Современные технологии в теории и методике обучения географии
Теория и методика обучения географии.
Современные педагогические технологии и ИКТ
Автор:
Ведерникова Елена Эдуардовна
1. Введение
Великий поэт всех времен и народов А. С. Пушкин сказал: «Вначале жизни школу помню я». Этим самым он определил фундаментальное значение школы в развитии человека. Сознательная жизнь каждого из нас начинается здесь, здесь же формируется и наше сознание. Именно школа призвана помочь осознать каждому ребенку свое «Я» и как его «Я» связано с окружающим миром, помочь ощутить себя частицей человечества, сыном своего Отечества.
В последние годы наше Отечество изменилось. Критически пересматривается его прошлое. Но у нас не будет другого Отечества и другой истории. Историю судить нельзя, ее надо изучать, чтобы на опыте наших предков обретать мудрость, не повторяя их ошибок. Сегодня в отношении людей к Родине, ее истории определились два полюса: на одном – глубокое, неистребимое патриотическое чувство, ведущее к активной созидательной позиции, на другом – вандализм и циничный отказ от своего Отечества. Между ними большое количество переходных вариантов. В этой зоне колеблющихся, неустойчивых и находится большая часть молодежи. Таким образом, современная молодежь стоит перед проблемой выбора. Проблема усложняется тем, что опыта ребенка недостаточно для того, чтобы разобраться самостоятельно в сложившейся ситуации, сделать выбор. Для того, чтобы он был готов к этому, необходим социальный опыт, который приобретается в активной социально значимой деятельности. Одним из путей решения проблемы является краеведческая деятельность, позволяющая эффективно осуществлять процесс социального становления личности ребенка.
В ходе краеведческой деятельности учащийся:
получает коммуникативные навыки, учится пользоваться ими в различных обстоятельствах деятельности и общения;
осваивает различные правила, нормы, обычаи, которые выработаны в процессе общественного развития и должны быть усвоены в ходе приобщения к культуре общества;
получая новые знания в ходе поисковой и исследовательской работы, ученик не только оценивает их значимость для общества, людей, но и делает их ценностными лично для себя;
чувствует свою сопричастность к социально-значимым событиям, явлениям, действиям;
приобретает возможность практической реализации знаний и навыков;
приобретает реальную возможность самопознания, самосовершенствования, саморазвития, самореализации;
у учащихся с одной стороны формируется чувство гордости, а с другой беспокойство за будущее своего края.
Краеведческая деятельность поможет понять подрастающему поколению, что будущее России в их руках, что страна будет такой, какой сделают ее люди, то есть мы с вами.
Вырастить молодое поколение россиян, готовых жить в правовом, демократическом государстве, в условиях рыночной экономики, - главная задача общеобразовательной школы. Эта задача определяет новую идеологию воспитательной деятельности, важнейшим направлением которой является патриотическое воспитание. Л. Н. Толстой писал: «Патриотизм – чувство самое стыдливое. Береги святые слова и дорожи ими. Не кричи о любви к Родине, а трудись во имя ее блага, счастья, могущества». Любовь к Родине деятельна, сопричастна с ее историей, природой, достижениями и проблемами, это фундамент общественной и политической систем, духовно – нравственная основа их жизнедеятельности. Именно образование призвано собрать воедино все общественно значимые установки, отечественные традиции, сохранить уникальную национальную культуру народов России. Образованный человек должен иметь целостное представление о Земле, своей стране, о родном крае. Роль географии в патриотическом воспитании подрастающего поколения является ведущей в общеобразовательной школе.
Школьное краеведение в настоящее время получило новый импульс, связанный с усилением региональной политики, с социальным и экономическим развитием территорий. Региональные факторы приобретают приоритетное значение в экономике, в жизни каждого человека. В среднем образовании также усиливается региональный компонент, что предъявляет повышенные требования к изучению географии своего края.
Таким образом, проблема патриотического воспитания актуальна, своевременна и современна. В ее решении велика роль географического краеведения, так как разнообразные формы, методы, приемы патриотического воспитания в условиях сельской школы позволяют приобщить ребенка к поисковой, исследовательской, аналитической деятельности, воспитать личность учащегося в духе активного созидательного труда, развивать духовность человека, формировать его гражданственность.
