Развитие познавательных УУД у иноязычных учащихся, при реализации внеурочной деятельности.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа №129
Доклад на тему « Развитие познавательных УУД иноязычных учащихся, при реализации внеурочной деятельности»
Выполнила: Надежда Васильевна Канашина
Должность: учитель
Развитие познавательных УУД иноязычных учащихся, при реализации внеурочной деятельности. Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка. В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как на уроках так и во внеурочное время. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта.
Иноязычным детям порой сложно адаптироваться в социальной среде, найти общий язык со сверстниками, и наконец найти себе друзей в классе, все это конечно приводит к проблемам в усвоении образовательных программ.
Что бы помочь иноязычному ребенку в обучении необходимо, формировать желание к обучению, стремление к самосовершенствованию каждой личности.
Внеурочная деятельность ставит своей целью прежде всего развитие личности обучающихся и в соответствии с требованиями ФГОС организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). 
В ФГОС помимо привычных требований к образовательным результатам выпускника начальной школы по учебным предметам выделен новый результат "выпускник получит возможность научиться", например: результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, самостоятельно использовать ранее накопленные знания и умения и др.  Содержание деятельности учащихся во внеурочное время должно быть направлено прежде всего на апробацию, тренировку и развитие УУД, предполагаемых ФГОС, и личностных результатов освоения ООП, таких как: 
осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями;
умение давать оценку своим действиям;
ориентация в человеческих качествах, осознание значимости таких нравственных категорий, как добро, красота, истина;
осознание себя гражданином (знание своих основных обязанностей и прав, умение действовать в группе и на благо группы, ставить для себя запреты и др.);
умение выражать собственное мнение и т. д
Важную роль в развитии познавательных УУД играет лексическая работа с иноязычными учащимися.
Рассмотрим некоторые методические приемы работы, которые можно использовать, как на уроке, так и во время проведения дополнительных занятиях с инофонами.
Лексическая работа для детей- инофонов является наиболее значимой, т.к. ограниченный словарный запас приводит к возникновению трудностей на всех учебных предметах.
- Интересной формой работы являются загадки с любым лексическим наполнением в исполнении детей, например: «Я серого цвета. Я пушистая, умею мяукать. Люблю ловить мышей и пить молоко».
- Большую помощь учащимся-инофонам оказывают словари, причем важно научить ребенка работать с толковым словарем, где он может найти лексическое значение незнакомого для него слова.
.-Проигрывание коммуникативных ситуаций, инсценировка литературных произведений.
- Так же необходимо использовать сказки-пиктограммы, когда детям необходимо только вставить пропущенное словосочетание, опираясь на картинку: Жила-была…одна собака. У нее была одна будка, одна миска…
-Не стоит избегать метода взаимопомощи .
-Обязательными на внеурочных занятиях являются групповые, коллективные, хоровые формы работы, которые помогают ребенку проявить свои способности, когда изучаемый язык органично вливается в учебную деятельность и сопровождает её совершенно естественным образом.
Кроме того можно использовать следующие упражнения:
-словообразовательные упражнения (найдите корень и подберите однокоренные слова, образуйте от данных существительных прилагательные/от данных глаголов существительные по образцу, продолжите словообразовательный ряд прилагательных/глаголов с данной приставкой/суффиксом);
-упражнение на составление тематических групп (выпишите из текста названия растений/профессий, характеристики предмета; выпишите в словарик названия деревьев, предметов одежды и т.п.);
-упражнения на включение данного слова в словосочетание (подберите к данному существительному прилагательное, к данному прилагательному существительное, подберите к данному глаголу существительное по образцу: читать — что? —… встретиться — с кем? — …рисовать — чем? — …);
-упражнения на введение данных слов в контекст (опишите картинку, используя данные слова, расскажите о своей семье, используя данные слова, составьте предложение с данным словом).
Групповая технология даёт каждому ребёнку:
эмоциональную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера 
возможность самоутвердиться
даёт учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения.
Основные противопоказания 1. Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности. 2. Детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить снова сесть вместе).
3. Если кто-то пожелал работать в одиночку, учитель разрешает ему отсесть .
4. Нельзя занимать совместной работой детей более 10-15 минут урока в 1 классе и более половины урока во 2 классе - это может привести к повышению утомляемости. 
При хорошо организованной групповой работе у учащихся формируются все УУД.
Достоинство этой формы работы состоит в том, что она значительно увеличивает объём речевой деятельности на уроках: ведь хоровые ответы помогают преодолеть боязнь допустить ошибку, а это самое главное в работе с такими учениками. Эта работа удобна для разыгрывания предлагаемых речевых ситуаций, которые побуждают их спросить или сказать что-либо на русском языке. Они помогли создать у детей запас наиболее употребительных русских слов и фраз для использования их в разговорной речи.
            Работа в парах  позволяет исправлять речевые ошибки учеников путём составления диалога по заданной ситуации. Ребята оказывают друг другу помощь в правильном и чётком произношении неродной речи.  
             При обучении русскому языку как неродному активно используются правила-инструкции, разъясняющие закономерности русского языка и помогающие формировать языковую компетенцию школьников.
   Работа с детьми- инофонами трудная, ежедневная, зачастую монотонная, но она приносит радость и удовлетворение, когда приносит результат.