Доклад на МО классных руководителей Система воспитательной работы классного руководителя как условие социализации выпускников


Система воспитательной работы классного руководителя как условие социализации выпускников
Доклад на методическом объединении
классных руководителей
Классный руководитель 11 класса Боева Т.А.
Если мы покопаемся в своей памяти, то может быть, вспомним , как в детстве многие из наших сверстников хотели быть учителями. С годами число их заметно уменьшалось и даже сходило на нет. Вот и я на вопрос, кем я буду во взрослой жизни, почти не задумываясь, отвечала: «Учителем». Примерами мне для подражания были такие учителя, личностными характеристиками которых были искренняя любовь к детям,организованность, справедливость, неподдельный интерес к жизни и личности каждого воспитанника. Прошли годы, я стала учителем… Вот уже тридцать семь лет работаю в школе учителем- предметником, одновременно являясь классным руководителем. И могу сказать, что деятельность классного руководителя многоемка и многообразна, круг обязанностей очень широк, огорчения и неудачи более часты, чем радости и победы. Ведь классный руководитель -это тот человек, который создает нормальные условия для протекания учебной работы и внеклассной жизни всего класса и каждого ученика в отдельности. Наверное, трудно, а, пожалуй, и невозможно забыть первых своих учеников. Ершистые, непосредственные, по-своему, по-детски мудрые! Они на глазах повзрослели, выросли. С ними я приобретала опыт воспитательной работы. Это они научили меня, что все, происходящее в моей жизни, должно быть по возможности доступно им, иначе не будет доверия и открытости с их стороны. Многие наши беды, а детские тем более, происходят именно оттого, что нет рядом людей, которым можно открыто поведать о наболевшем. Ведь почти каждая третья семья неполная. Каждая вторая имеет лишь одного ребенка. Родители видят своих детей чаще всего спящими. А в семьях где есть старики, воспитание и надзор доверены им. Я поэтому и стремилась стать для своих учеников тем родным человеком, к которому они могли бы обратиться со своими трудностями, проблемами. Исходя из этого стержневым компонентом в моей философии выходит просто человеческое: помочь, понять, приласкать, посочувствовать, поговорить по душам. Такая помощь может включать совет, доброе слово или невербальные формы поддержки, которые играют огромную роль в нашей жизни. Дружеская рука ложится вам на плечо - и уже никаких слов не надо. Выпускной класс – особая группа школьников, требующая особого внимания. Выпускник стоит на рубеже новой жизни, за этим рубежом нет приготовленной программы и обрисованного пути; свободный выбор станет теперь определять ход его жизни. Последний школьный год чрезвычайно важен, «Я» школьника несет ответственность за свое будущее. Перед учителем стоит вопрос: как в условиях традиционной педагогики взрастить личность, способную выжить в современном обществе и быть востребованным. Но система знаний, умений и навыков не всегда дает возможность выпускнику ощутить себя самодостаточным и успешным в этом
мире, поскольку значительная часть этих знаний так и остается неиспользуемой. В сложных условиях перехода к рынку особенно село попало в трудную ситуацию. Ориентация на конкурентоспособную личность - насущная потребность любой школы. Для сельской школы эта проблема стоит особенно остро. Сельский образ жизни сужает возможности для выполнения школьниками многообразных социальных проб, проигрывания различных социальных ролей. Это замедляет процесс социализации сельских школьников. Поэтому значительное место в воспитательной работе отводится социализации. Социально-экономические преобразования, происходящие в стране, обусловили существенные изменения в деятельности сельской школы, состояние и уровень работы которой сегодня определяется тем, что она является главным фактором жизнеспособности, сохранения и развития села, единственным духовным и культурным центром на селе.
Анализируя свою воспитательную работу в 10 классе-сопоставляя цели и результат воспитания, я спланировала дальнейшую воспитательную работу с 11 классом. Важными целями воспитательной работы с классом считаю • создание условий для саморазвития человека, как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности; • максимальное содействие психологическому и личностному развитию школьника, обеспечивающее готовность к самоопределению во взрослой жизни. Достижение этих целей на практике происходит через реализацию следующих задач: -организация разнообразных видов коллективно-творческой деятельности, вовлекающей учащихся в разнообразные коммуникативные ситуации, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию; - повышение общего культурного уровня через активные (участие: здесь и сейчас) и пассивные (восприятие) формы; - участие в спортивных мероприятиях как способ воспитания волевого компонента характера и привития здорового образа жизни; - участие в организации дежурства класса по школе; - организация и проведение классных часов как в форме «учитель – класс», так и в формах: «ученик – класс», «ученик-родитель» (привлечение ребят и родителей к непосредственной подготовке классных часов); -участие класса в общественно - полезных работах (в субботниках); Эффективность воспитания проявляется, если оно системно.
Система воспитательной работы ведется по следующим направлениям: • Планирование, анализ воспитательной работы. • Традиционные общешкольные культурно-массовые мероприятия. • Уроки родителей, уроки в семейных гнездах, социальные уроки (вхождение в окружающую среду и видение проблем села). • Работа с учителями-предметниками (воспитательная деятельность на уроках, формирование нравственной позиции). • Уроки профориентации школьников. • Работа с семьей (родительские собрания, конференции, родительский институт). • Нравственные классные часы. • Формирование и укрепление классных традиций, к которым можно отнести праздники: День знаний (1 сентября), Новый год, 8 Марта, День последнего звонка, выпускной вечер. Я стараюсь привлечь как можно больше родителей ко всему, что происходит в жизни их детей за пределами дома. Пусть они по мере сил и желания станут свидетелями и участниками праздников и будней, поймут, как важно их детям видеть эту заинтересованность. Может быть, тогда станет реальной возможность избежать многих конфликтов, основанных на непонимании, недоверии, безразличии взрослых из-за их занятости. Ценным в опыте школы являются целесообразно продуманные, дающие педагогический эффект формы совместных с родителями мероприятий и дел, помогающих устанавливать в семье обстановку взаимопонимания и уважения: Встречи за "круглым столом", выпуск семейных газет, совместные праздничные вечера, отчеты детей перед родителями, а особенно уроки в «семейных гнездах». Их целями являются- развитие семейного творчества и сотрудничества семьи со школой, воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью, сплочение классного коллектива. А также формирование у учащихся представления о семье как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге. Уроки проводят совместно учителя с родителями в развлекательно - информационной форме. А традиционные поздравления к 23 февраля и 8 Марта? Они с каждым годом меняли форму: это и концерты, на которых основными зрителями становились родители, и конкурсы-соревнования между родителями, удивившими своих детей музыкальностью, находчивостью и чувством юмора. В этом году для моего воспитанника прозвучит «последний звонок». Расставание с классом всегда драматично, и выпускной вечер не только для одиннадцатиклассников станет вечером переживаний, но и для тех, с кем он
прожил школьные годы бок о бок, деля радости и невзгоды, учась мудрости и человечности. А прощание несет и новую встречу, какими вы будете, мои новые ученики, мои новые друзья, мои новые спутники?!... Но какими бы они ни были, я знаю: мое призвание - быть рядом с детьми, жить их заботами, быть полезной, нести им любовь и радость!