«Игры и эстафеты для воспитания физического качества выносливость у юных спортсменов».
«Игры и эстафеты для воспитания физического качества
выносливость у юных спортсменов».
Сидоренко Сергей Юрьевич
учитель физкультуры
1 категория
МАОУ лицея № 28
В нашем современном мире из-за большой учебной нагрузки, увлечениями компьютерными играми, малоподвижном образе жизни существует проблема недостатка двигательной активности у школьников. Занятия в секциях, спортивных кружках помогают частично решить эту проблему. Спортивная деятельность способствует всестороннему развитию личности ребенка, она направлена на совершенствование интеллектуального, духовного, психического и физического развития ребенка. В процессе игр у детей формируются жизненно важные качества как упорство, честность, мужество, смелость, взаимовыручка.
Предлагаю вам игры и эстафеты, которые часто использую на своих уроках по физической культуре для развития выносливости у учащихся начальной школы.
Игра, ЧСС, количество движений
Содержание, правила
Ин-вен-тарь
Орган.-
метод.
указания
«Эстафеты-поезда».
Перед командами, стоящими в колоннах (по 8 – 12 человек),
проводится линия, а в 10 –12 м от каждом из них ставятся стопки (набивные мячи).
По сигналу первые номера команд обегают стойки (против часовой стрелки) и бегут к стартовой черте. Они пробегают мимо своей колонны, огибают ее сзади и снова бегут к стойкам. Когда они пробегают стартовую черту, к ним, обхватив за пояс, присоединяются вторые номера, и теперь уже игроки вдвоем обегают препятствие. После поворота вокруг команды к ним присоединяются третьи номера и т. д. Игра заканчивается, когда вся команда, изображающая вагончики поезда (не расцепляя рук), финиширует, то есть последний игрок пересечет линию старта.
В игре большую нагрузку получают первые номера команд, поэтому при повторении играющие располагаются в обратном порядке.
Правила: выигрывает команда, игроки которой быстрее выполнят задание.
На-бив-ные мячи
Стой-ки
Вместо стоек
можно использ. кегли
«Бег командам»
Нескольким командам (по 10 –12 человек в каждой) дается старт. Команды начинают движение, стараясь пробежать всю дистанцию (до 500 м), не растягиваясь, и в, полном составе финишировать. На финише обозначается коридор шириной 10 м. Выигрывает команда, которая затратит меньше времени и на финише ее участники будут в обозначенном коридоре одновременно.
Дистанцию лучше разместить по замкнутому кругу (беговая дорожка школьного стадиона).
Правила: выигрывает команда, и которой замыкающий прибегает раньше.
Се-кун-домер
Старты можно давать отдельно для каждой команды.
«Не давай мяча водящему»
Один из играющих – водящий. В начале игры он находится на середине площадки. Остальные игроки размещаются на площадке в произвольном порядке и, бегая, перебрасывают один другому баскетбольный мяч. Водящий старается завладеть мячом. С того места, где ему удалось поймать мяч, он бросает в любого игрока. В случае попадания игрок становится водящим, а прежний водящий участвует в игре наравне со всеми.
Игроки, бывший меньшее число раз в роле водящего, побеждают.
Правила:
Игрок, которого водящий попал мячом, поднимает руку и громко произносит: « Я – водящий!»
Любой игрок имеет право поднять или поймать мяч, отскочивший от игрока, который стал водящим, и продолжать игру.
Б.
мяч
Игру можно проводить на одной половине в. площадки.
«Салки».
Простой вариант. Играющие свободно располагаются в зале (на площадке). Один из участников – водящий. Ему дают платочек, который он поднимает вверх и громко говорит: «Я – салка!» Салка старается догнать и коснуться рукой кого-нибудь из играющих. Осаленному передается платочек, он громко говорит: «Я – салка» – и игра продолжается.
Новому водящему не разрешается тотчас касаться рукой осалившего его игрока. Победителями считаются ребята, которые не были осалены.
При проведении игры с большим числом участников лучше разделить площадку на три-четыре самостоятельных участков. Тогда салка и группа играющих бегают только в пределах своего участка.
Усложненные варианты.
