кинестетик: 3, 6, 8, 12, 13, 17, 19, 23, 28, 31, 35, 39, 40, 41
Приложение 2
Педагогические наблюдения по определению ведущей модальности учащихся
Ведущая модальность при приеме информации Наблюдения за учеником
Визуальная Часто смотрит вверх, когда я рассказываю, как будто представляет все. Когда я читаю текст в учебнике, всегда следит по тексту. Её (его) тетрадь очень аккуратная, записи чистые, исправлений нет (обязательно замазывает ошибки). Придаёт большое значений своему внешнему виду и порядку на парте. При написании диктантов может пропустить два-три слова. Хорошо воспринимает информацию, представленную на плоскости: схемы, рисунки, видеофрагменты. На уроке чаще спокоен, редко включается в возникающий конфликт.АудиальнаяКогда читает текст, для лучшего понимания проговаривает текст про себя. Гораздо чаще отвлекается, чем его визуальные соседи. Обычно — хороший имитатор, может повторить слово в слово, что говорил учитель, даже если, казалось, не слушал. Хуже вычисляет в уме, ему нужно проговорить вслух, чтобы осознать вопрос. Лучше работает сам, когда в классе тишина, или когда он сидит отдельно от других. В письменных работах может страдать слог и пунктуация. Он лучше расскажет, чем напишет.
Кинестетическая Он постоянно ищет возможность прикоснуться к разным вещам на парте, к соседу. Если за одной партой сидят два кинестетика, то за урок будет минимум две потасовки. Хорошо работает с моделями, составляет слова из слогов на карточках, предложения из слов. Всегда готов включиться в игру, в которой правила или законы осваиваются через движение, осязание.
По материалам: Галеева Н.Л. Сам себе учитель: Курс занятий по формированию успешности ученика. – М.: 5 за знания,2006.