2. Место экскурсий в школьном курсе «Окружающего мира»
Экскурсии - очень важная органическая составная часть нормальной работы школы, они должны быть тесно связаны со всем ходом обучения. Их нельзя рассматривать как случайное, эпизодическое явление, мало связанное совсем ходом преподавания, нечто вроде весенних школьных прогулок.
Экскурсии - это те же уроки, но уроки в природе или в музее, на выставке и т.д., т.е. в иной внешней обстановке. Поэтому и отношение школ к экскурсиям должно быть такое же, как к урокам. Они введены в план школы, связаны с программой курса, занимают определенное место в годовом и тематическом планировании учебного предмета в каждом классе.
Расписание экскурсий должно быть согласовано таким образом, чтобы экскурсия по одному предмету не срывала других уроков. Планирование экскурсий дает возможность осуществить их без срыва других занятий.
Тематика экскурсий определяется программой по природоведению или естествознанию. Анализ различных программ по курсу естествознания в начальной школе показывает, что экскурсии включены во все программы и имеют сходную тематику. По тематике все экскурсии можно разделить на следующие группы:
- ознакомление с многообразием органического мира, наблюдения за явлениями природы в различное время года;
- ориентирование на местности, ознакомление с формами земной поверхности, топонимикой, полезными ископаемыми своей местности;
- экологические экскурсии по изучению приспособленности организмов к среде обитания, различных видов природных сообществ, ознакомлению с природным богатством своего края и проблемами охраны окружающей среды;
- экскурсии в краеведческий музей, на выставки, производства.
Для каждого класса в программах определены темы экскурсий с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся. В начале изучения курса «Окружающего мира» - это проведение наблюдений за явлениями природы, знакомство с правилами поведения в природе. По мере накопления знаний тематика усложняется, на заключительном этапе проводят экологические экскурсии, изучают взаимоотношения организмов в сообществах, связь живой и неживой природы, использование природных богатств человеком и его воздействие на природу. Неотъемлемая часть любой экскурсии вне зависимости от ее тематики - природоохранная направленность.
В процессе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений о родной природе. Дети знакомятся со всем богатством ее красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении. Познание природного окружения начинается чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. На экскурсиях школьники получают возможность непосредственно знакомиться со свойствами и качествами предметов, явлений путем наблюдений, в ходе выполнения заданий игрового или практического характера. Таким образом осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.
Исследования педагогов и психологов выявили, что целенаправленные наблюдения способствуют развитию познавательных способностей (наблюдательности, любознательности, самостоятельности), накоплению чувственного опыта и его осмыслению, исключают возможность образования формальных знаний, не опирающихся на достаточную чувственную основу. Использование сравнений повышает интерес и наблюдательность, обеспечивает более активное, прочное и сознательное усвоение знаний. На экскурсиях детей знакомят не только с природой, но и с результатами творческой деятельности человека, преобразующего окружающий мир. А это способствует развитию уважения к созидательной деятельности и желания принять в ней посильное участие, укрепляет чувство гордости за свою Родину.
3. Экскурсия как форма ознакомления школьников с окружающим миром.
Конец формы
В начале экскурсии учитель обращает внимание детей на красоту окружающей природы, учит всматриваться в богатство и разнообразие форм, оттенков цвета, прислушиваться к звукам природы, наслаждаться запахом скошенной травы, опавших листьев, полевых и лесных цветов... Во время экскурсий дети знакомятся с разнообразными растениями и животными в естественных условиях, учатся подмечать изменения, которые происходят в их жизни со сменой времен года. На этой основе раскрываются некоторые природные взаимосвязи и показывается, в какой помощи со стороны человека нуждаются те или иные растения и животные. По возможности организуется практическое участие детей в охране природы (например, подкормка птиц). При проведении экскурсий возникает возможность в реальных условиях, на конкретных примерах познакомить детей с экологическими правилами поведения.