а) Выручая товарища, можно пересекать дорогу водящему. Тогда салка начинает преследовать того, кто пересек ему дорогу, или другого игрока;
б) Имеется Один-два дома (очерченных круга), где салить игроков не разрешается. Находиться в доме больше 10 секунд не разрешается;
в) Играющие, кроме трех салок, имеют за воротником ленточку. Салка, догоняя убегающего, вытягивает ленту и продевает ее конец за свой воротник. Оставшийся без ленты становится салкой. Он объявляет об этом и начинает ловить остальных игроков.
г) Салки не разрешается касаться рукой того, кто впрыгнул на снаряд, залез на гимнастическую стенку, уцепился за перекладину, словом, оторвал ноги от земли. Правила запрещают салке караулить убегающего более 5 секунд. Осаленный меняется ролью с преследователем.
Игру можно проводить на одной половине в. площадки.
«Смена мест».
Игру проводят на баскетбольной или на волейбольной площадке. Игроки делятся на равные команды и выстраиваются у лицевых линей. По сигналу команды одновременно перебегают на противоположную сторону, т.е. меняются местами, заранее определив способ передвижения (бегом, прыжками на одной ноге, прыжками на двух ногах).
Правила:
Нельзя умышленно удерживать соперников.
Перебежав, занять заранее условленное положение.
Победа присуждается команде, которая первой заняла место у противоположной линии.
Чтобы не создавать помех друг другу, команды строятся в противо-положных углах площадки
«Линейная эстафета с бегом».
Три команды строятся в шеренги и располагаются в виде буквы «П». Перед командой, находящейся между двумя другими, проводится общая линия старта. Впереди, за 15-20 метров, ставятся в ряд три городка, на расстоянии 1,5 метра один от другого. Первые номера от каждой команды встают за линией начала бега. По команде учителя «Марш!» они выбегают вперед, а следующие по порядку бегуны от каждой команды занимают их места на старте. Выбежавшие, достигнув своих городков, обегают их с правой стороны и, возвращаясь обратно, касаются ладонью правой руки очередных игроков своей команды, после чего занимают свои места в шеренгах. Очередные игроки в свою очередь выбегают вперед, повторяют действия первых номеров и т. д. Игра повторяется два-три раза.
Правила: команда, закончившая перебежки раньше других побеждает.
Городки
обегают городки с правой стороны
«Эстафета с внезапными останов-ками».
Эстафета с внезапными остановками и продолжением движения по сигналам. Проводится линейная эстафета (смотрите игру, приведенную выше), но по первому сигналу (свистку, хлопку в ладони) учителя очередные бегуны должны тотчас же занять положение, лежа с опорой на локоть левой руки, а по второму сигналу продолжать движение вперед.
Правила: выигрывает та команда, которая без ошибок и раньше вернется на старт.
На площадке между командами можно начертить разделитель-ную черту
«Круговая эстафета».
Эта игра на развитие выносливости.
Обычно проводится в спортивном зале, стадионе, а так же можно в лесу.
Для подготовки на стадионе или в зале определяется линия старта и финиша.
В зале и на стадионе игра проводится по кругу. Участники встают на старт как показано на рисунке.
По сигналу учителя начинается эстафета. Каждый участник должен побежать 6 – 8 кругов (длина круга на усмотрение учителя) и потом передать эстафетную палочку следующему участнику команды. Через 10 – 15 минут можно повторить эстафету.
Правила: побеждает та команда, которая первая заканчивает эстафету.
Эста-фетная палоч-ка
Если эстафета проводится в лесу, место проведения игры очищается от посторонних предметов. В зале по средней линии баскетбольной площадке.
«Большая эстафета по кругу».
На четырех углах площадки ставятся флажки, а в центре – большой флаг. Класс делится на три команды, которые строятся в колонны по одному недалеко от линии старта. От каждой команды вызываются к линии старта по одному бегуну. По сигналу они оббегают четыре флажка, и, добежав до линии финиша (рядом со стартовой линией), передают эстафетную палочку вторым номерам, занявшим исходное положение на старте.
Правила: Выигрывает команда, замыкающий игрок которой раньше закончит бег вокруг флажков. Он должен первым подбежать – к центральному флагу (стойке) и постучать по древку эстафетной палочкой. Прибежавший вторым приносит своей команде второе место.
