Доклад «РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В УПРАВЛЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В ГРУППЕ»
Доклад «РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В УПРАВЛЕНИИВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В ГРУППЕ»
Зам по УВР ГПОУ «ЧМУ»
Ю.О. Андреева
В разное время педагогическая наука дает различные трактовки понятия «воспитание». Однако, на мой взгляд, наиболее верным и доступным является понятие, предложенное Х. И. Лийметсом: «Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности».
Классный руководитель – ближайший и непосредственный воспитатель и наставник. Он организует и направляет воспитательный процесс в группе, объединяет воспитательные усилия родителей и общества. В деятельности классного руководителя органично сочетаются идейно-воспитательная, организационная и административные функции. Классный руководитель заботится о всестороннем развитии студентов, о коллективизме, трудолюбии, воспитании, о повышении качества знаний, укреплении дисциплины и порядка в группе.
Быть классным руководителем - это трудная, но очень важная миссия. Как бы ни была трудна эта деятельность, она, несомненно, нужна учащимся, поскольку основным структурным элементом воспитательной системы училища является студенческая группа. Именно в группе организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В группе решаются проблемы досуга и сплочения учащихся, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.
Организатором деятельности учащихся в группе, координатором воспитательных воздействий на учащихся является классный руководитель. Он непосредственно взаимодействует как с учащимися, так и с их родителями.
Основное в деятельности классного руководителя – воспитание студентов и сплочение их в дружеский коллектив. Конечно, в центре его внимания стоят вопросы учебной работы, повышения уровня знаний.
Классный руководитель отвечает за содержание воспитательного процесса, его соответствие целям гуманистического демократического воспитания и активность участия в нём студентов. Для этого необходима диагностика, достаточно полная осведомленность классного руководителя об участии студента в различных видах деятельности, его отношениях в группе, характере и содержании общения, формирующихся потребностях и интересах, стимулах и мотивах поведения. На основе информации, получаемой от самих студентов, от непосредственных организаторов их жизни, классный руководитель контролирует состояние воспитательных отношений, дает советы, вносит педагогические коррективы в течение жизни.
К важнейшим функциям классного руководителя относятся: развитие познавательных интересов и способностей студентов, забота об охране здоровья.
Классный руководитель организует своевременную помощь отстающим студентам, их работу в общественно-полезном труде, в важнейших общеучилищных мероприятиях. Он также взаимодействует со студентами на основе уважения, взаимопонимания.
Классный руководитель – член педагогического коллектива. Организаторскую и воспитательную работы он проводит не в одиночку, а под руководством директора , его заместителей, в тесном контакте с другими преподавателями. В процессе воспитания классный руководитель доходит до каждого студента. В любой группе, в том числе, в самой организованной и дисциплинированной, нужна повседневная воспитательная работа, направленная на формирование положительных качеств и на преодоление отрицательных.
К основным качествам, необходимым классному руководителю, следует отнести тактичность, выдержку и самообладание, отзывчивость, наблюдательность, искренность, находчивость, аккуратность и внешнюю опрятность. Его почетное дело – непосредственное воспитание молодежи, формирование жизнерадостного, трудолюбивого, физически и нравственно здорового поколения.
Классный руководитель ставит и осуществляет единые воспитательные задачи. Так, он стремится приучить студентов к трудолюбию, организованности, правдивости. Но пути, средства и методы достижения этих задач могут быть различными в зависимости от индивидуальных особенностей студентов.
Одних нужно вовремя поощрить, других – умело наказать за нарушение правил поведения. А для этого нужно глубоко и всесторонне их изучить. Классному руководителю надо хорошо знать своих студентов, понимать их, уметь организовать полезную учебно-общественную деятельность с учётом их индивидуальных особенностей и интересов. Хорошее знание студентов поможет уладить недостатки в поведении. Эффективность и качество воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от систематической работы по повышению их квалификации. Для того, чтобы хорошо воспитывать, им самим надо быть хорошо воспитанными и высокообразованными, постоянно пополнять и совершенствовать свои знания, педагогическое мастерство. Важнейшей формой повышения квалификации классного руководителя является самообразование. Систематическая работа по повышению квалификации обеспечивает постоянное движение их к вершинам педагогического мастерства.
