Конспект по окружающему миру на тему Африка (2 класс)
Конспект урока по предмету «Окружающий мир»
Сыктывкара 2 «а» класс
Программа А.А. Вахрушева «Школа 2100»
Учитель начальных классов
Кутькина Татьяна Владимировна
Тема урока «АФРИКА»
I. Цели урока:
Педагогическая: создать условия для знакомства с Африкой, ее географическим положением, климатическими условиями, живой и неживой природой Африки, достопримечательностями, работа с физической, политической, контурной картами.
Ученическая: в результате освоения данного модуля ученик научится ориентироваться по карте, узнает особенности живой и неживой природы, и фиксировать расположение географических объектов Африки в контурной карте.
II. Планируемые образовательные результаты
Предметные результаты изучения темы - формирование знаний и умений: материк Африка, её: климат, растительность, столица, реки, горы, животные, жители, достопримечательности.
1-я Линия развития – уметь объяснять мир:
связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
называть основные природные зоны и их особенности.
2-я линия развития – уметь определять свое отношение к миру:
уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
Личностные результаты:
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- целеполагание как постановка учебной задачи (подведение к теме урока)
- планирование (составление плана выполнения задания в группах)
- прогнозирование (выдвижение гипотез о различии климата в разных частях земного шара).
- контроль (самопроверка задания выполненного самостоятельно)
- коррекция (соотнесения знания, «открытого» детьми, с выводом, данным в учебнике)
- оценка (оценка работы в группах и оценка самостоятельно выполненного задания по алгоритму)
Познавательные УУД:
1.Общеучебные универсальные действия:
- формулирование темы урока
- поиск и выделение необходимой информации (работа в группах с текстом и иллюстрациями учебника, наглядными пособиями)
- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
- смысловое чтение как осмысление цели чтения
2.Универсальные логические действия:
- анализ объектов с целью выделения существенных признаков
- синтез как составление целого из частей
- выбор оснований для сравнения
- подведение под понятия, распознавание объектов
- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательств
- выдвижение гипотез
3. Постановка и решение проблемы:
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера
Коммуникативные УУД:
умение слушать и вступать в диалог
участвовать в коллективном обсуждении проблем
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками
III. Технологии развития УУД, используемые в рамках урока:
Технология проблемно - диалогического обучения
Технология продуктивного чтения
Технология оценки учебных успехов
Технология групповой работы
Здоровьесберегающие технологии
Информационно-коммуникативные технологии
Игровые технологии
IV. Методы обучения:
Словесные – рассказ (оазис, река Нил, вулкан Килиманджаро), беседа, объяснение, инструктаж к работе.
Наглядные – демонстрация (презентации, наглядных пособий, иллюстраций, репродукции картин, географической карты, )
Практические – нет; или определение свойств полезных ископаемых; или сравнивать свойства воды, воздуха и горных пород
V. Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная работа.
VI. Оборудование:
Для учителя – настенные карты полушарий, физическая и политическая карты Африки, флаги разных стран (Китая, Японии..). Мультимедийный проектор., интерактивная доска.
Для учащихся – на парту карта из учебника: карта полушарий, физическая и политическая карты Африки,
VII. Литература
Для учителя – Вахрушев А.А. Окружающий мир. Методические рекомендации для учителя к учебнику «Наша планета Земля», 2 класс. – М.: Баласс, 2012. – 416 с.
Зандер Н.Н. Конспект урока. Африка. [Электронный ресурс]. - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Байраш Е.Н. Конспект урока. Географическое расположение Африки. [Электронный ресурс]. - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Для учащихся – Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. 2 класс. («Наша планета Земля»). Учебник в 2 частях. Часть 2. – М.: Баласс, 2012. – 128 с. (С. 64 – 69).
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь. («Наша планета Земля»). – М.: Баласс, 2012. – 80 с. (С. 64 – 65).
VIII. Тип урока: изучение нового материала (вводный).
IX. Структура урока (этапы) / урок 45 минут:
Организационный момент (1 мин.)
Мотивация к учебной деятельности (2 мин.)
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии (3 мин.)
Выявление места и причины затруднения (5 мин.)
Построение проекта выхода из затруднения (Целепологание) (3 мин.)
Реализация построенного проекта (20 мин.)
Первичное закрепление во внешней речи (4 мин.)
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (2 мин.)
Включение в систему знаний и повторение (2 мин.)