В сельской местности детей знакомят с аграрным трудом, организуя для них встречи с хлеборобами, овощеводами, животноводами (чаще всего это родители учащихся). На таких занятиях учитель опирается на наблюдения учащихся, на их практический опыт. Дети рассказывают, какие животные у них в хозяйстве, как они помогают родителям ухаживать за ними и т. д.
В городских условиях проводятся заочные экскурсии–беседы с использованием диапозитивов, таблиц и других средств наглядности.
Принимая участие в уходе за комнатными растениями и домашними животными, работая на пришкольном участке, в саду, на огороде, дети на практике познают, что все живое нуждается в воде, тепле, свете, они понимают, какое значение для человека имеют растения и животные, как человек заботится о них.
Наиболее полно запросам краеведческого образования и воспитания учащихся младшего школьного возраста отвечают дидактические (познавательные) игры. Главное свойство дидактических игр состоит в том, что в них познавательные задачи выступают перед школьником в скрытом виде. Играя, ребенок не думает учиться – учение здесь протекает непреднамеренно. Увлекают детей игры с карточками, загадками. Использование дидактических игр на уроках, экскурсиях, прогулках, во время турпоходов, при подготовке домашних заданий, на занятиях в группе продленного дня позволяет значительно расширить знания учащихся о взаимосвязях человека с природой, об объектах природного окружения, которые необходимо знать, чтобы умело использовать и оберегать.
Решению задач краеведческого образования в наибольшей степени способствуют творческие сюжетно-ролевые игры. Это игры «в кого-нибудь» или «во что-нибудь» В педагогической литературе эти игры называются по-разному – сюжетными, подражательными и т. д. Установлено, что воспитательный эффект творческой игры постигается при соблюдении методики, при которой организация, распределение ролей и подготовка к игре сохраняют ее неповторимую прелесть, детскую непосредственность а также обеспечивают знания об объектах игры, приближение ее условий к реальным ситуациям.
При разработке содержания игр краеведческого характера необходимо, чтобы центром их были взаимоотношения людей, их гуманное, заботливое отношение к истории и культуре родного края. В содержание ролевых игр включаются знания о моральных нормах и правилах поведения человека т. е. о проблемах, которые в процессе урока не могут рассматриваться достаточно глубоко и всесторонне. Система ролевых игр строится с учетом специфических целей на каждом этапе обучения.
Педагогически правильно организованная игровая деятельность школьников позволяет достигать полного их самовыражения, активности и свободы действий, разумно согласующихся с требованиями взаимного уважения, познания окружающей среды, ощущения красоты природы и ее гармонии, развития чувства любви и заботливого отношения к ее объектам.
Рассмотренные выше приемы и методы обучения делают экскурсионные занятия по ознакомлению с окружающим миром не только полезными, но и интересными, привлекательными для детей.
Часто на экскурсиях у ребят возникает желание собирать занимательный материал. И тогда учителя предлагают учащимся завести тетради и переписывать или наклеивать в них из журналов, газет, календарей небольшие тексты, загадки, ребусы, кроссворды и др. Тетрадям дают названия «Интересные или забавные странички», «Тетрадь занимательного материала». Собранный материал можно использовать при проведении внеклассных мероприятий, уроков естествознания.
Изменение, движение, развитие – это универсальные свойства объектов окружающей среды. Если ребенок будет иметь представления об этих свойствах, он быстрее научится обобщать то, что видит. Наблюдая за явлениями живой природы, дети знакомятся с ростом и развитием живых существ, видят, как они приспособлены к сезонным условиям. Изменения в природе носят строго последовательный характер, определяемый временными промежутками. Особую роль в познании закономерных изменений в природе играет сопоставление, которое позволяет выявлять устойчивые и меняющиеся признаки объектов.
Чтобы закрепить, уточнить и систематизировать чувственные представления, следует результаты наблюдений фиксировать в календарях и альбомах природы. Особенно ценными они становятся тогда, когда отражают закономерно меняющиеся явления природы.
4. Особенности краеведческих экскурсий.