Флаж-ки, эста-фетная палоч-ка
Учитель следит за выполнением правил. Малые флажки обегаются с наружной стороны. Последний в команде игрок, прежде чем бежать к центральному флагу, должен обязательно обежать четвертый угловой флажок.
«Мяч капитану».
Возле коротких сторон площадки чертят по три вписанных круга, соответственно один, три и пять метров. В центре площадки чертят круг диаметром 1 метр.
Принадлежности для игры – баскетбольный мяч, отличительные нарукавные повязки.
Первые номера каждой команды- капитаны. Они встают в середину кругов, начерченных у коротких сторон площадки. Между окружностями большого и среднего кругов находятся четыре игрока из другой команды – перехватчики. Остальные игроки (нападающие) располагаются на площадке произвольно.
Учитель бросает мяч вверх в центре площадке между двумя игроками различных команд. Каждый из них старается отбить или перебросить мяч своим игрокам. Завладевший мячом стремятся путем передач подвести его ближе к своему капитану и бросить ему мяч так, чтобы тот поймал его на лету. Переброска мяча капитану затрудняется тем, что вокруг него стоят перехватчики из другой команды, которые стараются помешать ловле мяча. Перехватчики отбивают или перебрасывают мяч своим нападающим, а тем в свою очередь стремятся передать мяч своему капитану. Команде, капитан которой поймает мяч, засчитывается два очка. После этого игру вновь начинают с центра площадки. Выигрывает команда, получившая больше очков.
Правила:
Разрешается бросать и ловить мяч руками, а также
отбивать его головой.
Пробежка с мячом более двух шагов воспрещается.
Не допускаются грубые толчки.
Отнимать или выбивать мяч из рук не разрешается.
Играющие не имеют права заходить за линию очерченных кругов.
Мяч, вылетевший за пределы площадки, вводится в игру кем-либо из нападающих другой команды с того места, где мяч пересек линию площадки.
Б. мяч
За нарушения правил 2, 3 и 5 игроком одной из команд другая команда получает право на пятиметровый бросок своему капитану. Этот бросок может отбивать только один из перехватчиков команды-нарушительницы. Остальные игроки встают за линию штрафного броска. За мяч, пойманный капитаном налету с пятиметрового броска, команда получает одно очко, после чего начинается с центра площадки; если же капитан не поймает мяча, то игра продолжается. После того как один из капитанов любой из команд поймал мяч на лету, игроки (капитан, перехватчики, нападающие) могут меняться ролями
«Десять передач».
Игра ведётся по правилам баскетбола, но без бросков в корзину. Мяч вводится в игру с центра. Игроки команды, овладевающие мячом, умело маневрируя и не отдавая мяч противнику, стараются сделать между собой 10 передач пудрят, за что команде начисляется одно очко. После этого игра останавливается, и мяч снова вводится в игру броском с центра. Игра проводится на время или до определённого количества очков.
Правила:
Набранное количество передач
аннулируется, если мяч перехватил
соперник или команда допустила
ошибку.
Если противник при попытке забрать
мяч нарушил правила, мяч вводится из-
за боковой линии, а счёт продолжается.
Б. мяч
Ошибки: двойное ведение, пробежка, потеря.
Развитие игровой выносливости – это важная составная часть в развитии учащихся начальной школы. В группах начальной подготовки большое внимание уделяется общей физической подготовке. Половина занятий приходится на подвижные игры, игровые задания, спортивные игры. Ввиду этого необходимо вводить спортивные игры в школьную программу как обязательный элемент тематического планирования. Особенно в младших классах, так как ранняя выносливость развивается в основном с помощью подвижных игр.
Наибольшую роль в развитии выносливости играют подвижные игры, они помогают привлечь детей к спорту, чтобы в будущем достигнуть не только хороших результатов, но и быть готовыми и для дальнейшей трудовой деятельности во взрослой жизни.
Так как подвижные игры по своему содержанию очень разнообразны и привлекательны для детей, это способствует проявлению их наибольшего интереса к занятиям спортом. Что в дальнейшем отвлекает подростков от пагубного негативного влияния общества.
15