Рефлексия учебной деятельности(1 мин.)
Домашнее задание (1 мин.)
Организованный конец урока (1 мин.)
X. Оформление классной доски:
Какие национальности населяют Африку?
Узнать жителей Африки.
План:
1)географическое положение.
2)рельеф, самая большая пустыня Сахара.
3)климат. 4)растительный и животный мир.
5)население.
30 октября
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Д./З.
У. стр.64-69
Р/Т стр.64 №3
ХОД УРОКА
I. Орг.момент
Если хочешь покружиться, Сперва надо подружиться,Руки другу протянуть, Улыбнуться не забудь Раз ладошка, два ладошка Вот и поздоровались немножко!
- молодцы ребята, присаживайтесь что бы начать наш урок.
II. Мотивация к учебной деятельности
-Ребята, посмотрите внимательно на изображение(1 слайд), как вы думаете, какой материк на нем изображен? (Африка?)
- да, молодцы это Африка, а знаете ли вы что - нибудь об Африке? (там тепло всегда, там есть верблюды )
-да конечно там тепло и есть верблюды. А как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? (об Африке, ее обитателях.)
- Молодцы. Мы с вами на протяжении урока будем изучать геологические, климатические и другие особенности таинственной, прекрасной Африки. Я думаю, далекая Африка станет для вас близкой, знакомой и понятной.
III. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии
-Давайте вспомним, какие материки мы уже знаем? ( Европа и Азия).
-Почему пустыня получила такое название? ( из-за их удаленности от океанов и их влажных ветров и из-за наличия гор между пустыней и морем.)
·
IV. Выявление места и причины затруднения
-Давайте сейчас прочитаем диалог на С. 64 и определим, кому из них принадлежит рассказ из первой картинки и из второй?
- мы из Африканской семьи народов. Нам жара не страшна. Темная кожа и густые волосы защищают от солнечных лучей. – мы, Арабы, живем на севере Африки. У нас смуглая кожа и черные волосы. Мы тоже выносливы, но относимся к белой расе.
-итак, к какому тексту принадлежит первая картинка? ( к первому тексту.)
- а вторая? (ко второму тексту)
-молодцы определили правильно, А кто еще знает или слышал, какие племена населяют Африку? (мы пока незнаем и не слышали)
-А не хотели бы вы об этом узнать побольше? (конечно хотим)
V. Построение проекта выхода из затруднения
-И так какая цель стоит перед нами? (узнать какие племена населяют Африку?)
-да молодцы, а что поможет нам сейчас ( учебник, глобус, карта)
- а теперь давайте вместе составим план урока.
1) географическое положение.
2) рельеф, самая большая пустыня Сахара.
3) климат.
4) растительный и животный мир.
5) население.
- Молодцы ребята, а теперь давайте приступим.
VI. Реализация построенного проекта
-Давайте для начала поработаем с картой и определим его географическое положение, т. к. вы уже умеете это делать, (слайд 2)
1. В каких полушариях расположен материк Африка, по отношению к нулевому меридиану, к экватору? ( Экватор пересекает Африку почти посередине, следовательно, материк расположен в северном и южном полушариях. Начальный меридиан пересекает Африку на западе, и большая ее часть лежит в восточном, а меньшая – в западном полушариях. )
2. В каких тепловых поясах расположен материк? (Африка входит в северный умеренный, жаркий и южный умеренный тепловой пояс, Африка расположена в 7 климатических поясах: экваториальном, 2-х субэкваториальных, 2-х тропических, 2-х субтропических..)
3. Какие океаны омывают берега Африки, с какой стороны горизонта? ( с запада – Атлантическим океаном; с востока – водами Индийского океана и Красного моря. С севера Африка омывается Средиземным морем и отделена от Европы ).
-хорошо. Благодаря своему географическому положению – в экваториально-тропических широтах – Африка получает большое количество солнечного тепла, т.к. Солнце здесь в течение всего года стоит высоко над горизонтом. Поэтому утверждение «Африка – самый жаркий материк» .