Основные функции классного руководителя определяются необходимостью создания условий существования студентов в училище для его успешной жизнедеятельности, содействия разностороннему творческому развитию личности, духовному становлению, постижению смысла жизни.
В качестве важнейших функций (от лат. function – исполнение, обязанность) классного руководителя выступают следующие: когнитивно-диагностические, организаторско-стимулирующие, объединительно-сплачивающие, координирующие и личностно-развивающие.
а) Классному руководителю необходимо знать состояние здоровья студентов и физического развития, проявляемые склонности, способности и интересы, отношение к учёбе и динамику успеваемости. Указанные данные нужно доводить до сведения работающих в группе преподавателей с тем, чтобы они соответствующим образом учитывали их в процессе учебно-воспитательной деятельности.
б) Организаторско-стимулирующая функция обуславливается тем, что участие студентов во внеклассной работе является добровольным делом. Оно несовместимо ни с понуждением, ни с жестким регламентированием деятельности студентов. Главное здесь, умение классного руководителя организовать внеклассную работу таким образом, чтобы она увлекала студентов высокой содержательностью, разнообразием и свежестью форм, постоянным поиском новых подходов к её проведению. Даже самые традиционные виды работы (классные часы) каждый раз необходимо проводить по-новому, придавать им яркие красочные формы.
в) Объединительно-сплачивающая функция вытекает из того, что действенным фактором воспитания является сплочение студентов, здоровый психологический микроклимат в группе, товарищеское общение, забота друг о друге. Необходимо предотвращать появление группировок с негативной направленностью, создавая условия для увлекательной совместной деятельности студентов.
г) Координирующая функция обусловлена координацией деятельности студентов и осуществления единого подхода к ним. Подобную работу необходимо проводить также с родителями студентов и привлекать их к совместной воспитательной работе.
д) Личностно-развивающая функция. Её осуществление требует придания проводимой воспитательной работе действенного педагогического влияния на развитие личностных качеств студентов: стимулирование их потребностно-мотивационной сферы, учебно-познавательной активности, нравственное и эстетическое формирование, развитие творческих способностей и задатков. Осуществление указанных функций связано с выполнением классным руководителем целого ряда возложенных на него обязанностей. В круг этих обязанностей входит тесное сотрудничество с другими преподавателями, оказание своевременной помощи студентам в учёбе, проведение мероприятий, содействующих укреплению здоровья студентов, организация общественно-полезного труда, ведение установленной документации, представление руководству техникума сведений об успеваемости, посещаемости и поведении студентов.
Изучение студентов классным руководителем проводится с помощью различных методов. Важнейшими из них являются следующие: повседневное наблюдение за деятельностью и поведением студентов в процессе учебных занятий и внеурочной работы, индивидуальные и групповые диагностические беседы, посещение их на квартирах, в общежитии, на дому.
Сущность этих методов заключается в том, чтобы наблюдая за студентами в различных условиях учебной и внеклассной работы, выявлять особенности их отношения к выполнению своих обязанностей, черты характера, культуры поведения. Например, когда наблюдая за тем или иным из студентов, классный руководитель замечает, что на уроках он не может сдерживаться и ведёт себя неспокойно, логично сделать вывод о недостаточной его дисциплинированности. Если на какого-нибудь студента преподаватели жалуются, что он совсем не выполняет домашние задания, нужно предполагать, что он требует постоянного внимания и помощи. Подобные наблюдения и фактический материал классный руководитель должен накапливать не только по учебной деятельности студентов, но и по их нравственным проявлениям, отношению к общественно-полезной деятельности, состоянию здоровья, поведению в свободное время.
Индивидуальные, групповые беседы. С их помощью классный руководитель имеет возможность узнать, как относится студент к учебным занятиям, чем интересуется и занят во внеурочное время, какие трудности испытывает в овладении знаниями. В задушевных индивидуальных беседах студенты рассказывают о своих успехах и неудачах, характере отношений с однокурсниками. Изучение результатов деятельности студентов. В техникуме проводятся различные конкурсы, викторины, олимпиады, выставки, соревнования. Студенты проявляют творческие способности.