На современном этапе краеведческий принцип является одним из базовых при отборе учебного материала и организации процесса обучения в целом. В последнее время краеведение обрело статус учебной дисциплины в рамках школьного и вузовского образования. В этом ключе следует отметить, что современные краеведческие экскурсии приобрели отличительные, специфические признаки организации и проведения:
- максимально возможное апеллирование к данной форме на всех этапах изучения краеведческого курса не менее половины всего учебного времени. В этом ключе экскурсию можно рассматривать как краеведческий комментарий к учебным программам по отечественной истории, литературе и географии конкретного региона, что, в свою очередь, предполагает адаптацию для школьных целей профессиональной экскурсии как формы познавательной и воспитательной работы;
- своеобразная типология форм экскурсионной работы: 1) по характеру подготовки: а) заказная коммерческая экскурсия; б) экскурсия (прогулка), разработанная и проводимая учителем: в) подготовка (разработка) и ведение экскурсий (их фрагментов) учениками под руководством учителя; причем последняя предполагает постепенное подведение детей к такого рода работе (изначально необходимо привлекать наиболее сильных учеников к составлению рефератов по определенным историко-культурным вопросам, составлению карточек экскурсионных объектов и т. п.); 2) по особенностям экскурсионного материала: а) обзорные, нацеленные на изучение объектов из различных сфер (политематические); б) тематические, ориентированные на раскрытие одной большой темы и считающиеся обычно более сложной формой; 3) по характеру перемещения: автобусные, пешеходные, велосипедные; 4) по специфике изучаемого материала и применяемых приемов: природоведческие, литературные (значителен удельный вес памятных мест с несохранившимися или перестроенными объектами, что требует сложных приемов зрительной реконструкции, обильного цитирования, предварительной подготовки к визуальному знакомству с объектом) и т.д. Поэтому в работе рекомендуется начинать с более простых пешеходных обзорных экскурсий по небольшому, но насыщенному памятниками и памятными местами району;
- учет возрастных особенностей в их тематическом планировании: в начальной школе - максимальная близость к школе («школоцентрированность» - экскурсии по своему микрорайону, в соседний парк, театр и т.д.);
- своеобразие содержания: каждая экскурсия должна включать в себя рассказ о топонимике улицы или местности, ее истории, о сохранившихся и погибших архитектурных, мемориальных, исторических памятниках, о выдающихся жителях и краеведах; разнообразие предмета изучения - отдельный дом, предприятие, древняя улица, новый квартал, жилой район и т.д. В процессе рассмотрения типового экскурсионного объекта обращают внимание на основные содержательные аспекты; история создания / возникновения, создатели (инициаторы, строители, художники), архитектурно-конструктивные и художественные особенности объекта (в том числе интерьера), функциональные характеристики, его биография и связь с историческими событиями / лицами, современное состояние и перспективы;
- планирование и проведение экскурсионной работы соответствуют традиционному трехчастному подходу, где сама экскурсия также структурно подразделяется на введение, основную часть (представленную тематическими блоками, объединенными общей идеей) и заключение;
- специфика хронометрирования экскурсии в городских условиях: пешеходные - 1 - 4 академических часа, включающих в себя от двух-трех до нескольких десятков объектов показа, от 3 (4) до 10 (15) остановок (одна – 5- 10 мин);
- максимальная деятельностно-практическая и исследовательская направленность экскурсий: необходимо постепенно учить школьников готовить и проводить их самостоятельно составлять маршрут, собирать сведения о памятниках;
- разнообразие форм организации экскурсионно-краеведческой работы в целом, например, по сезонам (помимо традиционных 5 - 6 экскурсий по программе): наблюдения, небольшие вылазки (осень - глубокая осень), обработка материала, заседания, доклады, конференции (зима - ранняя весна), разъездная работа (весна), вылазки на природу, глубокая разведка, походы (поздняя весна - лето - ранняя осень);
- обязательная докомплектация «портфеля экскурсовода» - совокупности материалов, носимых с собой и используемых для повышения наглядности во время экскурсии: фото, изопродукция, включающая виды местности, отдельных объектов в разное время, труднодоступных / недоступных во время экскурсии мест (деталей, частей зданий, сооружений), проектная документация, изображения исторических событий и лиц; географические и исторические карты, схемы; старые документы; отдельные мелкие предметы мемориального характера; карточки с цитатами и т.д.
