Разработка классного часа на тему: «Семья! Как много это значит!»
МКОУ Межевская СОШ
Классный час на тему
«Семья! Как много это значит!»,
приуроченный к акции «Семья – основа Российского общества и государства»
Коряковцева Ю.Н.,
кл.рук-ль 5а класса
с. Георгиевское, 2013
Внеклассное мероприятие
"Семья – это то, что с тобою всегда!"
Эпиграф: “Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”.
Цель: формирование отношения к семье как к ценности.
Задачи:
Формирование доброго отношения к родным, близким людям, воспитание чувства гордости за свой род.
Формирование практических навыков построения взаимоотношений
Формирование навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
Оборудование: Наглядный материал, карточки с ситуациями, маркеры, карточки с буквами С, Е, Мь, Я.
Подготовка: презентация с фото, родословные.
Ход урока
1.Эмоциональный настрой.
Я рада вас видеть. Рассчитываю на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.2. Мотивационный блок.
Определить тему урока, прослушав стихотворение:
Семья – это то, что мы делим на всехВсем понемножку: и слезы и смех,Взлет и падение, радость, печаль,Дружбу и ссоры, молчанья печать. Семья – это то, что с тобою всегда.Пусть мчатся секунды, недели, года,Но стены родные, отчий твой дом –Сердце навеки останется в нем!
У каждого человека есть свой дом. Слова “Отчий дом”, “семья” входят в наше подсознание с первых дней жизни. Семья – это великий дар.
Деление на группы:
Ребята делятся на две группы (вытягивают листочки двух цветов, после этого используют листочки для написания ассоциаций)
С чем у вас ассоциируется слово “семья”?
Примеры ответов:
Семья – это счастье, крепость, забота, любовь, очаг, тепло, радость, ответственность, уют. Могут быть варианты ответов: проблемы, страдания и т. д.
Учитель зачитывает стихотворение:
Я над семьей Дышу благоговейноСкажу Вам правду,Не кривя душой,Что для меняСлова: очаг семейный –Несут понятие – святой.Н.Белоусов.
3. Основной блок.
Упражнение “Родословная”
Русская народная пословица гласит: “Вся семья вместе и душа на месте”.
Раньше о доме и семье говорили с большим уважением. Семьи на Руси были большие и дружные. Жили весело, уважали старость, оберегали младость. Вокруг каждого из нас много родных (бабушек, дедушек, теть, дядь и т.д.), с ними мы связаны незримыми нитями.
Многие из вас составляли свою родословную. Если внимательно посмотреть на рисунок, тогда дерево превратится в корень, из которого вы и выросли. Говорят: “У него крепкие корни”. И тот род силен, который предков помнит и чтит.
Обучающиеся представляют свои родословные
– Знаете ли вы откуда вы родом?
– Кто предложил вам дать то имя, которое вы носите?
– В честь кого вас назвали?
Упражнение “Семейное счастье”. (ответы пишутся на доске)
Л. Толстой сказал: “Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”.
Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Из чего складывается семейное счастье?
Время на подготовку – 7мин.
Варианты ответов – уважение, доверие, искренность, понимание, сочувствие, готовность разделить с тобой беду и удачу, поддержка, доброжелательная атмосфера в семье.Что может быть дороже сознания: ты нужен, необходим другим людям.
Упражнение “Обязанности в семье”.
Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Я надеюсь, что ваш дом теплый, солнечный, уютный. Чьими стараниями это достигается в вашей семье?
Раздаются листы бумаги с заданиями: Как разделяются обязанности в вашей семье?
мама папа дети
После выполнения задания обучающимся предлагается посмотреть, могут ли они взять часть маминых и папиных обязанностей на себя.
Вывод. Есть такая пословица: “Счастье не птица – само не прилетит”.
Если каждый член семьи имеет свой участок работы, тогда в доме уют, тепло, гармония. Там, где все заботы по дому лежат на одних плечах, как правило, царят раздражение, непонимание.
В народных пословицах и поговорках сказано о том, что не так просто поддерживать семейный очаг, семейное тепло.
“Дом вести – не бородой трясти” Дом построить – не шапку на голову надеть”.
Упражнение “Конфликты”.
Подумайте, из-за чего чаще всего у вас возникают конфликты в семье?
Конфликты неизбежно возникают, и будут возникать – такова уж человеческая природа.
Важно уметь управлять конфликтами, избирать наиболее продуктивные формы поведения в конфликтных ситуациях.
Группам предлагается решить конфликтные ситуации. С позиции родителей и с позиции детей.
Ситуация 1. Родители настаивают на стиле одежды, который, по-твоему, старомоден. А то, что носишь ты, кажется им неприемлемым, вульгарным. Как найти выход?
Ситуация 2. Родители не разрешают дружить с тем человеком, который тебе интересен, мотивируя это заботой о тебе (Он плохой!”). Как выйти из подобной ситуации?
Ситуация 3. Ты уверен, что, будучи взрослым человеком, вправе сам решать, когда тебе возвращаться домой. Родители настаивают: “Чтобы в 9.00 был дома!” Как решить эту проблему?
Вывод: Агрессивное высказывание, запрет, протест – ни к чему хорошему не приведет.
Уверенное поведение – уважение, доверие к личности, родители говорят о своих переживаниях.
Педагог зачитывает легенду.
В Древнем Китае жила удивительная семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь и уважение. Слава о семье дошла до самого императора, и он посетил эту семью. Убедившись, что молва ничего не преувеличила, император спросил у старейшины семьи: “Как удается вам жить в мире и согласии, не ссорясь, и не обижая друг друга?” В ответ старейшина назвал лишь одно слово. Какое?
Ребятам предлагается отгадать это слово. (Терпение)
Вывод.
Научитесь владеть своими эмоциями, и это поможет вам регулировать отношения с родными.
Упражнение “Какая будет ваша семья?”
Подумайте, какие фразы вы не будете говорить своим детям? Что вы не будете делать?
Какая будет у вас семья?
С – счастливая, сильная, скромная, солнечная, светлая, справедливая, смелая, совершенная,
Сообразительная, спортивная и т.д.
Е – единственная, единая
Мь – милая, многодетная, музыкальная, мечтательная, молодая, мудрая, молодежная, модная
Я – яркая, ясная
4.Рефлексия.
Звучит стихотворение Э.Асадова.
Да, так уж устроено у людей,Хотите вы этого, не хотите ли,Но только родители любят детейЧуть больше, чем дети родителей.И все же – не стоит детей корить,Ведь им не всегда щебетать на ветках.Когда-то и им малышей растить,Все перечувствовать и пережить,И побывать в “стариках” и “предках”.
Да, рано или поздно, в зрелом возрасте и не очень, с одобрения родителей или без него, люди создают семью.
Какой она будет: счастливой или не очень, шумной или нет, богатой или бедной, участливой или безучастной – покажет время и ваши стремления к прогнозированию будущей семьи.
Педагог: Подумайте, какие еще ассоциации возникли у вас после нашего урока.
Сегодня, когда придете домой, не забудьте обнять своих родных и сказать, что вы их очень любите!