- а теперь прочитаем текст учебника на С. 64-65.что вы в тексте нашли новое? (что там есть Суэцкий канал, который проложили люди; Египет - пустынная страна и там самая большая пустыня Сахара)
-да молодцы, а теперь мы выполним задание по группам,1 гр. климат , 2 растительность, и 3 животные, вам надо из текста выявить то что вы рассматриваете, а потом выйдете к доске и расскажете что нашли. (слайд 3,4,5)(1-днем поверхность земли раскаляется так, что на камнях можно жарить яичницу. Ночью становится холодно: холоднее, чем бывает ночью у нас.2-там есть тропические леса, а так же есть зона тропических степей или саванн, там хорошо растет трава, но есть еще баобабы и акации. 3-по тексту мы определили что там есть обезьяны, а по карте данной на С. 108 зебры, жирафы и гну, антилопы, львы, черепахи, носороги, крокодилы, слоны, марабу, гепарды и лемур)
-а сейчас я вам расскажу об оазисе, это места в пустыне, где есть пресная вода. Он есть и в Африке. (слайд 6) . в Африке течет река Нил- это самая длинная река на свете. Его источники лежат в зоне влажных тропических лесов. Дожди идут там каждый день, после обеда. (слайд 7). А в Африке еще есть высокая гора, потухший вулкан Килиманджаро, которого можно увидеть с реки Нил.(слайд 8).
-а теперь давайте выполним каждый задание на С. 68 учебника. (травоядные - жираф, зебра, антилопа, и может и черепаха, а все остальные хищные.)
- молодцы, а теперь мы отдохнем.
Физминутка: Рано утром в парк ходили (ходьба на месте),
Там снеговика лепили (махи руками),
А потом с горы катились (волнообразные движения руками),
Веселились и резвились (прыжки).
В Таню кинули снежком (произвольные движения),
В Вову кинули снежком,
В Мишу кинули снежком -
Получился снежный ком!
Холодно гулять зимой (киваем головой)-
Побежим скорей домой (возвращаемся на места)!
- молодцы, а сейчас занимайте свое рабочее место.
VII. Первичное закрепление во внешней речи
-отдохнули? (да)
-А теперь давайте поработаем с раб. Тетрадью, открываем С. 64 зад 1 и 2 по вариантам 1в-1 зад, 2в-2зад. Записываем в тетрадь, а потом проверим.
-сейчас посмотрите на доску, тут развешены нации людей и материки. Надо их соотнести. Вы уже изучали Европу и Азию а исходя из этого мы узнаем интересующий нас вопрос кто еще живет в Африке?
-давайте с места вы будете поднимать руку и говорить, кто живет в Азии из имеющихся карточек? (японцы, корейцы, китайцы, индийцы)
-молодец Аня садись. А теперь кто нибудь еще из желающих, кто живет в Европе? (немцы, голландцы, русские, англичане, румыны и болгары)
- молодец Коля присаживайся, а кто же тогда эти оставшиеся нации? (масаи, пигмеи - это те кто живет в Африке)
- Да, молодцы, мы теперь узнали кто живет в Африке, давайте мы их сейчас прочитаем и просмотрим.(слайд 9, 10,11,12,13,14,15,16) (зулусы, бушмены, банту, самбуру, кикуи, масаи, пигмеи и арабы).
VIII.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
-молодцы ребята, а сейчас давайте определим правильно ли мы сделали, и по учебнику посмотрим какие есть там национальности и каких еще мы узнали.( мы сделали все правильно, и теперь мы знаем какие нации населяют самый жаркий материк).
IX. Включение в систему знаний и повторение
Вот сейчас можно ответить на пару вопросов. Что такое оазис? (это места где есть пресная вода). В пустынях нет воды. Откуда вода в реке Нил? (Нил, самая длинная река в мире и она берёт начало на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и впадает в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], образуя [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
X. Рефлексия учебной деятельности
Заканчивая наш урок ребята я попрошу вас взять в руки полоску и поднять соответствующему смайлику, синий - ни чего не понял, урок был неинтересным, белый- запомнил только малость т. к. меня это е заинтересовало, и красный – я понял все, и урок был очень интересным. А у кого получилось так, что полоска синяя или белая, мы поможем все вместе им понять или разобрать те вопросы, которые они не поняли и их интересуют. Так ведь ребята?(Да)
XI. Домашнее задание
-Ребята, запишите домашнее задание. задание 3 в рабочей тетради С. 65 а в помощь вам будут страницы учебника 64-69 , а так же можно будет по желанию нарисовать понравившееся животное. а на сл. уроке мы их рассмотрим и прослушаем что вы знаете про них.
XII. Организованный конец урока
-Ребята вы все молодцы, спасибо за работу, урок окончен.
Заголовок 1Заголовок 315