Классный руководитель нередко даёт им различные поручения. В итоге обнаруживается, что некоторые студенты с увлечением выжигают, вяжут, шьют, поют, танцуют, читают техническую литературу, третьи с увлечением изучают устройство автомобиля, четвёртые играют с удовольствием на духовых инструментах. По результатам этой разнообразной деятельности классный руководитель может судить не только об увлечениях, но и склонностях и способностях студентов, делать прогнозы из развития, устанавливать контакты с преподавателями и родителями по этим вопросам, чтобы они учитывали всё это в своей работе.
Так, сущность естественного эксперимента состоит в том, что студенты включаются в какую-нибудь деятельность, и классный руководитель наблюдает за их поведением не в искусственно созданных условиях, а в процессе обычной работы и, таким образом, изучает их особенности. Например, группе поручается закончить начатую ранее уборку закреплённой за ней территории. Но поскольку работы там немного, классный руководитель, предлагает принять участие в ней тем, кто пожелает сам. И вдруг обнаруживается, что некоторые из студентов, которых обычно хвалят за хорошую учёбу и общественную активность, не изъявляют желание принять участие в труде. Замечая это, классный руководитель делает вывод, что с этими студентами необходимо усилить работу по воспитанию у них трудолюбия. В качестве подобных «естественных ситуаций» при изучении студентов могут выступать обсуждение на собрании плохих поступков отдельных студентов, когда нужно проявить принципиальность и требовательность к товарищу. Вот здесь классный руководитель и видит, у кого эти качества есть, а у кого их нет.
Для практической работы классного руководителя больше всего подходят следующие методы воспитания:
- методы убеждения, с помощью которых формируются взгляды, представления, понятия воспитуемых, происходит оперативный обмен информацией (внушение, призывы, убеждения);
- методы упражнений (приручений), с помощью которых организуется деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные её мотивы (различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, требований, создание ситуаций успеха);
- методы оценки и самооценки, с помощью которых производится оценка поступков, стимулирование деятельности (критика, поощрения, замечания, наказания, ситуация доверия, контроля).
Следующей ступенью профессионального роста классного руководителя является мастерство. Педагогическое мастерство как качественная характеристика учебно-воспитательной деятельности классного руководителя есть не что иное, как доведенная им до высокой степени совершенства учебная и воспитательная умелость, которая проявляется в особой отшлифованности методов и приёмов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса. А. С.Макаренко подчёркивал, что педагогическое мастерство можно и нужно вырабатывать.
Особое место в деятельности классного руководителя занимает классный час ( наше больное место)– форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы. К выбору форм работы классный руководитель подходит творчески. Планируемые им формы, различного содержания «классные часы», призваны охватить анализом весь целостный учебно-воспитательный процесс, кристаллизовать его ведущие идеи в сознании студентов, помочь дать оценку формирующимся идеалам, ценностным ориентациям, вкусам, выразить принципиальное отношение к чуждому, вредному.
Каковы же основные направления в работе классного руководителя?
1. Изучение студентов группы: получение демографических, медицинских, психологических и педагогических данных.
2. Постановка воспитательных задач общих для группы или отдельных студентов.
3. Планирование воспитательной работы – составление плана для работы со студентами, преподавателями, родителями, содержащего перечень задач и дел по их решению.
4. Организация, проведение и корректировка различных видов деятельности в соответствии с поставленными задачами и намеченным планом: проведение классных часов, вечеров, родительских собраний.
5. Организация работы с родителями студентов: систематическое информирование об успеваемости, поведении студентов.
6. Анализ и оценка результатов воспитания: наблюдение, опросники и другие методы, позволяющие судить о результатах и ставить новые задачи.
Современный классный руководитель – тонкий психолог и умелый педагог. Владея теоретическими познаниями и педагогической интуицией, он легко входит в контакт с преподавателями и студентами, умело организует совместную деятельность в училище и вне его, обладает искусством прямо и косвенно управлять мыслями, чувствами и волей студентов. Он исследователь и организатор, общественник, увлечённый спортом, техникой или искусством. Всё богатство своей души он с готовностью дарит студентам. Для получения объективных данных об интеллекте, характере, здоровье и других свойствах студента классный руководитель выполняет следующие основные требования: изучает студента в естественной обстановке, в единстве с условиями его жизнедеятельности; постоянно учитывает индивидуальные и возрастные изменения: изучает студента целостно, во всех его проявлениях: изучая, воспитывает – воспитывая, изучает. Для выявления взглядов, убеждений и идеалов студентов большое значение имеют их ответы, высказывания на уроках, а также классных часах, диспутах.