Таким образом, на современном этапе экскурсия рассматривается как одна из форм исследовательской работы учащихся. Налицо ее динамика в виде конкретизации и введения новых разновидностей, в большей степени обусловленная не только расширением диапазона изучаемого материала, но и поиском эффективных вариантов традиционных методов ведения работы.
5. Заключение
Проанализировав литературные источники, становится понятно, что краеведческое образование как элемент общего образования связано с овладением учащимися научными основами взаимодействия природы и общества. Его цель – формирование системы знаний, взглядов и убеждений, направленных на воспитание моральной ответственности личности за состояние родного края. Междисциплинарный состав краеведческих знаний определяет характер ее влияния на всю систему образования и затрагивает все области и стороны обучения и воспитания. Содержание краеведческого образования реализуется через межпредметные связи и основывается на системе научных идей, закладываемых в соответствующие учебные предметы: развитие и целостность природы в сфере жизни; взаимосвязь истории общества и природы; изменение природы в процессе труда; влияние среды на здоровье человека. В школе важнейшую роль в процессе краеведческого воспитания при изучение «Окружающего мира» играют краеведческие экскурсии.
Теоретическая основа краеведческого воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития.
6. Список литературы
Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Наблюдения и опыты на уроках природоведения: Пособие для учителя нач. шк. – М.: Просвещение, 1988.
Александров А. И. Факультативные занятия по истории краеведения./А. И. Александров //Преподавание истории в школе. 1982. № 3. С. 5961.
Борисов Н. С., Дранишников В. В., Иванов П. В., Кацюба Д. В. Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителей /Н. С. Борисов, В. В. Дранишников, П. В. Иванов, Д. В. Кацюба; под редакцией Н. С. Борисова. М.: Просвещение, 1982.
Верба А. И. Сейненский А. Е. Школьный исторический музей в системе учебно-воспитательной работы / А. И. Верба, А. Е. Сейненский // Воспитание школьников. 1986. № 2.
Голованов В. М. Краеведческий материал на уроках истории / В. М. Голованов //Вечерняя средняя школа. 1983. № 2.
Гостев А. Воспитание историей: О значении школьного исторического краеведения / А. Гостев //Народное образование. 1988. № 6. С. 2628.
Евгеньева А. П. Краеведение / А. П. Евгеньева //Словарь русского языка. 4-е изд. Стер. М.: Рус. яз., Полиграфресурсы, 1999. Т.2. С.118.
Забытова С. В. Изучение региональной истории в школе / С. В. Забытова; под ред. Н. А. Шаховой, И. Е. Федоровой. Благовещенск, 2000.
Захаренко, Е.Н., Комарова, Л.Н., Нечаева, И.В. Новый словарь иностранных слов. [Текст] / Е.Н.Захаренко, Л.Н.Комарова, И.В.Нечаева – М.: ООО Издательский центр «Азбуковник», 2006.
Иванов П. В., Матрусов И. С., Сейненский А. Е. Краеведение / П. В. Иванов, И. С. Матрусов, А. Е. Сейненский; под общ. ред. В. В. Давыдова. // Большая Российская энциклопедия. М., 1993. Т.1.- С. 475476.
Кацюба Д. В. Внеклассная работа по истории (Краеведение): пособие для учителей / Д. В. Кацюба. М.: Просвещение, 1975. 192с.
Клепинина 3.А., Чистова Л.П. Дневник наблюдений за природой и трудовой деятельностью человека. – М., 1988.
Князев Ю. А. Библиография в краеведческой работе (Обзор литературы) / Ю. А. Князев //Преподавание истории в школе. 1991.- № 3. С. 128131.
Князев Ю. А. Изготовление картосхем краеведческого содержания / Ю. А. Князев //Преподавание истории в школе. 1987. № 3. С. 53.
Козина, Е.Ф., Степанян, Е.Н. Методика преподавания естествознания. [Текст] / Е.Ф. Козина, Е.Н.Степанян. М.: Академия, 2004.
Миронов, А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах [Текст] / А.В. Миронов - М.: Педагогическое общество России, 2002. – С. 235 – 238.
13PAGE 15
13PAGE 14215
Заголовок 1Заголовок 3Заголовок 415