Коллектив сплачивается в процессе совместной деятельности и общения. Наиболее интенсивно он созревает в творческой, проблемной деятельности, когда студенты не просто выполняют то или иное задание, а совместно решают сложные, но посильные задачи.
Классный руководитель организует общение студентов в различных формах, содействует их взаимной заинтересованности и духовному взаимообогащению. Это достигается путём поощрения сотрудничества студентов при выполнении общих дел, стимулирования добровольной взаимопомощи в учениях, поощрения дружбы. Вместе с тем, опираясь на коллективное мнение, классный руководитель предупреждает и пресекает появление кличек, сплетен, нездоровых группировок.
Специфический характер имеет работа классного руководителя по повышению успеваемости студентов. Прежде всего, классный руководитель использует коллектив группы для повышения требований к студентам по вопросам учёбы и дисциплины. С этой целью проводятся специальные собрания, на которых анализируется состояние учебной работы в группе, заслушиваются отчёты отдельных студентов о выполнении ими правил поведения. Значительное место в работе по улучшению успеваемости занимают разъяснительные беседы об обязанностях студентов в учении, о культуре умственного труда, а также контроль за выполнением их домашних заданий. Задача классного руководителя – вовремя заметить отставание студента в учении, выяснить причины и оказать ему действенную помощь.
Ответственный участок деятельности классного руководителя – нравственное и трудовое воспитание. С помощью различных внеклассных мероприятий (бесед, лекций, докладов, вечеров) он знакомит студентов с современной жизнью страны, проводит диспуты на моральные темы, литературно-художественные вечера.
Проводя воспитательную работу со студентами, классному руководителю следует поддерживать тесные контакты с преподавателями с целью установления единых требований к студентам и повышения качества учебно-воспитательного процесса. В каких же формах осуществляется эта работа?
Одной из таких форм является посещение классным руководителем уроков, проводимых преподавателями в его группе. В процессе посещения занятий он наблюдает за работой студентов, их дисциплиной, анализирует качество их знаний и познавательную активность. Одновременно с этим классный руководитель изучает вопрос о накоплении оценок и использовании их стимулирующей роли в учении, о дозировке объёма домашних заданий. Классный руководитель изучает учебные трудности и совместно с родителями и преподавателями и активом группы устраняет их. Одни студенты нуждаются в дополнительных занятиях, другие в усиленном контроле, третьи в повышенном внимании и даже лечении, четвёртых надо учить приёмам умственной работы. Важной проблемой в работе классного руководителя с преподавателями является организация помощи слабоуспевающим студентам, так как он, находясь в постоянных контактах со студентами, может подсказать причины снижения качества знаний того или иного студента и попросить преподавателя учесть их в своей работе.
Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. Эта работа приносит успех, если она, будучи систематической и научно обоснованной, органично включается в общую педагогическую деятельность классного руководителя. Работа с родителями требует умения устанавливать доверительные и деловые отношения с ними, педагогического такта, выдержки, последовательного и неотступного внимания. Неоценимое значение имеют личные контакты классного руководителя с родителями. Классный руководитель информирует родителей об успехах студента, акцентируя внимание на положительном, говорит о трудностях и неудачах, стараясь выяснить причины и мотивы ослабления в учёбе, совместно определяют методы педагогической помощи. Обязанность классного руководителя осуществлять педагогическое просвещение родителей, в особенности с учётом специфического подхода к студентам различных возрастных групп. Так, необходимо ознакомить родителей с возрастными особенностями воспитания и развития тех студентов, с которыми работает классный руководитель, и дать практические советы о том, какое отражение должны находить эти особенности в процессе семейного воспитания. Таким образом, эффективное выполнение классным руководителем своих функций, активное использование форм работы и чёткое планирование даёт возможность включения всех студентов в целостный учебно-воспитательный процесс. Только классный руководитель в полном объёме обладает средствами и умением осуществлять действенное формирование растущей личности, развитие его мировоззрения и нравственно-эстетической культуры. Именно на этом основан его авторитет, достоинство и гордость за свое призвание, за свою сложную и весьма нужную людям работу, которую никто, кроме него, выполнить не может. Он должен ощущать свой высокий престиж в обществе, величие своей профессии и заслуженно переживать глубокий пафос положения о том, что Учитель – это, действительно, звучит гордо! Я хочу сказать, что студенческие годы оставляют глубокий след в сознании человека. Они вспоминаются потом не только интересными уроками лучших преподавателей. В памяти всплывают увлекательные экскурсии и походы, вечера, яркие доклады, не забываются и задушевные беседы классного руководителя, его дружеская поддержка в трудную минуту. Многие студенты и после окончания техникума не порывают связи со своими любимыми классными руководителями
В своей работе классным руководителям необходимо стремиться придерживаться определенных правил отношений с учащимися:
- не запрещать, а направлять;
- не принуждать, а убеждать
- не командовать, а организовывать;
- не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
Но, к сожалению это не всегда получается.
С самого начала учебного года у нас идет борьба с пропусками и двойками. Первокурсники позволяют себе прогуливать занятия, считая, что именно так поступают «взрослые» и самостоятельные люди. Покинув школьные стены, они посчитали, что навсегда избавятся от изучения наскучивших общеобразовательных дисциплин, но попав в училище, опять сталкиваются с ними. И возникает внутренний протест, выражающийся в нежелании посещать занятия и учиться. Таких студентов приходиться убеждать, что учиться надо. Что изучение общеобразовательных дисциплин являющихся базовыми для их специальности очень важно, а профильные дисциплины просто необходимы для успешного освоения специальности. Ведь зачастую отъявленные двоечники, которым неоднократно грозило отчисление на первом курсе, становятся хорошистами и отличниками, заинтересованными в получаемой специальности.
Проблема пропусков и неудовлетворительных оценок также кроется в недостаточной профессиональной направленности на получаемую специальность. Большинство студентов, не зависимо от уровня образования, выбирают специальность не осознанно. Кто-то ищет учебное заведение рядом с домом, кто- то поступает в училище за компанию с товарищем, за кого-то решают родители, совершенно не учитывая возможности и интересы своего ребенка, а кого то просто в школу 10 класс и не берут.
Проблема повышения успеваемости в группе решается гораздо легче проблемы пропусков учебных занятий. Если студент присутствует на занятии, то всегда можно найти способ поставить ему оценку и мотивировать на получение более высокой оценки, если это необходимо. Гораздо сложнее научить студента, пропускающего занятия. Поэтому в настоящее время основная задача классного руководителя - это сведение к минимуму пропусков занятий студентами группы.
Решением данной задачи является работа с родителями студентов. Данная работа заключается в оперативном сообщении родителям о том, что их ребенок отсутствует на занятии или уходит раньше, чем определено расписанием. И очень хорошо, если родители оказывают помощь в установлении причин пропусков и опозданий, а также контактируют с классным руководителем, и интересуются успеваемостью своего ребенка. К сожалению, есть родители, которые говорят, что знают о пропусках и неуспеваемости своих детей, но не будут решать данную проблему. Единственное, что обещают - это поговорить со своим ребенком. Затем начинают игнорировать телефонные звонки классного руководителя. В этом случае очень сложно добиться успеваемости и т.д. (безразличие и равнодушие во многом идет из семьи) и в данной ситуации отсев не избежать.
При проведении воспитательной работы с первокурсниками очень важно учесть, что в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования в процессе обучения они должны овладеть общей компетенцией, заключающейся в понимании сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявлении к ней устойчивого интереса. Для привития интереса к профессии проводятся классные часы, студенты привлекаются к участию в различных олимпиадах, конкурсах и мероприятиях, имеющих профессиональную направленность.
В работе классного руководителя помимо трудностей достаточно много приятных моментов. Замечательно, когда группа добивается успехов в любом из видов деятельности. Приятно осознавать, что на старших курсах работать будет значительно легче. Особенно приятно, когда выпускники звонят, советуются, рассказывают о своих делах. И в большинстве своем - это не отличники, а "трудные" в свое время подростки или "середнячки".
15